ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕРСПЕКТИВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Дорохова А.С. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема приобщения дошкольников к трудовой деятельности не нова и приобрела на сегодняшний день особенное дискуссионное звучание. Неоднозначность и дискуссионность проблемы приобщения детей к труду заключается в противоречивости возможности использования трудовой деятельности в дошкольном возрасте. В контексте ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» обозначено формирование позитивных установок у дошкольников к различным видам труда, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [1].

Приобщение человека к трудовой деятельности начинается в годы дошкольного детства, для того, чтобы дети осознали важность и необходимость своей работы для окружающих людей, им нужно раскрыть ее значение. В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения трудовой деятельности как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта.

Психологи утверждают, что трудового воспитания нет и быть не может, т.к. труд – это «физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров и услуг» (В.А. Петровский) [2]. Ребенок 5 – 6 лет еще «не дозрел» до участия в данном процессе, и не

Так же, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др. утверждают, что рано говорить о трудовой деятельности дошкольника как об особом самостоятельном виде деятельности.

Исследования педагогов и психологов (А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, В.Г Нечаевой) убеждают в том, что к 5 – ти годам ребенок может отличать труд, как серьезное дело, от игры, он психологически готов к систематическому участию в простейших видах трудовой деятельности [3].

Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка.

По данным исследований Б.Г. Ананьева, к 5-6 годам ребенок может полностью охватить весь процесс деятельности от постановки цели до получения результата. Это позволяет говорить о возможности полного освоения детьми трудовых процессов, посильных их возрасту. Исследователи (В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Г.Н. Година, С.А. Козлова и др.) признают условность трудовой деятельности детей по сравнению с трудом взрослых. Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Иное дело – детская трудовая деятельность, его ценность – в воспитательном значении. Для того чтобы использовать труд как средство воспитания дошкольников, необходимо учитывать его своеобразие в этом возрасте. В исследовании В.Г. Нечаевой прослеживаются особенности трудовой деятельности, рассматриваются вопросы формирования целенаправленной деятельности детей, педагогические условия, способствующие развитию у ребенка способности осознанно ставить цель, планировать деятельность и достигать результата.

Исследованиями В.Г. Нечаевой, В.И. Логиновой раскрыты особенности детской трудовой деятельности: 1.Связь труда с игрой; 2. Трудовая деятельность, как развивающая деятельность (цель, мотив, результат, действия, планирование); 3. Становление специфических видов детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой, ручной труд, труд в природе.

Пристальное изучение особенностей трудовой деятельности дошкольников, позволяет нам высказаться за обязательность ее использования в ДОО. На наш взгляд, это связано со следующими положениями:

1. Дошкольники, играя, активно познают окружающую действительность, начинают именно через игру понимать роль и возможность труда в жизни человека, необходимость участвовать в трудовой деятельности вначале по указанию взрослого, а затем и по собственной инициативе.

2. Воспитанники дошкольной образовательной организации проявляют интерес к труду родителей, к их профессии.

3. Дети проявляют готовность выполнять элементарные трудовые поручения.

4. Старшие дошкольники проявляют заинтересованность в результатах своей трудовой деятельности, удовлетворение от успешно выполняемого трудового задания.

Таким образом, овладение трудовыми процессами, их компонентами в единстве есть начало становления трудовой деятельности детей. Анализ исследований свидетельствует о необходимости правильной организации трудовой деятельности детей и руководства со стороны взрослых, которое предполагает: постановку цели и разъяснение смысла, значения выполняемой работы, обучение детей необходимым трудовым умениям и навыкам, организацию контроля над их деятельностью и ее оценку.

Литература

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html

  2. Петровский, А.В. Личность : феномен субъектности [Текст]/ А.В. Петровский. – Ростов – на – Дону, 1993. – 67 с.

  3. Киселева, Г.М. Перспективы трудового воспитания дошкольников [Текст] / Г.М. Киселева // Актуальные проблемы дошкольного образования : перспективы развития : в 2-х ч. – Челябинск : Образование, 2005. – Ч.2. – С.52-55.

Научный руководитель – Е.А.Шанц, к.п.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Сургутского государственного педагогического университета

Просмотров работы: 405