Психологическое сопровождение детского развития опирается на основные принципы и задачи дошкольного образования, выделенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, от 17.10.2013 г.). В контексте нашего исследования необходимо выделить следующее:
- укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условии? развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Майер А.А. утверждает, что сопровождение в условиях дошкольного учреждения – это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром [2].
Объектом психологического сопровождения в ДОО является ребенок в ситуации дошкольного образования, в процессе которого он формируется по социальным и психолого-педагогическим образцам, развивая задатки, переходящие в способности. Предметом психологического сопровождения по нашему мнению, необходимо рассматривать психологические условия пространства становления личности ребенка. Важным условием выступает психологическая культура, которая является базовой компетенцией профессионально-педагогической культуры. В контексте данного подхода психологическое сопровождение обеспечивает успешность педагогического взаимодействия в условиях образовательной среды в период детства.
По мнению Овчаровой Р.В., технология психологического сопровождения – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными технологиями, которые осуществляются всеми субъектами целостного педагогического процесса в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условии? для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребенка [5, c. 12].
Мы выделили основные технологии данного сопровождения:
- технология психологического просвещения педагогов и родителей;
- технология психологической диагностики;
- технология психологической профилактики;
- технология коррекционно-развивающей работы.
Особого внимания требует рассмотрение технологии психологического просвещения родителей, целью которого является формирование психологической культуры родителей. При этом осуществляется знакомство родителей с основными закономерностями и условиями психического развития ребенка на каждом этапе детства, формирование потребности у взрослых в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.
Абрамова Г.С. раскрывает понятие «психологическое просвещение» как формирование у детей и их родителей, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта [1].
В нашем исследовании, психологическое просвещение предполагает создание условии? для повышения психологической компетентности и формирования психологической культуры родителей. Данное направление психологического сопровождения решает следующие задачи:
- знакомить родителей с закономерностями развития детей раннего и дошкольного возраста;
- создавать психологические условия эмоционального благополучия в семье;
- формировать у родителей потребность в психологических знаниях, желание использовать в интересах развития ребенка и детско-родительских отношений;
- формировать психологическую культуру родителей, обучая правилам общения, сотрудничества и совместной деятельности с участниками образовательного процесса [4].
Выделенные задачи психологического просвещения, определили основные направления и формы работы по формированию психологической культуры родителей.
1. Знакомство родителей с закономерностями и психолого-педагогическими условиями развития детей раннего и дошкольного возраста.
2.Формирование умения у родителей создавать благоприятные условия психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Формирование у взрослых потребности в психологических знаниях, развития коммуникативных умении? и желание использовать их в воспитательном процессе детей и развития собственной личности.
4. Обучение родителей методам конструктивного взаимодействия с детско-родительских отношений.
Психологическое просвещение родителей в области теоретических знаний должно осуществляться в разнообразных формах (таблица 1).
Таблица 1
Формы психологического просвещения родителей
№ |
Форма работы с родителями |
Возможности и особенности |
|
|
1 |
Публичная лекция |
Расширенное тематическое родительское собрание; лекция для родителей по актуальной теме |
|
|
2 |
Родительская конференция |
Просмотр клипа-интервью детей для родителей; показ презентаций по отобранной теме конференции; показ результатов проведенного анкетирования; советы педагогов – психологов; проведение тестов; представление лучших достижений воспитанников |
|
|
3 |
Работа с родителями на сайте ДОУ |
Размещение психологических материалов: памяток, статей, ссылок на полезные интернет-ресурсы; проведение онлайн – опросов, сбор вопросов или комментариев; размещение на сайте информации о мероприятиях для родителей |
|
|
4 |
Стенды для родителей |
Психологическая информация в уголке психолога; выставки фотографий, поделок, рисунков |
|
|
5 |
Родительские клубы |
Обсуждение темы занятия в режиме вопросов-ответов; проведение игр и мастер-классов для родителей и детей |
|
|
6 |
Детско–родительские мероприятия |
Проведение игр с элементами тренинга для родителей и детей |
|
|
7 |
Родительский практикум |
Ознакомление родителей с методами взаимодействия с детьми и применение знаний на практике |
|
|
8 |
Библиотерапия |
Предоставление специальной литературы для родителей; выставка психологической литературы |
|
|
9 |
Детско-родительские развлечения |
Просмотр выступления педагогов, родителей и детей; участие в конкурсах |
|
|
|
|
|||
Список использованных источников и литературы:
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: М, 2003.
2. Маликова А. В.,Тугулева Г. В. Психологический мониторинг образовательного процесса в дошкольном учреждении // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – No 5.
3. Мокрицкая М. В., Тугулева, Г. В. Перспективный план работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса дошкольников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. – No 6–1. – С. 48–51
4. Непрерывное образование в период детства: кол. Монография/Е.Н. Ращикулина, Н.А. Степанова, Г.В. Тугулева, Г.В. Ильина. -Магнитогорск: МАГУ, 2013. -193 с.
5. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. -448 с. -С. 12.
6. Тугулева Г.В. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в период детства//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 46. С. 62-67.