ПРОЕКТИРОВАНИЕ АС УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АС УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Круглякова Ю.Г. 1
1Ярославский филиал РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сфера образовательной деятельности требует автоматизации ввиду огромного количества информации, необходимой для хранения, переработки и анализа. В основном это касается работы сотрудников учебного подразделения и деканатов. Успеваемость студентов вуза-ключевой показатель работы учебного учреждения, поэтому автоматизация данного сегмента является важной задачей, подлежащей автоматизации.

Целью курсовой работы является проектирование базы данных по контролю успеваемости студентов, а именно по учету и просмотру результатов зачетной недели и сессии, с возможностью формирования и выдачи листов пересдач и статистических отчетов.

Задачи проектирования базы данных:

  1. Программа по учету успеваемости студентов должна содержать информацию об обучающемся: год поступления, группа, список изучаемых предметов, успеваемости по каждой дисциплине;

  2. Обеспечивать удобный поиск заданного студента по ФИО;

  3. Формировать список неуспевающих по каждой дисциплине;

  4. Динамично обновлять списки неуспевающих студентов по итогам пересдач;

  5. Выводить статистические отчеты по итогам сессии;

  6. Разработанная программа должна иметь удобный интерфейс, интуитивно-понятные связи между диалогами ввода информации.

Предмет исследования – автоматизированное решение задач, таких как хранение и обработка информации по итогам сессии (электронных ведомостей), построение статистических отчетов по факультетам и группам, выписка Аттестационных листов пересдач и контроль успеваемости студентов.

Объектом исследования курсовой работы является деканат образовательного учреждения.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
  1.  
    1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И ФУНКЦИИ РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ

Целью деятельности образовательной организации является обеспечение современного качественного образования.

Контроль успеваемости - комплексный процесс, в котором принимают участие учебная часть вуза, кафедры и деканат.

  1. Учебная часть отвечает за формирование образовательных программ, рабочих и семестровых учебных планов, ведение и учет контингента, составление расписания, составление списка учебных дисциплин.

  2. Кафедры проводят учебные занятия и принимают решение о допуске или недопуске студентов, к промежуточной аттестации по дисциплине на основании текущей успеваемости. Сведения о студентах, имеющих задолженность передаются в деканат соответствующего факультета.

  3. Деканаты осуществляют контроль за проведением промежуточной аттестации, прием и анализ аттестационных ведомостей, поступивших с кафедр, выдачу аттестационных листов на пересдачи, ведение учебных карточек студентов, формирование приказов о движении контингента.

Организационная структура вуза представлена на Рис.1

Рис.1 Организационная структура образовательного учреждения

Реализация образовательного процесса

На основании учебных планов для каждого факультета строятся учебные планы. Из учебных планов формируются учебные графики и расписания, определяется перечень дисциплин для каждого курса и семестра обучения. Каждой дисциплине соответствует форма контроля. Перед зачетно-экзаменационной сессией на основании сведений, поданных кафедрой об успеваемости студентов, издаются приказы о допуске к сессии. По итогам сдачи зачетаэкзамена в аттестационную ведомость выставляется оценка (зачет) и рейтинг студента по дисциплине.

Итоговый документ, поступающий с кафедр в день экзаменазачета – аттестационная ведомость (Рис.2).

Рисунок 2. Аттестационная ведомость

Аттестационная ведомость содержит информацию:

  • № - порядковый номер аттестационной ведомости по кафедре

  • Семестр – осеннийвесенний

  • Учебный год

  • Форма контроля

  • Специальность

  • Курс

  • Группа

  • Дисциплина

  • Дата проведения экзаменазачета

  • ФИО преподавателей

  • ФИО студента

  • Основа обучения

  • Номер зачетной книжки

  • Рейтинг

  • Экзаменационная оценка

  • Подпись преподавателя

  • Подписи заведующего кафедрой и декана факультета

Также аттестационная ведомость содержит краткую статистическую таблицу, значения в которой рассчитываются автоматически на основании внесенных данных по каждому студенту.

Заполненные аттестационные ведомости сдаются в деканат соответствующего факультета, где методисты разносят сведения по учебной карточке каждого студента.

Те студенты, которые успешно прошли промежуточную аттестацию приказом допускаются к учебе (переводится на следующий курс). В случае не допуска к сессии, выставления «неуд» или неявки на экзамензачет студент пересдает дисциплину в назначенный деканатом день вне группы по Аттестационному листу. Результаты пересдач, количество попыток фиксируются.

Таким образом работникам деканатов необходимо отследить кто из студентов имеет задолженности и не допущен к сессии, оповестить об этом кафедры, увидеть результаты сессии: задолжников, итоговый рейтинг студентов, статистическую информацию по курсу, факультету.

Без автоматизации процесса учета успеваемости, все операции совершаются вручную, что увеличивает вероятность ошибки. Применение информационных технологий упрощает и ускоряет их работу, уменьшает количество ошибок «человеческого фактора».

После проектирования и разработки АС по успеваемости студентов, предполагается, что данные о результатах сессий, поступающие с кафедр должны загружаться в систему, для того, чтобы сотрудникам деканата сформировать статистику успеваемости, задолженности, рейтинг обучающегося, выдать Аттестационный лист пересдачи.

  1.  
    1. ПЕРЕЧЕНЬ ВХОДНЫХ, ВЫХОДНЫХ ДАННЫХ

Перечень входных данных определяется обязательными реквизитами, содержащимися в Аттестационной ведомости:

  • Списки обучающихся

  • Перечень дисциплин

  • Специальности

  • Учебный год, курс, группа

  • Данные о студенте

Списки обучающихся и данные о студенте составляются на основании приказов о движении контингента.

Перечень дисциплин для специальностей по каждому курсу формируются на основании учебных планов, расписаний и графиков обучения.

Реализация образовательного процесса регламентируется Федеральными Законами, федеральными государственными образовательными стандартами, Уставом Университета, локальными нормативными актами.

Осуществление образовательной деятельности возможно при надлежащей компетенции сотрудников деканатам, материально-техническому и финансовому обеспечению.

На выходе получается следующая информация ведение статистики успеваемости и задолженности, формирование приказов о допуске к обучению, о переводе с курса на курс, выдаче направлений на пересдачу экзаменов (Схема 1).

Реализация образовательного процесса

Потребители:кафедры, деканаты, обучающиеся

 

ПРАВИЛА:

Федеральные законы и др. нормативные документы (постановления, приказы и др.) федерального уровня; Государственные образовательные стандарты;

Устав, локальные нормативно-правовые акты

 

 

ВХОДЫ:

- образовательные программы;

- списки обучающихся (в т.ч. списки учебных групп);

- приказы о движении контингента;

- расписания (учебных занятий, практик; экзаменационных сессий);

- списки дисциплин;

 

 

ВЫХОДЫ:

- статистическая информация об итогах сессии

- сведения о неуспевающих

-учебная карточка студентов

-аттестационный лист

-формирование рейтинга обучающегося

 

 

Учет успеваемости студентов

Деканат

 

 

РЕСУРСЫ, МЕХАНИЗМЫ:

Cотрудники деканата

Информационно-техническое обеспечение

Библиотечно-информационные ресурсы

Финансовое обеспечение

 

Схема 1 Реализация образовательного процесса

1.3. ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для разработки БД «Учет успеваемости» было использовано следующие программное обеспечение: СУБД Microsoft Access, программа Microsoft Excel (среда разработки Visual Basic for Applications), CASE-средства: Ramus и ERWin.

  • СУБД Microsoft Access –Access позволяет легко работать с другими продуктами Microsoft Office, в частности с Microsoft Excel, (файл электронной зачетно экзаменационной ведомости). БД на основе Access дают возможность связывать между собой различные данные, хранящиеся в виде таблиц, что очень удобно пользователю, при этом минимизируется общий объем данных, и обеспечивает создание любого вида отчета.

  • Microsoft Excel

На базе программы Microsoft Excel создана зачетно-экзаменационная ведомость. Она позволяет:

  • обеспечить двусторонний обмен информацией с БД: получать сведения для заполнения внутренних справочников и (ФИО студентов, номера зачетных книжек, список дисциплин, оценок и т.д.), а также импортировать в БД результаты сессий.

  • имеет понятный интерфейс, удобные формы ввода данных (с выпадающими списками и т.п.)

  • автоматически заполнять этими данными статистику по итогам зачетаэкзамена внутри группы

  • есть возможность защитить форму от изменений, оставив незащищенными ячейки, куда необходимо вносить информацию.

  • Microsoft Visio - программное приложение, результатом которой

является создания схем, диаграмм, блок-схем, и т.д.

  • «Ramus» - позволяет создавать графические модели бизнес-процессов в методологиях IDEF0 и DFD. Графический интерфейс удобен для использования, «Ramus» работает под разными видами операционных систем и аппаратных платформ (MS Windows, Linux, Mac OS, и т.д.).

Глава 2. Моделирование бизнес-процессов предметной области2.1 ПОСТРОЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, МОДЕЛЕЙ СИСТЕМЫ

Для регламентирования создания функциональных моделей системы предназначен стандарт IDEF0. Контекстная диаграмма позволяет наглядно рассмотреть процесс моделирования задачи (Рис.3)

Рис.3 Контекстная диаграмма модели процесса учета и контроля успеваемости студентов

Входы функционального блока:

- образовательные программы;

- списки обучающихся (в т.ч. списки учебных групп);

- приказы о движении контингента;

- расписания (учебных занятий, практик; экзаменационных сессий);

- списки дисциплин;

Процесс учета и контроля успеваемости студентов регламентируется Федеральными законами и др. нормативными документами (постановления, приказы и др.) федерального уровня; государственными образовательными стандартами; локальными нормативно-правовыми актами.

Учет успеваемости студентов ведется сотрудниками деканата: ведение списков студентов, формирование приказов о движении контингента, списка учебных групп и т.д.

По итогам сессии рассчитывается рейтинг студентов, формируются списки неуспевающих, выдаются аттестационные листы пересдач, формируется статистическая информация.

На дочерней диаграмме проводится дальнейшая декомпозиция процесса (Рис.4)

Рис. 4 Декомпозиция процесса учета и контроля успеваемости студентов

После проведения декомпозиции на выходе получаем 3 диаграммы:

  1. «Работа с электронными ведомостями» Входные данные получаем из входных потоков: заполняются сведения о студентах, дисциплинах. Эти данные вносит деканат. Данный блок выполняется на основании законодательных актов и локально-нормативной документации.

  2. «Анализ академической успеваемостизадолженности». В базу данных в соответствующие поля импортируются сведения из Аттестационной ведомости: дата, дисциплина, итог, рейтинг студента. Данный блок выполняется на основании законодательных актов и локально-нормативной документации.

  3. «Формирование итогов сессии» Информация получается на основании данных загруженных в систему. База данных динамически обновляется, что позволяет получать актуальную информацию о пересдачах и ходе ликвидации задолженности. Данный блок выполняется на основании законодательных актов и локально-нормативной документации.

Диаграмма DFD дополняет модель IDEF0, показывая взаимосвязь компонентов системы с внешней информационной средой. Каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами (Рис. 5)

Рис.5 Модель - DFD «Учет успеваемости студентов»

Диаграмма IDEF1X отражает логику построения базы данных (Рис.6):

  • определение сущностей;

  • определение зависимостей между сущностями;

  • задание первичных и альтернативных ключей;

  • определение атрибутов сущностей;

  • переход к физическому описанию модели - назначение соответствий: имя сущности — имя таблицы, атрибут сущности — атрибут таблицы;

  • генерация базы данных.

Рис.6 Модель – IDEF1X «Учет успеваемости»

2.2. ВЫБОР СУБД

Для разработки выберем систему управления базами данных (СУБД)

Microsoft ACCESS - программное приложение, предназначенное для

обработки, поиска, сортировки информации, по средствам которой создаются

электронной базы данных.

Достоинства СУБД:

  1. графический интерфейс;

  2. дает возможность связывать между собой различные данные, хранящиеся в виде таблиц, минимизируя общий объем данных

  3. обеспечивает создание любого вида отчета;

  4. доступность, входит в пакет Microsoft Office;

  5. широкие возможности по импорту/экспорту данных в различные

форматы.

Глава 3. Разработка АРМ и работа с программой3.1. Разработка АС. Структура БД «Успеваемость студентов»

Рис. 7 Схема данных MS Access

Описание информационной системы.

Основным источником информации для БД являются:

  • образовательные программы;

  • рабочий учебный план по каждой специальности;

  • календарный учебный график

  • списки обучающихся (в т.ч. списки учебных групп);

  • приказы о движении контингента;

  • расписания (учебных занятий, практик; экзаменационных сессий);

  • списки дисциплин.

На основании этих данных, полученных из учебной части заполняются справочники и строятся отчеты СУБД Microsoft Access

Таблицы и ключевые запросы MS Access

Исходные данные для БД содержатся в таблицах СУБД Access:

dbo_1c_stud_grp_counts – содержит информацию о количестве учебных групп и студентов в них;

dbo_StReiting – хранит всю информацию об итогах сессий, в (т.ч. промежуточную), о количестве и результатах пересдач;

dbo_streiting_discipl – информация из учебных планов факультетов о преподаваемых дисциплинах, закрепление их за кафедрами, форме контроля, распределение по курсам;

dbo_stud1c – список обучающихся

dbo_DocFlowDocs - журнал регистрации выписанных Аттестационных листов

dbo_DocflowMaxNumbers – на основании последнего содержащегося максимального значения присваивает номер для Аттестационного листа;

dbo_DocFlowTPodrazd – список деканатов, работающих в БД;

dbo_Reiting_rule – учетные записи, которым разрешен доступ в систему;

dbo_reiting2013_ForReAdd – отображает список студентов, которым выданы Аттестационные листы;

Вспомогательные таблицы:

dbo_Reiting2013_Itogs – выдает отчет о состоянии успеваемости студента по последнему актуальному значению (срез информации на момент запроса);

dbo_reiting2013_Neud – список неудов по итогам сессии (срез информации на момент запроса).

3.2. Работа с программой

Электронные ведомости, поступившие с кафедр в деканат, импортируются в БД «Успеваемости студентов»

Рис.8 Импортированный в БД файл Аттестационной ведомостиДоступ к БД осуществляется на основе «ролей пользователей», сведения об успеваемости студентов конкретного факультета, доступны только для его деканата. Сотрудник деканата обладает правами «чтение» и «изменение данных». Управление правами доступа осуществляется путем привязки логина пользователя к подразделению, т.е. соответствующему деканату.

Работа приложения «Учет успеваемости студентов» начинается со стартовой страницы базы данных. После открытия базы данных автоматически загружается главная форма «Электронный мониторинг успеваемости»

Рис. 9 Главная форма БД «Электронный мониторинг успеваемости»

Форма предоставляет доступ к разделам: «Учебные карточки студентов с поиском по фамилии», «Ведомости по дисциплинам», «Заполнение пересдачи», и разделам статистических отчетов: «Статистика Зачеты» и «Статистика экзамены», «Просмотр отчета». Информация доступна в разрезе факультетов и групп

  1. «Учебные карточки студентов с поиском по фамилии»

Работник деканата по фамилии студента проверяет его успеваемость по различным дисциплинам в течение учебного семестрагода. Цветом в списке дисциплин выделены те предметы, по которым у студента имеется задолженность.

Рис. 10 Работа формы поиска учебной карточки студента по ФИО

  1. «Ведомости по дисциплинам» - анализ успеваемости группы по дисциплине. Из выпадающего меню выбирается учебный год, специальность и группа. В поле справа отображается карточка успеваемости студентов группы по выбранной дисциплине.

Рис. 11 Отображение электронных ведомостей по выбранным дисциплинам

Из обеих форм у сотрудника деканата есть возможность выписать студенту лист пересдачи. Фамилии должников окрашены цветом. Двойной щелчок мыши по ФИО открывает форму печати Аттестационного листа

 

Рис. 12 Формирование Аттестационного листа пересдачи

Кнопка «Печать атт.лист» вызывает печатную форму документа и автоматически присваивает ему уникальный номер. Аттестационный лист подшивается в личное дело студента

  1. После успешной сдачи зачетаэкзамена Аттестационный лист приносится студентом в деканат, где закрывается пересдача. Кнопка на стартовой странице «Заполнение пересдачи». Студент пропадает из списка «должников по данной дисциплине»

Рис.13 Заполнение пересдачи

  1. Раздел статистических отчетов.

После завершения зачетно-экзаменационной сессии у сотрудников деканата есть возможность сформировать отчеты по итогам сессии. Блок «Статистика Зачеты», «Статистика Экзамены» строят отчеты на основании поданных аттестационных ведомостей и аттестационных листов пересдач.

Рис. 14 Запрос «Статистика по факультетам»

Рис. 15 Отчет «Статистика Успеваемости»

Заключение

Результатом выполнения курсовой работы стало разработанное приложение базы данных, позволяющее автоматизировать процесс обработки данных результатов зачетно-экзаменационных сессий

Средствами СУБД Microsoft Access создан удобный пользовательский интерфейс. Приложение позволяет решать все задачи, сформулированные в задании на курсовую работу. Разработанная программа позволяет нам формировать статистику успеваемости, задолженности, рейтинг обучающегося, выдавать Аттестационный лист пересдачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Голосов А.О. Информатизация в образовательном процессе: решения, средства и возможности // Сб. науч. ст. "Интернет-порталы: содержание и технологии". Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". – М.:Просвещение, 2007. – С. 386-409.

  2. Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов: Учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

  3. Проектирование баз данных СУБД Microsoft Access [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. Н. Гринченко [и др.] . - Москва : Горячая линия-Телеком, 2004. - 240 с. : ил. - Библиогр.: с. 236.. - ISBN 5-93517-193-7.

  4. Проектирование реляционных баз данных [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю. В. Полищук, С. И. Сормов, Т. А. Черных . - Оренбург : ГОУ ОГУ, 2008. - 133 с. - Библиогр.: с. 132. - ISBN 978-5-7410-0816-4.

  5. Кравченко К.В. Преимущества организации работы с контингентом студентов в вузе на основе единой корпоративной системы / К.В. Кравченко // Проблемы управления качеством образования: сб.ст./Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2014. С 49-52

  6. Редько, В.Н.; Бассараб, И.А. Базы данных и информационные системы; Знание, 2011. - 602 c.

  7. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.

  8. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.

  9. Голицына, О.Л. и др. Базы данных; Форум; Инфра-М, 2013. - 399 c.

  10. Гринченко, Н.Н. и др. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access; Горячая Линия Телеком,2012. -613c.

Просмотров работы: 7039