Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.
Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.
Согласно ФГОС НОО, сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Учитель должен организовать обучение так, чтобы здоровье и, в целом, состояние обучающегося было на высоком уровне.
Данная тема также отмечена и в государственных законах, которые регламентируют образовательную деятельность. В первую очередь это закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ. В статье № 41 данного закона указываются компоненты, которые составляют охрану здоровья обучающихся:
«Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
В законе также поясняют, каким условиям необходимо следовать образовательной организации для охраны здоровья:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; [5].
Еще в 1870 году немецкий врач Роберт Вихров сформулировал такое понятие как «школьные болезни». Для устранения главных причин их возникновения предлагалось использовать в школах игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства.
Основные концепции здоровьесбережения в России были заложены в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем, несмотря на многочисленные попытки, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.
Наиболее проработанной и используемой в российских образовательных организациях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Среди здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательных организациях¸ он выделяет несколько групп: медико-гигиенические технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, экологическими здоровьесберегающими технологиями, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии.
И так, здоровьесберегающие образовательные технологии – это системноорганизованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Все, что относится к образовательному учреждению (характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса) имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья обучающихся [4].
Таким образом, здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.
Школа должна не только охранять здоровье школьников, но и развивать у них компетентности здоровьесбережения. И только тогда работа школы по сохранению, укреплению и формированию здоровья будет считаться полноценной и эффективной.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада, а как известно школа и детский сад отличаются друг от друга характером деятельности, режимом дня и т.д.[2].
Основными особенностями систематического школьного обучения являются:
- поступление ребенка в школу, в это время он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность (учебную деятельность).
- школьное обучение требует обязательного выполнения правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе.
Оценка уровня школьной адаптации состоит из следующих блоков:
Показатель интеллектуального развития – уровень развития высших психических функций, способность к обучению и саморегуляции интеллектуальной деятельности ребенка.
Показатель эмоционального развития – уровень эмоционально-экспресивного развития ребенка, его личностный рост.
Показатель сформированности коммуникативных навыков
Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Исходя из исследований Г.М.Чуткиной, можно выделить три уровня социально-психологической адаптации к школе.
Первый уровень адаптации – высокий.
Второй уровень адаптации – средний.
Третий уровень адаптации – низкий
Таким образом, школьная адаптация – процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки, с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков.
В современной системе начального образования применяют разнообразные технологии здоровьесбережения.
Проанализировав учебно-методическую литературу мы рассмотрели наиболее существенные примеры, которые раскрывают содержание данной работы.
Так, например, в пособии «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия», авторами – составителями которого являются Н.В. Лободина и Т.Н. Чурилина, содержится программа «Радуга здоровья» и материалы к ней: разработки занятий, рекомендации, план работы учителя для реализации данной программы.
Блоки, которые отражены в программе:
Я и моё здоровье.
Я и другие люди.
Семья - древо жизни.
Мальчики и девочки – чудо природы.
Я и общество.
Я и мир вещей.
Мир природы.
Программа также включает календарно-тематический план, в котором отражены темы занятий, элементарный минимум содержания образования, требования к уроку, к уровню подготовки обучающихся и элементы дополнительного содержания на все 4 года обучения в начальной школе.
В пособии подробно описаны занятия, способствующие здоровьесбережению, которые можно проводить для младших школьников.
Например, игровое мероприятие, тема которого звучит так: «Живи разумом, так и лекаря не надо» (о вреде курения, 1 класс). В начале мероприятия учитель проводит с детьми беседу о вреде курения, приводит несколько фактов об отрицательном воздействии табака на организм человека (табак состоит из сильнейшего яда, никотина; дым состоит из множества вредных веществ, среди которых 30 ядовитые; и т.д.). Вторым этапом на мероприятии является сбор мозаики. Учитель задает детям 6 вопросов, при даче верного ответа она переворачивает соответствующую карточку, и постепенно открывается знак «Курить запрещается!». Далее дети показывают инсценировку сказки «Медведь и трубка», автором которой является С.В. Михалков. Очень важно во время таких мероприятий не упускать проведения физкультминутки, которая позволяет детям переключить внимание и способствует здоровьесбережению. После физкультминутки детям предлагается проанализировать различные ситуации, относящиеся к моральным устоям.
Итогом мероприятия является взращивание своеобразного дерева, «Дерева решений». Учащимся предлагается нарисовать дерево и выбрать определенную его часть левую или правую, это должно исходить из того, по каким принципам они выбирают жить дальше: либо никогда не мыть руки, есть много сладкого, иметь другие вредные привычки, либо рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек.
На наш взгляд, это занятие будет эффективными, потому что в него включен проблемный вопрос, активизирующий познавательную деятельность школьников, ролевая игра, которая создает эмоциональный настрой, будит эстетические чувства и интерес учащихся. Это способствует формированию направленности младших школьников на сохранение своего здоровья
Также в сборнике имеются проверочные работы, с помощью которых учитель сможет выявить определенные результаты, которые ему удалось достичь. [3].
На наш взгляд, данное пособие будет полезно учителям начальных классов и классным руководителям, педагогам-организаторам, для проведения классных часов, фрагментов урока, внеклассных мероприятий с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
Первоначальное обучение достаточно трудно для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна.
Во время исследования мы выяснили, что сокращение данного рода жалоб детей осуществимо через использование здоровьсберегающих образовательных технологий. Вследствие возрастных особенностей детей здоровьесбережение следует проводить, используя игровые технологии. Эффективными в данном случае будут различные физкультминутки, познавательные игры, внеклассные мероприятия, которые позволяют регулировать двигательную активность учащихся, состояние отдельного ребенка и общий психологический климат в классе.
Список использованной литературы
Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный. – М. : АРКТИ, 2005. – 176 с.
Истратова,О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 442 с.
Лободина, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия: пособие / авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. - Волгоград: Учитель, 2011. – 205 с.
Смирнов Н.К. Здоорвьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2006. – 319 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - М.: ЭКСМО - Пресс, 2013. – 60 с.