ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕТСКОЙ АКТИВНОСТИ

Бирюк С.А. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. Эти требования, предъявляемые обществом, относятся и к современному дошкольному образованию. Они предполагают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активности личности, направленной на полноценное взаимодействие с окружающей средой в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, во ФГОС ДО одним из принципов дошкольного образования обозначена поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [1].

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития социальной активности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой, — потерей непосредственности, развитием элементов произвольности, самосознания, внутренних этических позиций, возникновением иерархии мотивов, обобщением переживаний, что обеспечивает ребенку определенный уровень сознательности и самостоятельности (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.Л. Венгер, Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.) [2].

Формирование личности ребенка осуществляется не только в процессе деятельности, непосредственного усвоения знаний, умений, но и в процессе общения со взрослыми, деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с которыми является ведущим началом формирования личности ребенка. В зависимости от того, на каких основах строится взаимодействие между взрослым и ребенком, находится успех процесса воспитания и обучения, т.к. специфика активных и пассивных форм поведения связана, прежде всего, с установкой взрослых на развитие или подавление активности, она рассматривается в исследовании взаимодействия «воспитатель-ребенок». Основное внимание уделяется отношению педагога к детским инициативам, связанным с организацией или исполнением деятельности. Условием успешной организации активности детей является ясное осознание педагогом своей позиции. Поэтому возникает необходимость анализа поведения и деятельности воспитателей. В психолого-педагогической литературе под позицией понимается реальная направленность педагога, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми (А.С. Спиваковская), предполагающих ту или иную степень поддержки детской активности и создание условий для ее развития. При наблюдении за поведением педагогов нами фиксировалось содержание высказываний к детям. Высказывания мы разбили на следующие группы: а) высказывания, направленные на развитие деятельности детей, привлечение к ней внимания, сделанные в доброжелательной, мягкой форме; б) похвала, одобрение действий детей, их ответов; в) использование высказывание детей, уточнение их ответов, дополнение; г) указания, что нужно делать; д) критические, дисциплинарные замечания в резкой форме; е) шум, паузы, молчание, замешательство. Результаты экспериментального исследования показали, что педагоги значительно различаются своими стилевыми характеристиками, отношением к детям, профессиональной направленностью личности, профессиональной активностью. После проведенного наблюдения за поведением воспитателей мы пришли к выводу, что существует «разрыв» между знанием педагогов «как правильно поступать» и их реальным поведением в повседневной педагогической практике. Решая педагогические ситуации, воспитатели чаще всего оценивают не свое реальное поведение, а высказывают знание о правильном поведении. С целью диагностики типа ориентированности воспитателей на ту или иную модель взаимодействия с детьми нами были предложены следующие методики, модифицированные для нашего исследования (за основу взяты методики, предложенные Н.В.Кокоревой): первая направлена на выявление общего типа ориентированности воспитателя на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия с детьми, вторая - направлена на определение позиции воспитателя по отношению к детской активности.

Анализ полученных данных показал, что при проявлении детской инициативы воспитатели в основном используют ограничения, как в жесткой, так и в мягкой форме, направленные на снижение детской активности. В 1 б. было оценено 4,3% ответов, в 2 б.– 61,3%. Разрешение и предоставление возможности реализовать детскую инициативу допускались воспитателями значительно реже – 26,1% и только 8,3% ответов было связано с поддержкой или оказанием помощи ребенку в реализации его инициативы. В большей степени воспитателями принимается детская активность в игровой и трудовой деятельности, в учебной – педагоги допускают детскую активность, если она не противоречит задачам и содержанию непосредственно-образовательной деятельности. В меньшей степени принимается воспитателями детская активность при общении с детьми

Таким образом, анализируя данный этап работы, мы пришли к следующим выводам: в основе принятия воспитателями той или иной позиции по отношению к детской активности лежат такие аспекты, как наличие или отсутствие установок на воплощение в практику субъект-субъектных связей; стереотипов, носящих характер манипулятивного подхода к ребенку; стремление к доминированию в межличностных отношениях.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.

  3. Шатова, А.Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников [Текст] // Традиции и современность. Вып. 4. / под ред. А.Д. Шатовой. – М., 2002. – С.31-33

Просмотров работы: 244