ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Раджабкадиева П.Г. 1, Билалова И.М. 1
1ДГУ, ФИиИТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 50-70-е годы XX века стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Развитие компьютерных технологий позволяет обществу подойти к главной проблеме информатизации, связанной с быстро возрастающими организационными процессами, проникающими во все сферы нашей деятельности: науку, культуру, образование, производство, управление и т. д.

Эффективное управление различными общественными организациями и системами невозможно без использования информации. Такая ситуация задается тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и воспроизведение цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, которая отражает состояние объекта управления и окружающей среды. Под информацией,в основном, понимают процесс передачи сообщений между передающей и принимающей системами, которая ведет к изменению состояния последней.

Информатизация общества - это важный общественный процесс, особенность которого состоит в том, что преобладающим видом деятельности в сфере социального производства является сбор, накопление, хранение, передача, обработка, использование, информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также различных средств информационного взаимодействия и обмена.

История развития информатизации началась в США с 60-х годов XX века. Затем данное понятие рассматривалось рядом стран, таких как Япония в 70-х годах и с конца 70-х годов странами Западной Европы. Универсальным техническим средством обработки любой информации являются вычислительные технологии, которые играет роль усилителя умственных возможностей человека и общества в целом.

Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества и образования. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Именно поэтому, данное понятие является более широким, чем "компьютеризация общества", где основное внимание уделяется развитию и внедрению базы компьютеров, обеспечивающих быстрое получение информации.

Информационные технологии, основанные на Интернет, коммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Использование всемирных информационных систем обеспечивает внедрение информационных технологий в образование: формируется единое образовательное пространство, возрастает потребность человека в общении, и получении доступа к общим нематериальным ресурсам и переработке большого объема информации.

Смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к учебной и научной информации. Необходимо также понимать, что информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь закладываются социальные, психологические, а также культурные профессиональные предпосылки развития общества нового типа. Информатизация и компьютеризация становятся новыми объектами изучения, применения и использования в образовании, что дает возможность выйти на создание определенной системы образования.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, посредством внесения новых средств и изменив ее структуру.

Информационные технологии вошли во все сферы социальной жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Информационные технологии – это аппаратно-программные средства, опирающиеся на использовании вычислительной техники, которые обеспечивают хранение, передачу и обработку информации.

Образовательные технологии - это комплекс назидательных методов и приемов, используемых для передачи информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления.

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют

выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, направленных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, ориентированная на достижение этих целей, предполагает реализацию различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы:

- реализация социальных и гражданских прав людей;

- возмещение социального, физического или психического ущерба;

- вытравливание дефицита в общении;

- помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам.

Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть:

- длительные, перспективные усилия (повышение уровня социальной адаптации субъекта и улучшение его «социального самочувствия»);

- постоянная, систематическая деятельность (социальный патронаж, профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате);

- краткосрочные, чрезвычайные действия (эвакуация из района бедствия, экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь);

- целенаправленные, разовые действия или акции, направленные на решение определённой задачи (трудоустройство).

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рассматривать как существующие на следующих уровнях организации:

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одновременно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, например, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем проблемы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резкого снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности, когда носителем проблемы является конкретный человек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта, под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник.

Основными критериями рациональной организации управления являются порядок в записях и использование персоналом необходимой информации. Большинство парадигмруководства базируется на потреблении и использовании информации. Информация, получаемая социальным работником, большей частью не систематична и поступает из самых разных источников, например из разговоров с сотрудниками, из газет, обсуждения различных вопросов со служащими из других организаций.

Коммуникации между организацией и ее средой.

Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения.

Коммуникации внутри организации бывают двух видов: горизонтальными и вертикальными.

Горизонтальные коммуникации обеспечивают обмен информацией между подразделениями одного уровня для взаимной координации их действий.

Вертикальные коммуникации – когда происходит обмен информацией с уровня на уровень.

Коммуникации могут быть формальными и неформальными. Формальными коммуникации считаются, когда обмен информацией происходит между лицами, занимающими те или иные официальные должности. Это приказы, инструкции, отчеты.

Неформальные коммуникации основаны на личных отношениях. Неформальный обмен информацией осуществляется посредством слухов. Этот канал работает оперативно.

Если информация не окрашена личными эмоциями, то степень ее надежности может достигать 80%.

Этим каналом часто пользуются официальные лица, например, когда нужно осторожно подготовить людей к грядущим переменам.

Типичная информация, передаваемая по каналам распространения слухов:

1. изменения в структуре организации;

2. грядущие перемещения и продвижения по службе;

3. подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании;

4. предстоящие сокращения работников;

5. новые меры по наказаниям за опоздания;

6. кто кого ждет после работы.

Итак, коммуникации бывают: между организацией и ее средой, внутри организации – горизонтальные и вертикальные (по нисходящей и восходящей вертикали), формальные и неформальные.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми.

Рассмотрим каждый этап коммуникационного процесса.

1. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации.

Отправитель решает, какую важную идею или сообщение следует сделать предметом обмена.

2. Прежде чем передать идею, отправитель ее кодирует, используя при этом слова, интонацию, жесты. Информация кодируется так, чтобы она была понятна получателю.

3. На третьем этапе отправитель использует для доставки сообщения получателю, т.е. передает идею или информацию. Здесь речь идет только о физической передаче сообщения.

4. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя.

Целью управления в сфере социального обслуживания является успешная работа организации по обслуживанию клиента. Специалисты по социальной работе разрабатывают программы, распоряжаются людьми, ресурсами, а также информацией. Не отрицая того, что для улучшения работы организации необходим компетентный персонал и соответствующие ресурсы, ясно, что этаработа может быть улучшена, и в некоторых случаях радикально, за счет использования силы информации. Потенциал компьютерных информационных систем и систем разработки программ состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого организация может улучшить свою работу. Для этого необходимы три элемента: 1) способность персонала на всех уровнях аккуратно и своевременно собирать, хранить и предоставлять информацию о текущей работе; 2) возможность доступа к информации, способной повлиять на выбор управленческого решения; 3) способность информации побудить персонал изменить свое поведение, если это необходимо. Компьютеризованные управляющие информационные системы (УИС) быстро становятся основным механизмом обеспечения работников социальной сферы информацией, необходимой для разработки и осуществления программ.

Список литературы

  1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. – 288 с.

  2. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 312 с.

  3. Менеджмент в социальной сфере. Учебное пособие. – СПб.: Лзд-во СП6ГТУ, 1998. -69 с.

  4. Менеджмент социальной работы /Под ред. Е.И.Комарова, А.И.Войтенко - М.: 1999.

  5. Социальный менеджмент. Учебник./В.С.Афанасьев и др.; Под ред. Д. В. Валового. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999. - 381

Просмотров работы: 2841