ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИАГНОСТИКА ИСХОДНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Арефьева А.Н. 1, Зырянова С.М. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность данной темы обусловлена тем, что воспитание нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста является важной составляющей всего образовательного процесса и диктуется современными условиями. В настоящее время в нашей стране главной задачей является воспитание высоконравственной, духовно-воспитанной и развитой личности каждого.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4] данная проблема чётко прослеживается. Одна из целей ФГОС ДО – воспитание личности ребёнка. В качестве целевых ориентиров воспитания выступают овладение культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности, обладание установкой положительного отношения к миру, чувство веры в себя, способность к волевым усилиям. Результатом образования должно стать воспитание активной, самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью, способной самостоятельно мыслить, смело и эффективно действовать. В концепции дошкольного воспитания учитывается личностно-ориентированная модель подрастающего поколения, в которой создаются условия для полноценного развития личности, для проявления и развития активности ребёнка.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме формирования нравственно-волевых качеств, а именно смелости, мы пришли к выводу о том, что смелость - это нравственно-волевое качество, которое присуще человеку; именно из смелости произрастает готовность защищать не только свои интересы, но и интересы своих близких, своей страны [2]. Данную проблему исследовали такие учёные, как А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова, Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе и др.

В нашем исследовании на базе МБДОУ №40 «Снегурочка» города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. на этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровни сформированности представлений о смелости у детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы позаимствовали критерии и показатели, которые разработала Н.Н. Завьялова.

  1. Когнитивный компонент. К первому компоненту мы отнесли такой показатель, как наличие нравственных представлений о смелости, способах проявления смелых поступков.

  2. Эмоционально-чувственный компонент. Ко второму компоненту мы отнесли показатель сформированности эмоциональных реакций.

  3. Поведенческий компонент. К третьему компоненту мы отнесли такой показатель, как проявление смелых поступков в процессе взаимодействия со сверстниками.

После того, как были определены показатели, мы подобрали методы исследования.

Для того, чтобы определить наличие представлений о смелости и о способах проявления смелых поступков, мы проводили индивидуальную беседу, в ходе которой дети проявляли заинтересованность и активность. Были заданы такие вопросы: «Какие поступки можно назвать смелыми?»; «Кто такой смелый человек?»;« Каких смелых героев из сказок ты знаешь?».

На основе анализа ответов детей по данной теме мы получили показатели уровня сформированности представлений о смелости. Таким образом, мы распределили детей по уровням: 30% детей имеют высокий уровень сформированности представлений о смелости, устойчивые и точные суждения о данном качестве; 53% детей имеют средний уровень сформированности данных представлений и лишь 17% детей имеют низкий уровень сформированности представлений о данном качестве.

Для выявления второго критерия, сформированности эмоциональных реакций, детям были прочитаны произведения об отважных героях, их поступках и проводилась беседа по прочитанному произведению. Для прочтения были выбраны следующие произведения: «Алёша Попович и Тугарин Змей»; «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; «Сказка про смелого ёжика»; «Снежная королева»; «Два товарища». После прочтения каждого произведения совместно с детьми проводился его анализ. С этой целью были заданы вопросы: «Как выглядел главный герой?»; «Каким он был?»; «Какие черты характера помогли в бою?».

На основе анализа ответов детей мы получили следующие показатели сформированности эмоционально-чувственного компонента. Мы выявили, что 4% детей имеют низкий показатель, так как при ответе на поставленные вопросы они затруднялись в высказываниях; 46% детей имеют средний показатель, так как допускали некоторые неточности в своих ответах; 50% детей имеют высокий уровень, так как при ответе на вопросы они аргументировали свои ответы и точно отвечали на вопросы.

Для выявления поведенческого компонента, то есть проявление смелых поступков в процессе взаимодействия со сверстниками, мы взяли метод наблюдения за детьми в процессе игры-драматизации по рассказу Л. Толстого «Два товарища». Рассказ был прочитан несколько раз для полного запоминания содержания, после чего детям предложили проиграть (инсценировать) данный случай. Дети в ходе игры проявляли заинтересованность, активность, творчество и смелое поведение.

Таким образом, на основе анализа поведения детей во время игры-драматизации мы получили следующие результаты. Мы распределили детей по уровням и выяснили, что 54% имеют высокий показатель сформированности поведенческого компонента, так как часто проявляют в своём поведении смелые поступки; 40% детей имеют средний показатель сформированности данного компонента, так как хотят проявлять смелые поступки, но это не всегда получается; 6% детей имеют низкий уровень сформированности данного компонента, так как суждения о смелости у них ещё недостаточно сформированы.

Таким образом, после проведения констатирующего эксперименты мы пришли к выводу о том, что необходима целенаправленная работа по формированию такого нравственного качества, как смелость. Эффективных средств для формирования нравственных качеств много, важно только подобрать такое средство, которое задевает все аспекты жизни ребёнка.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н. А. Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду детей /Н.А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1989.- 96с.

2. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В Солнцевой. - СПб. : Питер., 2014.- 464с.

3. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб.заведений /С.А. Козлова, Т.Ф. Куликова. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 416с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Gриказом Минобрнауки России от 17.10.13 г. № 1155. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=154637;req=doc (Дата обращения: 20.04.2016).

Просмотров работы: 414