ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Шимшилова Э.С. 1
1Московский Государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Несмотря на активные усилия по противодействию терроризму, масштабы продолжают увеличиваться, что отрицательно сказывается на жизни общества. Не случайно в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в перечне факторов, создающих широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, названо увеличение масштабов терроризма.1 В числе наиболее значимых и отличительных тенденций террористической преступности, отмечается повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности, за счет сращивания финансовых основ организованных преступных и террористических формирований, а также финансовой поддержки со стороны международных террористических и экстремистских организаций.2 С появлением новейших технологий терроризм несет угрозу в области идеологического воспитания и информационного прогресса, что делает его особенно опасным для общества. Мощным инструментом вовлечения в террористическую деятельность, в том числе широких масс молодого поколения, выступает Интернет. Все это вызывает серьезную тревогу и озабоченность представителей органов государственной власти. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, особо подчеркивается, что «террористические преступления...дестабилизируют обстановку, мешают нормальному развитию экономики и социальной сферы»3.

Одной из актуальных проблем является проблема квалификации вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления террористической направленности. Вопросам квалификации преступлений было посвящено достаточно много работ. Особая проблема связана с коллизионностью нормы, что обуславливает сложности ее правоприменения. Среди них, наиболее значимыми выступают проблемы квалификации различных форм содействия террористической деятельности и отграничения от смежных составов преступлений.4 Так, в ст. 205.1 УК РФ с момента ее включения в уголовный закон вносились изменения и дополнения, затронувшие как ее диспозицию, так и санкцию. Однако в правоприменительной практике и в теории уголовного права возникает ряд вопросов, связанных с квалификацией преступлений террористической направленности.

Рассмотрим вопрос о соотношении уголовно-правовой нормы, сформулированной в ст. 205.1 УК РФ, с нормой об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2 ст. 150 УК РФ). Вовлечение несовершеннолетнего в совершение хотя бы одного из преступлений, указанных в ст. 205.1 УК РФ, а именно, предусмотренных ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ, одновременно содержит признаки 2-х составов преступлений - содействие террористической деятельности и вовлечение несовершеннолетнего в совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления. Таким образом возникает конкуренция уголовно-правовых норм.

Правила преодоления конкуренции зависят от характера соотношения конкурирующих норм. В теории уголовного права принято выделять следующие виды конкуренции уголовно-правовых норм: Конкуренция общей и специальной нормы; Конкуренция специальных норм; Конкуренция нормы-части и нормы-целого.

Для решения вопроса какая норма обладает приоритетом, необходимо установить в каком соотношении они находятся. Этот вопрос является дискуссионным в уголовно-правовой доктрине.

С.У. Дикаев говорит о том, что в части ответственности за «вовлечение», ст. 205.1 УК РФ является специальной по отношению к общей норме – ст. 150 УК РФ, которая устанавливает ответственность за все иные, кроме перечисленных в ст. 205.1 УК РФ, случаи вовлечения в совершение преступления лиц, не достигших 18 лет. Таким образом, установление ответственности за вовлечение в ст. 205.1 УК РФ означает невозможность применения ст. 150 УК РФ к случаям, когда в совершение перечисленных в диспозиции ст. 205.1 УК РФ преступлений вовлекаются лица, не достигшие совершеннолетия 5.

Другой точки зрения придерживается Докуев А.А., в своей статье он пишет, что конкуренция общей и специальной нормы имеет место в случаях, когда одно преступление одновременно может быть квалифицированно по двум уголовно-правовым нормам, одна из которых (общая) формулирует признаки состава преступления в обобщенном виде, а другая (специальная) – конкретизирует один или несколько признаков состава преступления, указанных в общей норме.6 При такой конкуренции общая и специальная уголовно-правовые нормы находятся в отношении подчинения по объёму 7.

Также Докуев А.А. утверждает, что содействие террористической деятельности в форме вовлечения лица в совершение преступлений террористического характера не обладает всеми признаками состава преступления, предусмотренного ст. 150 УК РФ. В частности, обязательным признаком данного состава преступления, является несовершеннолетний возраст лица, вовлекаемого в совершение преступления, а для квалификации по статье 205.1 УК РФ возраст вовлекаемого не имеет значения. Тем самым относит ст. 205.1 УК РФ и 150 УК РФ к специальным нормам.

Трудно согласиться с данным утверждением, т.к. при конкуренции различных частей одной статьи главенствующая роль отдаётся норме с более строгой санкцией, при конкуренции норм с привилегированным и квалифицированным составом - норме с привилегированным составом, при конкуренции норм с привилегированными составами - норме с более мягкой санкцией. При конкуренции рассматриваемых составов нельзя применить ни один вид преодоления конкуренции специальных норм.

Учитывая вышеизложенное, мы не можем сказать, что данные нормы являются специальными.

Так же некоторое авторы, в частности, М.Ю. Осипов, разграничивают данные составы по моменту оконченного преступления. 8

«Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия лица достигшего совершеннолетия, направленные на возбуждение желания совершить преступление. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий».9 При этом преступление считается оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление. А содействие террористической деятельности (ст. 205.1) УК РФ считается оконченным с момента убеждений, уговоров, просьб, предложений (в том числе совершенных посредством размещения материалов на различных носителях и распространения через информационно-телекоммуникационные сети), применения физического воздействия или поиск лица, а также совершения иных действий, направленных на вовлечение лица в совершение одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 205.1 УК РФ.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать о том, что состав преступления, предусмотренный ст. 205.1, является усеченным.

По общему правилу, в случае конкуренции норм, устанавливающих ответственность за оконченное и неоконченное преступление, уголовная ответственность наступает за деяние, которое предусмотрено уголовно-правовой нормой, которая устанавливает ответственность за оконченное преступление. Если в отношении несовершеннолетнего осуществлялись действия, направленные на вовлечение его в совершение одного или нескольких преступлений террористической направленности, то квалификация осуществляется по ст. 205.1 УК РФ без дополнительной ссылки на ст. ст. 30 и 150 УК РФ. Если несовершеннолетний совершил преступление террористической направленности, то взрослые лица несут уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления по ст. 150 УК РФ без дополнительной квалификации по ст. 205.1 УК РФ.10

На наш взгляд, при такой квалификации будет неоправданное смягчение уголовной ответственности, что нарушает принцип справедливости, сформулированный в ч. 1 ст. 6 УК РФ. Принцип справедливости означает, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми (ст. 6 УК РФ)11, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В данном случае, при вовлечении несовершеннолетнего в преступление террористической направленности, лицо, которое совершает данное преступление посягает на разные объекты, а именно, на объект предусмотренный ст. 150 УК РФ и объект предусмотренный ст. 205.1. УК РФ. Норма, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления находится в VII разделе (преступления против личности) в главе 20 (преступления против семьи и несовершеннолетних). Непосредственным объектом преступления являются нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних. Статья 205.1 находится в разделе IX (преступления против общественной безопасности и общественного порядка) в главе 24 (преступления против общественной безопасности). Объектом данного преступления является общественная безопасность, непосредственным объектом состава содействия террористической деятельности является состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз общеопасного характера. В научной литературе можно встретить утверждение, что вовлечение в совершение преступлений террористического характера лица, заведомо для виновного, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, образует совокупность ст. 205.1 и ст. 150 УК РФ. Данная точка зрения является, на наш взгляд, более правильной, и соответствующей законодательству Российской Федерации, в части соблюдения принципов уголовного права. В соответствии со ст. 17 УК РФ «Совокупностью преступлений признается одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями». По общему правилу, лицо совершившее преступление одним действием, посягающее на разные объекты образует идеальную совокупность. К сожалению, следственная и судебная практика идёт по другому пути, тем самым порождает множество ошибок и дискуссий.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что в ст. 205.1 УК РФ нужно внести изменения или уточнения, которые предотвратят коллизионность норм, в части конкуренции норм при применении их на практике.

Предлагаем ч. 3 ст. 205.1 УК РФ изложить в следующей редакции: «Пособничество в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьей 205, частью третьей статьи 206, частью первой статьи 208 настоящего Кодекса, а равно вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, предусмотренного частью первой настоящего Кодекса».

Литература

  1. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2000. 18 янв.

  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)- [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс – Режим доступа – URL:http//www.consultant.ru

  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 02.04.2013) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс – Режим доступа – URL:http//www.consultant.ru

  4. Белоцерковский С. Д., Васнецова А. С., Гуськов А. Я., Меркурьев В. В., Соколов Д. А., Паненков А. А. Борьба с преступностью, терроризмом и экстремизмом: Монография. М., 2012. С. 61, 82.

  5. Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): дисс. д.ю.н. СПБ., 2004.

  6. Докуев А.А. Проблемы квалификации содействия террористической деятельности // Общество и право. 2014. №3 (49) – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-sodeystviya-terroristicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.10.2016)

  7. Киррилов В.И., Старченко А.А. Логика: учеб. для юр. вузов., М., 1998. с. 34,41

  8. Осипов М.Ю. О некоторых проблемах квалификации преступлений террористической направленности, журнал «Российская Юстиция» №3, 2015, с 28-30

  9. Серебряков А.В. Содействие террористической деятельности: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступления. Автореферат кандидатской диссертации. Краснодар, 2012.

  10. "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212

1 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Российская газета. 2000. 18 янв.

2 Белоцерковский С. Д., Васнецова А. С., Гуськов А. Я., Меркурьев В. В., Соколов Д. А., Паненков А. А. Борьба с преступностью, терроризмом и экстремизмом: Монография. М., 2012. С. 61, 82.

3 "Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212

4 Серебряков А.В. Содействие террористической деятельности: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступления. Автореферат кандидатской диссертации. Краснодар, 2012.

5 Дикаев С.У. Терроризм: феномен, обусловленность и меры противодействия (уголовно-правовое и криминологическое исследование): дисс. д.ю.н. СПБ., 2004.

6 Докуев А.А Проблемы квалификации содействия террористической деятельности // Общество и право. 2014. №3 (49) – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kvalifikatsii-sodeystviya-terroristicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.10.2016)

7 Киррилов В.И., Старченко А.А. Логика: учеб. для юр. вузов., М., 1998. с. 34,41

8Осипов М.Ю. О некоторых проблемах квалификации преступлений террористической направленности, журнал «Российская Юстиция» №3, 2015, с 28-30

9 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 02.04.2013) "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс – Режим доступа – URL:http//www.consultant.ru

10 Осипов М.Ю. О некоторых проблемах квалификации преступлений террористической направленности, журнал «Российская Юстиция» №3, 2015, с 28-30

11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016)- [Электронный ресурс] – СПС Консультант Плюс – Режим доступа – URL:http//www.consultant.ru

Просмотров работы: 1031