ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

Кобозева И.С. 1, Кузина Ю.В. 1
1ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совершенствование музыкально-образовательного процесса связано с устойчивой направленностью учащихся к духовным, эстетическим ценностям. Ценностный подход к музыкальному образованию предполагает поиск качественных подходов к освоению музыкальной культуры общества. Приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, как утверждают отечественные ученые и педагоги ((К. А. Абульханова-Славская, Ю. Б. Алиев, Э. А. Баллер, Д. Б. Кабалевский, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Л. А. Тарасова, Р. А. Тельчарова, В. Н. Шацкая, Л. В. Школяр и др.) – это путь глубокого развития культуры человека как цели и содержанию отечественного образования.

Современная действительность характеризуется падением престижа музыкальных знаний, высоких духовных ценностей, что наиболее ощутимо проявляется в школьной и молодежной среде. В связи с этим, ориентация детей и учащейся молодежи на фундаментальные ценности музыкальной культуры является важнейшим направлением музыкального образования.

В решении данных задач неоценимую роль играет музыка национальных композиторов. Но несмотря на устойчивый интерес широкого круга ученых и педагогов к данной проблеме и активное социальное функционирование национального музыкального искусства, например, в Мордовии, практическая деятельность педагогов в большинстве своем не акцентирована на развитие культуры учащихся в процессе изучения произведений композиторов республики. Как показывает практика, развитию музыкальной культуры у детей средствами произведений композиторов региона уделяется недостаточное внимание, а сама работа в данном направлении проводится поверхностно и не систематически, что связано с неразработанностью педагогических условий осуществления данной деятельности.

Особенность музыки композиторов Мордовии - в ее принадлежности к региональной музыкальной культуре, в национальном колорите и органических связях с песенными народными истоками. Ознакомление детей с музыкой композиторов Л. П. Кирюкова, Л. И. Воинова, Г. Г. Вдовина, Н. В. Кошелевой, Е. В. Кузиной, С. Я. Терханова, А. Е. Пивкина и других позволит приобщать детей и учащуюся молодежь к ценностям национальной музыкальной культуры, что, несомненно, будет способствовать формированию музыкальной культуры личности, способной не только любить, понимать и ценить искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.

Мы установили, что развитие музыкальной культуры личности учащихся в процессе изучения произведений композиторов Мордовии есть процесс упорядочивания опыта музыкальной деятельности, в котором заключена логика развития качеств личности человека. Музыкальная деятельность при этом, должна выступать как активная форма отношения учащихся к произведениям национальных композиторов, так как «уровень активности личности находится в определенном соотношении с ее развитием, качеством, характером, с изменением личности на протяжении жизни, с воспитанием и самовоспитанием, ее совершенствованием» [1. 137].

В структуре музыкальной культуры личности учащихся в контексте нашего исследования мы выделили три компонента:

Когнитивный компонент (музыкальная грамотность, которая включает в себя знания, умения, навыки, познавательно-деятельностный опыт, связанные с произведениями композиторов Мордовии).

Мотивационно-ценностный компонент (чувства, эмоции, мотивы,которые проявляют себя в интересах, потребностях, переживаниях, оценках учащихся в процессе восприятия, познания и музыкально-деятельностного воспроизведения произведений национальных композиторов).

Операциональный компонент (включает в себя разнообразную творческую индивидуальную и коллективную музыкальную деятельность, связанную с изучением произведений национальных композиторов.

На основе анализа литературы, изучения образовательных процессов, обобщения опыта собственной педагогической деятельности и данных констатирующего эксперимента, нами были выделены педагогические условия развития музыкальной культуры личности средствами произведений композиторов Мордовия.

Первое условие – структурирование содержания процесса музыкально-культурного развития личности учащихся вокруг произведений композиторов Мордовии, отвечающим таким требованиям, как: музыкальные произведения должны быть высокого уровня художественных достоинств, должны соответствовать наличию жанрового и образного разнообразия.

Второе условие – при отборе музыкальных произведений необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, уровень их музыкально-культурного развития, эмоциональной восприимчивости и музыкального опыта.

Третье условие – в процессе общения учащихся с произведениями композиторов Мордовии важнейшим является формирование у них личностного отношения в соответствии с общественным представлением о музыке с целью согласования ценностей личности и общества. Иными словами, общение детей с произведениями композиторов Мордовии должно осуществляться в ценностно-смысловом контексте. Отношения личности проявляются в постановке и решении задач в процессе изучения композиторских произведений, в активности, настойчивости и последовательности в достижении запланированных результатов. Они отражают способ включения личности «в общий ход жизни, учет его субъективной логики и своих же объективированных, примененных возможностей» [2, 164].

Четвертое условие – сочетание различных видов индивидуальной и коллективной деятельности учащихся (познавательной, художественно-творческой), ориентированной на их музыкально-культурное развитие.

Пятое условие – использование разнообразных развивающих методов, соответствующих содержательному компоненту музыкального обучения. Учитывая рассматриваемую нами содержательную специфику музыкального обучения, методы мы структурировали в следующие группы: а) методы организации познавательной деятельности; б) методы организации восприятия произведений; в) методы стимулирования ценностного отношения; г) методы индивидуального и коллективного освоения музыкальных произведений.

Данные методы могут быть использованы в таких формах организации обучения, как организация факультативов, концертов, лекций-концертов, совместное прослушивание произведений в урочное и внеклассное время, коллективное обсуждение, индивидуальное и коллективное исполнение произведений композиторов Мордовии.

Эффективность предлагаемых условий доказывается нами результатами проведения опытно-экспериментальной работы по развитию музыкальной культуры личности средствами произведений композиторов Мордовии.

Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К. А. деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская // М. : Наука, 1980. – 335 с.

  2. Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Хрестоматия по психологии. – М., 1977. – С. 164-170.

Просмотров работы: 244