СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Чуйкина Е.В. 1
1Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Колледж «Угреша» Дзержинский, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Чуйкина Е.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный педагогический университет»

Москва, Россия

Современное быстроразвивающееся общество, перенасыщенное информацией и техническими новинками, и увеличение темпов научно-технической революции, которая сейчас все больше носит характер революции информационной, приводят к тому, что знания, получаемые в процессе обучения, не успев еще в должной мере «осесть» в умах обучающихся, закрепиться в системе представлений, устаревают уже на первичном этапе их восприятия и осознания. Такое быстрое «старение» знаний все чаще и чаще приводит к тому, что в образовательных учреждениях любого уровня основной акцент делается на интеллектуальной составляющей процесса обучения, подчас в ущерб гармоничному развитию личности, которое немыслимо без развития эмоциональной сферы, индивидуальных качеств каждого обучающегося, его индивидуально-личностных задатков, потребностей. Вместе с тем, только гармоничное, сбалансированное развитие психики каждого обучающегося в условиях согласованного воздействия в процессе обучения и воспитания, способно дать сегодняшнему ребенку (тем более подростку) уверенность в завтрашнем дне, подготовить его к успешной профессиональной деятельности, к созданию семьи, к способности занимать конструктивную позицию в социуме и умению отстаивать значимые для него ценности.

Говоря об обучающихся первого курса учреждений среднего профессионального образования, следует подчеркнуть, что к их поведению в рамках учебного процесса и к их жизни в социуме выдвигаются дополнительные требования. Если в общеобразовательном учреждении ребенок в десятом классе воспринимается еще как находящийся на стадии активного формирования и самоопределения, то от студентов СПО требуют более осознанного отношения к учебной деятельности, которая во многом определяется выбранной специальностью. Положение подростка в колледже усугубляется еще тем, что помимо привычных подростковых проблем (непонимание в семье, конфликты с взрослыми, напряженные отношения со сверстниками) обучающиеся первых курсов сталкиваются с дополнительными барьерами, которые им необходимо преодолеть: незнакомое социальное окружение, полная смена педагогического состава, новые требования к процессу обучения, необходимость социальной адаптации в образовательном учреждении и т.д. Все это приводит к тому, что уязвимая подростковая психика не справляется с возникшими препятствиями, и у обучающихся в этом возрасте возникают проблемы социального и эмоционального характера.

Социальные опасности юности (среди которых Мудрик выделяет антисоциальную семью, пьянство, наркоманию, проституцию, раннюю беременность, вовлеченность в преступные группы, непонимание окружающими, одиночество, травлю со стороны сверстников, суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью, потерю жизненных перспектив и пр. [5; 22]) часто становятся причинами неблагоприятной социализации, торможения социального развития.

Эмоциональное развитие, на которое вышеперечисленные риски также оказывают свое влияние, может пойти по диаметрально противоположным траекториям. Во-первых, это может быть эмоциональная блокада, когда человек начинает уходить в себя, становится замкнутым, чуждается социума. Такое состояние страшно, в первую очередь, тем, что невыраженные эмоции, непрожитые состояния становятся причинами неврозов, зажимов и комплексов. Второй путь, в отличие от первого, наоборот, связан с открытой демонстрацией своего состояния, подчас проявлением излишней эмоциональности. При этом важно помнить, что постоянное привлечение внимания к проживаемым эмоциям, неконтролируемые эмоциональные скачки - это не только признак невоспитанности, но возможно и симптом начавшегося психического отклонения, имеющего все шансы вылиться в серьезное психическое заболевание, которое важно не только увидеть, но и найти способы с ним справиться.

Оказание педагогической и психологической помощи в процессе социально-эмоционального развития обучающихся, мы считаем, должно стать основой образовательного процесса на первом курсе в учреждениях среднего профессионального образования. И главную роль в этом процессе призван сыграть педагог. Только чуткий, вдумчивый взгляд неравнодушного педагога способен помочь формирующейся личности выработать свои жизненные убеждения и принципы, заложить прочный фундамент знаний об обществе, помочь социализироваться, найти свое «я». Все действия педагога должны быть нацелены, с одной стороны, в будущее, поскольку юность живет не столько «здесь и сейчас», сколько пытается проложить дорогу в недалекое, но пока еще такое туманное завтра. Это и потребность любить и быть любимым, это и первые, но уже вполне ощутимые желания психической и физической близости с противоположным полом, это и мечты о карьере, о финансовой независимости, о своем собственном семейном хозяйстве, о детях.

С другой стороны, на педагога возлагается большая ответственность за сегодняшний день обучающихся. Важно показать и дать прочувствовать значимость каждого дня, каждой минуты, проживаемой в этом возрасте. И на этом пути педагог должен быть готов с пониманием отнестись к любым эмоциям со стороны воспитанников. Л.С.Выготский подчеркивал: «разделение чувств на низкие и высшие, эгоистические и альтруистические должно отпасть, так как всякое решительно чувство может быть направлено воспитателем в любую сторону и связано с любым раздражителем» [1; 105]. Современному педагогу важно не только уметь различать эмоциональные движения души обучающихся, но уметь направлять их в конструктивное русло. При этом важно помнить, что не всегда положительные эмоции имеют хорошее воспитательное значение. Часто именно обида, гнев, злость являются катализаторами активных действий, стремления изменить себя и окружающую социальную действительность. О положительной роли отрицательных эмоций говорит и известный психолог Е.П.Ильин. Указывая на то, что отрицательные эмоции могут служить стимулом для самосовершенствования, Е.П.Ильин, однако, обращает наше внимание на их способность «застаиваться», что, в свою очередь может принести существенный вред как физическому, так и психическому здоровью человека [2; 103]. Увидеть тонкую грань между осознанием, принятием своих эмоций и желанием или потребностью их изменить, воспитать в себе – это еще одна задача педагога образовательного учреждения. Не всегда эта потребность может возникнуть у подростков, но всегда она должна быть развита и воспитана.

Социально-эмоциональное развитие обучающихся, являясь частью учебно-воспитательного процесса, - это ежедневный поиск новых педагогических методов и технологий, это бесконечное самосовершенствование педагогов и психологов, это открытие новых горизонтов для постижения человеческого поведения и человеческой психики, это открытие новых отраслей наук, таких как нейропедагогика, нейродидактика, это постоянный призыв «Не навреди!», поскольку самое страшное для любого специалиста, воспитывающего человека нового времени, - погасить ту искру, из которой со временем должно разгореться пламя новой идеи и новой жизни. В свое время прекрасно сказал об этой главной задаче педагога К.Д.Ушинский: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека.. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества» [6; 300].

Литература

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. – 536 с.

  2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2016. – 784 с.

  3. Клемантович, И. П.,Нейропедагогика: предмет исследования [Текст] / И.П.Клемантович, В.Г.Степанов // Фундаментальные исследования. - 2015. - №2-11. - С.2464-2468.

  4. Клемантович, И.П. Эмоциональный интеллект и девиантное поведение юношей [Текст] / И.П.Клемантович, В.Г.Степанов, В.В.Седых, М.Г.Фарниева // Фундаментальные исследования. - 2014. - №6-2. - С.360-363.

  5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед вузов [Текст] / А.В.Мудрик; под ред. В.А.Сластенина. – 4-изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 200 с.

  6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5[Текст] / К.Д.Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. - 528 с.

Просмотров работы: 273