Проблема определения этнического «другого» является одной из наиболее обсуждаемых не только в современном культурологическом дискурсе, но и в других сферах. Чтобы обобщить всю информацию и дать определение понятию на теоретическом уровне, необходимо обратиться к многочисленным репрезентациям этнического «другого» в истории, монографиях, понятиях и тенденциях, которые являются основой для формирования коллективных представлений об «этническом другом». Расхожие мнения, популярные представления, стереотипы формируются через репрезентации в массовой культуре, в СМИ, в том числе и на телевидении.
Например, важными чертами характера «русского человека» являются открытость и любознательность. Это доказывается учеными: «Черта, характерная для русского менталитета, - это гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане - судьба своего народа, на третьем – судьба своей семьи, собственная судьба… Менталитет русских включает в себя открытость, то есть любознательность, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности других народов, духовно обогащаться и преобразовывать их» [2]. Одна из причин развития этих черт связана с историей нашей страны: с древних времен на территории российского государства проживали жители из ближнего и дальнего зарубежья. Русские интересовались их культурой, традициями и поведение. На протяжении всего развития России как государства межнациональные отношения не раз сыграли одну из ключевых ролей. Например, крещение Руси, одной из причин выбора христианства, как религии своего государства для князя Владимира стала возможность наладить дружеские отношения с Византией. После чего Русь во многом «впитала» в себя культуру Византии.
Также из истории мы знаем, что в разное время – различные европейские страны имели влияние в Российской империи. Высшие сословия старались во всем подражать этой стране: язык, манера одеваться, прическа, быт. Но после революции, во времена Советского союза процесс частично приостановился и только после того как рухнул «железный занавес», жители России стали больше интересоваться зарубежными странами. Данная тенденция особенно свойственна молодому поколению: они стараются копировать манеру говорить, одеваться, все модные тенденции и празднуют праздники других стран.
Сама Россия представляет собой смешение культур. На данный момент на территории страны проживает 193 народа, в число которых входят не только коренные малые и автохтонные народы страны. Изучая или путешествуя по территории нашей страны можно также заметить образ этнического другого (отдельные республики, края и малые народности).
Рассмотрев определения понятий «этнос», «народ», «нация», мы пришли к выводу, что этнический «другой» - это человек, отличающийся от общества, в котором живет по ряду признаков: происхождение, самосознание, религия, культура, язык, акцент, внешние отличительные черты. Разбирая понятие «этнический другой» мы пришли к выводу, что его можно рассматривать с двух позиций: этнический «другой» между жителями одной страны и «другой» как житель других стран.
Понятие «этнический другой» как житель другой страны наиболее распространено на сегодняшний день. На распространение этого вида понятия «этнического другого» влияют многие факторы. Один из которых, как мы замечали ранее, миграция. В последних телевизионных сообщениях о Германии, России, Франции, Америки тема «этнического другого» упоминается напрямую, но чаще вскользь. Как некая социальная ситуация, в рамках которой развивается современная история [4]. Многие отношения между представителями разных стран построены на стереотипах, особенно при первом знакомстве. Знакомясь, например, с представителем Азии, мы не задумываясь, считаем его китайцем, забывая или не подозревая о многообразии представителей азиатского этноса. Знакомясь, с представителем Америки, старшее поколение, выращенное на определенных стереотипах, отнесется настороженно к новому знакомому. Усилением и распространением этих стереотипов активно занимается СМИ [1].
В области репрезентации этничности существуют стереотипы, основанные с традиционными бинарными оппозициями типа Запад/Восток и новые репрезентации, осуществляемые в рамках постколониального дискурса. В настоящее время образ этнического «другого» формирует массовая культура, средства массовой информации, в число которых входит телевидение. При помощи устойчивых стереотипов телевидение поддерживает типологический образ. Для примера можно снова взять события в Германии. Мы жалеем толерантных немцев больше, чем беженцев [3]. Хотя для русского телезрителя и немцы, и беженцы - образы «этнического другого».
Таким образом, образ этнического «другого» подразумевает собой одно понятие, но различного масштаба. Рассматривая именно телевизионный дискурс – это образ далекой чужой страны, с непохожей на нас культурой, в которой некоторые факты и стереотипы подтверждаются и усиливаются, а некоторые, наоборот опровергаются. Тем самым, создавая в сознании общества новый образ этнического «другого».
Источники
Андреев А.Л. «Мы» и «они»: отношение россиян к другим странам мира // Обновление России: трудный поиск решений. М.: РНИС И МП, 1996. С. 45-71.Антонов В.И., Ямпилова З.С. Проблема стереотипов как один из барьеров в контексте коммуникации культур // Россия и Запад: диалог культур. Вып.7, М., 1999. С.34-54.
Егорычев А.М., Нидерев М.В. Русский мир: составляющие этнического самосознания. Социальные силы славянского мира - январь 2010. – 110 с.
Хузеева Л.Р. Мифологизация европейского мигрантского кризиса на российском телевидении / Л. Р. Хузеева // Телевидение и радио: динамики и контексты. – Казань: Центр Инновационных технологий, 2016. - 56-63
Lia G. Chakvetadze, Rezeda V. Dautova, Albina R. Shakurova. Gender stereotypes, mass media and migrants // journal of organizational culture communications and conflict - Editor Courtney R. Kernek- Volume 20, Special Issue 2 , 2016 - P. 39 – 45