АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Литвякова Ю.С. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что эстетическое развитие является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста. Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста тесто связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных этических понятий и оценок. В настоящее время появились публикации психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов и других, в которых убедительно доказывается, что дети для полного гармоничного развития нуждаются не только во внимании взрослых, в благожелательном, эмоциональном, тактичном общении, но и в эстетически оформленном предметном пространстве, окружающим ребенка и развивающим его эстетическое восприятие мира и творческие способности [1,с.10].

Огромный вклад в эстетическое воспитание внесли такие ученые, как Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комарова и др.

Эстетическое воспитание, по мнению Л.В. Компанцевой, является важнейшей стороной воспитания ребенка, оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на нравственные стороны действительности, повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие [3,c.312].

С.А. Козлова считает, что эстетическое воспитание не что иное, как одна из центральных сторон воспитания ребенка, оно направлено на обогащение чувственного опята, эмоциональной серы личности, так же оказывает влияние на познание нравственной стороны действительности [6,с.316].

Таким образом, мы пришли к мнению, что под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования эстетического отношения к действительности, становление творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире с позиции эстетического идеала, а так же испытывать потребность в эстетической деятельности [2,с.310].

Задачи эстетического развития детей старшего дошкольного в настоящее время возраста отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие». Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей[10].

В нашем исследовании мы выявили уровни эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ № 3 «Эрудит» г. Сургута ХМАО-Югры. На этапе констатирующего эксперимента для выявления уровня эстетического развития у детей старшего дошкольного возраста нами были позаимствованы критерии, разработанные С.Ю. Бабуновой. К ним мы отнесли: эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное в природе, умение наблюдать и отмечать красоту объектов природы [7,с.83].

Для того, чтобы выявить уровень эмоционально-чувственной отзывчивости на прекрасное в природе мы провели анализ продуктов детской деятельности, а именно анализ рисунков.

В рамках работы детям предлагалось нарисовать рисунок на тему «Самое красивое в природе». Ребята с радостью принялись рисовать свои работы, не все дети подошли к работе с интересом, но большинство отнеслись к работе ответственно, самостоятельно, инициативно, проявили творчество, фантазию в своих работах использовали тёплые, насыщенные яркие цвета. По результатам проведённой работы, был выявлен уровень представления детей о красоте, умение передавать цвета для передачи красоты в природе, и соответственно, были выделены уровни эмоционально-чувственной отзывчивости на красивое в природе.

Высокий уровень продемонстрировало 46% детей. Ребенок, отнесенный к данному уровню, охотно выполняет поставленную задачу, рисунок отображает основную и главную суть. Цветовая гамма рисунка и бумаги соответствует задуманному. Ребенок описывает то, что он изобразил, называет «красивое» и «некрасивое».

Средний уровень продемонстрировало 54% детей. Ребенок часто отвлекается от основной задачи рисования, в слова «красивое» и «некрасивое» вкладывает косвенное значение, опираясь на второстепенные признаки. Цветовая гамма не всегда может соответствовать задуманному. Рисунок не всегда имеет своего логического завершения. Объяснение дает только с помощью наводящих вопросов. Низкий уровень выявлен не был. Для того, чтобы выявить эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное в природе нами была проведена беседа. Детям были предложены следующе вопросы, а именно: Как ты понимаешь, что такое красота? Ты любишь гулять в парке, ходить на экскурсии? Как часто ты гуляешь в парке? Во время прогулки в парке ты рассматриваешь, любуешься деревьями, растениями, животными? Ты считаешь парк красивым местом и почему? Во время прогулки в парке ты собираешь камушки, шишки, листочки? У тебя дома есть книжки, энциклопедии о животных и растениях? Ты любишь рассматривать картинки с изображением природы, животных, почему? Знаешь ли ты, как нужно вести себя в парке

В процессе беседы дети охотно, инициативно отвечали на вопросы, приводили много примеров.

По результатам беседы с детьми были выявлены следующие уровни проявления интереса к эстетическому освоению природы.

К высокому уровню мы отнесли 62 % детей. Ребенок данного уровня предпочитает пребывание на свежем воздухе, интересуется объектами живой и неживой природы, любит рассматривать, любоваться, природными объектами, дома находится много природоведческой литераторы. Знает как нужно вести себя на природе, бережно относится к животным и растениям

К среднему уровню мы отнесли 38% детей. Ребенок данного уровня предпочитает пребывать на свежем воздухе, интересуется объектами живой и не живой природы, но не всегда правильно ведет себя на природе.

Для выявления умения наблюдать и отмечать красоту объектов окружающего социума нами было проведено наблюдение во время прогулки. Детям предлагалось обратить внимание на то, что на участке растут разные деревья. Детям предлагалась рассмотреть березы на участке детского сада, отметить их сходство и различия, отметить красоту окружающей природы, , в чем она проявляется по их мнению.

Во время наблюдения детям задавались следящие вопросы: Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы?

Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы?

По результатам наблюдения за детьми на прогулке нами были выявлены уровни сформированности умения наблюдать и отмечать красоту отдельных явлений и объектов природы.

Высокий уровень (46%) детей проявляли активность, самостоятельность, внимание и интерес в процессе наблюдения за природным объятом, выделяли его характерные черты отвечали на вопросы.

Средний уровень - 54% детей в ходе проведения прогулки наблюдали за природным объектом, периодически отвечали на вопросы, проявляли активность, инициативность, но часто отвлекались. Низкий уровень выявлен не был.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что детей с высоким уровнем эстетического развития достаточно много, хотя есть и дети со средним уровнем эстетического развития. Они активно включаются в деятельность, внимательно и с увлечением слушают музыкальные произведения, рассматривают объекты природы и включаются в беседу, инициативно отвечают на поставленные вопросы.

В ходе проведения констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, целью которого было выявить заинтересованность родителей в эстетическом развитии детей. Родителям были предложены следующие вопросы: Придаете ли Вы значение эстетическому развитию ребенка? Наблюдаете ли Вы вместе с ребенком объекты живой и неживой природы? Какие животные и растения есть у вас дома? Помогают ли Ваши дети в уходе за ними? Как помогают? Умеет ли ваш ребенок любоваться природой? Знает ли ваш ребенок, для чего существуют реки, леса? Совершаете ли вы совместные прогулки в природу? Как часто? Что приносите домой? .Есть ли в вашем доме книги о животных, растениях? Может ли ребенок, по Вашему мнению, через общение с природой стать добрее, сочувствовать , переживать? .Хотели ли Вы получить консультацию природа как средство эстетического развития детей?

Подводя итоги анкетирования, мы можем отметить, что большинство родителей заинтересованы в эстетическом развитии своих детей, понимают важность, ценность эстетического развития, хотят получить консультацию, советы педагогов. Но есть и семьи, где родители не проявляют интереса к эстетическому развитию детей, что не дает возможности детям эстетически развиваться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребёнка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей начало становление личности, и поэтому очень важно в этот период времени заниматься эстетическим воспитание ребенка.

Эстетическое воспитание – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия ребенком от простого к сложному. В связи с этим, эстетическое воспитание является сложным и длительным процессом: дети получают первые впечатления, так же очень важно, чтобы родители вместе с ребенком обращали внимания на красоту окружающего мира, открывали для себя и для ребенка все новое и непостижимое, наблюдали объекты окружающего социума и подчеркивали красоту даже в мелочах.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Т.Г. Казакова / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение,2005. — 207с.

2. Власов, В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства //: в 8 т. / В.Г. Власов. – СПб. : ЛИТА, 2001.

3. Выготский, Л.С Педагогическая психология //М.: Издательский центр «Просвещение », 2005.-316с.

4. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб.заведений // С.А. Козлова, Т.Ф. Куликова. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 416 с.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

Просмотров работы: 3657