СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Клемёнова М.О. 1, Кучер М.И. 1, Френкель Е.Э. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ [5]. Образовательная деятельность – совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, педагогическими и иными работниками образования для достижения результатов, предусмотренных социальными целями образования и его задачами. Основной целью образовательной деятельности является организация научно-обоснованного процесса познания обучающихся с использованием современных педагогических технологий.

Процесс познания в ходе образовательной деятельности обучающегося происходит не в закрытой, а в открытой среде – во взаимодействии с другими участниками учебного процесса. В начале XX века Л.С. Выготский обозначил двойственный характер индивидуального развития личности человека. Он писал: «Всякая высшая психическая функция была социальной раньше, чем она стала внутренней, собственно психической функцией, она была прежде социальным отношением двух людей» [1]. Выдвинутое Л.С. Выготским положение следует учитывать в процессе обучения и воспитания личности обучающегося, – так как индивидуальное, профессиональное и социальное становление обусловлены совместной деятельностью и возникающими в ней способами взаимодействия и межличностными отношениями. Любые психологические результаты обучения могут быть лучшими или худшими в зависимости от того, в каких организационных формах совместной деятельности оно осуществляется.

При организации образовательного процесса нужно учитывать движущие силы, факторы, предпосылки и уровни развития личности – это даёт возможность их постоянно отслеживать, фиксировать, активно влиять и корректировать процесс обучения и воспитания человека.

Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между её возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками. Факторы психического развития – то объективно существующее, что своей необходимостью определяет жизнедеятельность личности в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступают окружающая человека среда и общество, в которых развивается человек, внутренними – биогенетические и физиологические особенности человека и его психики. Предпосылки психического развития – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень его психического развития.

Внешними предпосылками выступают качество и особенности воспитания человека, внутренними – активность и желание совершенствоваться, особое значение имеют мотивы и цели, которыми руководствуется человек в интересах развития своей личности.

Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека в процессе и на различных этапах формирования его личности.

Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способности человека. Свидетельство – достигнутый обучающимся уровень обученности, навыки и умения личности, а также качества развития личности.

Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек не может выполнить состоятельно, но с чем он справляется при небольшой помощи. Полнота содержания личности и её основные социально-психологические особенности определяются:

- содержанием и психологической сущностью мировоззрения. Мировоззрение человека – это сложившаяся у него система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

- степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;

- степенью осознанности человеком своего места в обществе;

- содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью либо лёгкостью их переключаемости, их узостью либо многогранностью;

- спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.

Личность человека настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

Л.С. Выготский стремился раскрыть, прежде всего, специфически человеческое в поведении обучающегося и историю становления этого поведения, его теория требовала изменения традиционного подхода на процесс психического развития человека. По его мнению, односторонность и ошибочность традиционного воззрения на факты развития высших психических функций заключается «в неумении взглянуть на эти факты как на факты исторического развития, в одностороннем рассматривании их как натуральных процессов и образований, в смешении природного и культурного, естественного и исторического, биологического и социального в психическом развитии, короче – в неправильном принципиальном понимании природы изучаемых явлений» [1].

Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы чётко обозначить проблему, Л.С. Выготский сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные – понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения [1, 2].

В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является деятельность, опосредствованная орудиями различного рода.

Таким образом, при организации образовательной деятельности необходимо учитывать роль социальной среды как источника развития личности обучающегося, как следствие общественно-исторической природы психики человека.

Список использованных источников

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Собр. соч. в 6-и т. Т 3. – М.: Педагогика, 1983.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

3. Культурно-историческая теория // Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

4. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб: изд. «Питер», 2005.

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Просмотров работы: 627