ГЕНЕЗ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕНЕЗ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Трофимова Н.Е. 1
1ФГБОУ ВО ««ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Овладение коммуникативными навыками детьми начинается с момента рождения, так как именно в период младенчества ребенок впервые входит в социальный мир отношений.

Развитие коммуникативных навыков в раннем возрасте формируется совместно с процессом овладения невербальными и вербальными компонентами речи, в различных видах деятельности являющимися ведущими на определенном возрастном этапе развития ребенка, т.е. в эмоциональном общении, предметно-практической деятельности и игре.

Основой формирования коммуникативных навыков является совместная деятельность с ребенком. Общение со взрослым приводит к обогащению средств общения, которые становятся понятными обеим сторонам в процессе взаимодействия. Коммуникация со сверстником также является положительным опытом для детей, так как ребенок не чувствует в этом общении завышенных требований к себе и общается на равных, испытывая при этом побуждающее чувство к общению[10].

Нами была поставлена задача, рассмотреть последовательность возникновения коммуникативных навыков у детей от рождения и до трех лет. Для решения этой задачи были использованы как методы теоретического анализа, так и эмпирические методы.

Применение тех или иных коммуникативных навыков определяется этапом развития детской речи как средством общения.

Этапы развития детской речи от рождения до трех лет : 1) доречевой или довербальный этап - включает период гуления, лепета относится к первому году жизни; 2) первичное освоение языка или этап возникновения речи – дограмматический - к нему относится второй год жизни; 3) этап освоения грамматики или этап развития речевого общения - относится к третьему году жизни.

Этапы развития потребности в общении ребенка со взрослым: 1) потребность во внимании и доброжелательности взрослого; 2) сотрудничество со взрослым появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; 3) нужда в уважительном отношении взрослого возникает на фоне познавательной деятельности детей; 4) потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого возникает в связи с интересом взаимоотношений и обусловлена овладением социальными нормами.

Исследовательские факты свидетельствуют о том, что вербальная коммуникация возникает на основе более элементарных довербальных форм общения. С точки зрения нейропсихологии и нейрофизиологии И.М. Сеченов (1947) в своих работах отмечал, что начало развития падает на младенческий возраст и может лежать только в различных возбуждениях рецепторов тела [4].

К первичной дословесной системе коммуникации (Е.И Исенина называет протоязыком) относится первый крик и плач младенца, улыбка, направление взгляда, гуление, гуканье, ранний лепет и т.п. Протоязык состоит из жестов, мимических движений, манипуляций с предметами, неречевых звуков, имея невербальную основу, которая в свою очередь заполняет речевую деятельность ребенка в первые два года его жизни. С появлением словесного языка система протознаков не исчезает, а совершенствуется, параллельно происходит голосовое развитие ребенка. В этот период ребенок еще находится на стадии овладения речью и может общаться с окружающими на невербальном уровне.

Новорожденный ребенок вступает в коммуникацию постепенно. От 0 до первого месяца жизни новорожденный ещё слабо включен в окружающую действительность. Крик является рефлекторным проявлением и носит сигнальный характер, являясь биологической защитной реакцией на неблагоприятное внешнее воздействие (недостаток тепла, пищи, дискомфорт от соприкосновения с мокрыми пеленками). Это связано с тем, что к моменту рождения тактильная реакция ребенка высоко развита.

С нашей точки зрения, плач можно считать первым проявлением коммуникации. На это же указывают исследования Е. Е. Ляско (1996). Дети со 2-го дня жизни, имеющие постоянный контакт с матерю значительно меньше плачут, в отличии от тех, кто находится с матерью только во время кормления[9]. О. Степанов [8] дифференцирует виды плача: плач удовлетворения, плач от боли, плач от голода, призывный плач, плач предчувствия, плач от гнева , печальный плач или плач от горя. Ребенок на данном этапе использует разный плач, подкрепляя его кистевым языком новорожденного, чтобы передать свои ощущения принимаемой стороне. М.И. Лисиной (1997) отмечено, что ласковое голосовое обращение к ребенку, тактильный контакт с ним, начинает вызывать реакцию сосредоточения и замирания со 2-й недели жизни (9). Исследования R.Fantz (1970) показали, что с первых дней жизни есть реакция ребенка на лицо матери. Это, несомненно, является невербальным средством общения. Врожденной является ориентировочная реакция младенца на речь. Можно считать, что на данном этапе наблюдаются первые коммуникативные проявления. Мать кормит и устраняет дискомфортные состояния, тем самым формирует на базе биологических потребностей социально коммуникативно-познавательные мотивации. Ощупывания, поглаживания, прижимание к себе, поцелуи и т.п. все эти действия являются раздражителями умеренной интенсивности, поступающие в центральную нервную систему ребенка, становятся мотивами коммуникативно-познавательной активности, происходит стимулирование голосовых и речевых реакций. Ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым «глаза в глаза»[6]. Зрительные и слуховые раздражители вызывают, к концу первого месяца жизни, первые эмоционально-положительные реакции в виде улыбки (М.И. Кистяковская, 1970). Улыбка возникает при непосредственном эмоциональном контакте взрослого с ребенком. А на её фоне у ребенка проявляются отдельные гласные и гортанные звуки. А.Н. Гвоздев (1961) характеризует гуление во время оживления, как согласные, возникающие на фоне гласного и фонетически мало определенные по месту образования. Е.Н. Винарская указывала на гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение компонентов гуления [9]. Гуление возникает в период первого – второго месяцев, на втором - третьем месяце жизни появляются гуканья, радостное повизгивание. Ребенок реагирует на приближение взрослого радостным возбуждением – на его лице появляется улыбка, усиливаются движения, возникают вокализации. Вокализации возникают через многократное повторение двигательных программ, являясь непроизвольными реакциями общего сенсомоторного развития. По принципу доминанты наблюдается реакция ребенка на речь взросло. Слова взрослого вызывают вначале ориентировочную реакцию, как и любой звук, но вскоре ребенок, услышав речь, затормаживает движения, а затем поворачивает голову в сторону источника звука. Это указывает на восприятие ребенком звуков. Уже в первые месяцы дети начинают из общей картины звуков вычленять речь взрослого. Ориентация ребенка происходит на интонацию, ритм и тембр [6,11].

Психологические исследования Л.Н. Галигузовой, М.Г. Елагиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой указывают на то, что к 2 месяцам у ребенка складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Вначале, услышав голос склонившейся над ним матери или другого взрослого человека, младенец прислушивается, сосредотачивается, как бы «замирает» при звуке человеческого голоса. При этом голос матери «узнается» малышом раньше и лучше других голосов. Личностный мотив становится ведущим мотивом общения. Ребенок уже сам отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали. Коммуникативная потребность сводится к доброжелательности и вниманию взрослых. Средством общения для младенца служит категория выразительных экспрессивно-мимических действий (взгляд, движения и позы, вокализации), наблюдается комплекс оживления. На протяжении первых трех месяцев меняется характер движения, что приводит к созданию оптимальных условий для коммуникативно-познавательной активности. Все компоненты комплекса оживления неотделимы друг от друга, ребенок первых месяцев жизни не может издавать звуки вне общей двигательной активности, как не может он и двигать руками и ногами, оставаясь молчаливым [1].

Происходит укрепление мышечного и связочного аппарата, органов дыхания, голосообразования и артикуляции. Крик становится интонационно выразительным. Это происходит по мере включения в управление криком корковых структур мозга. Гуление интерпретируется как начало усвоение фонетики (Р.В. Тонкова-Ямпольская,1968). Ребенок к трем месяцам начинает, используя свой небольшой опыт, повторять тот комплекс поведенческих реакций, который стимулирует мать к эмоциональному общению с ним.

Период от 3 до 6 месяцев характеризуется развитием слуховых и зрительных навыков, умения отыскивать источник звука в пространстве, брать игрушки из рук взрослого. К пяти месяцам появляется стадия дифференцирования взрослых на знакомых и незнакомых ребенку. Происходит распознавание интонации голоса взрослого, меняется реакция на окружающих. Ребенок проявляет радость, появляются оживленные движения при появлении знакомых людей. Напряжение внимания или плач возникают как реакция на появление незнакомых. Комплекс оживления возникает уже без воздействия взрослого. На ласковое обращение малыш отвечает улыбкой. Благодаря инициативе взрослого, ребенок получает возможность осуществлять коммуникативную деятельность, обмениваться положительными эмоциями, используя доступные ему экспрессивно-мимические средства. Доброжелательное отношение взросло приводят к развитию новых видов деятельности: предметной и познавательной, через партнерство. Происходит формирование и развитие эмоциональных и когнитивных процессов (М.И. Лисина, Г.Х. Мазитов, А.И. Сорокина) [5,7].

Гуление, примерно в 4—6 месяцев становится «певучим», плавным, в нем уже можно различить некоторые звуки - вокали и консонанты, отдаленно напоминающие гласные и согласные, которые звучат «на выдохе». Во время гуления здоровый младенец выражает свое полное удовлетворение, подолгу «воркуя» в кроватке. Но стоит взрослому склониться над ребенком, как малыш сначала замолкает, рассматривая человека, а затем, если с ним не начинают разговаривать или хотя бы улыбаться, начинает хныкать, протестуя против формального общения (10).

Важным моментом в развитии довербальной коммуникации является то, что в период гуления у ребенка закладываются основные умения отличать собственные «речевые» действия от действий других людей (Винарская Е.Н., Богомазов Г.М., 2001). При этом ребенок постепенно становится активным партнером взрослого в коммуникации. Этот период характеризуется появления первого слогового лепета. Лепет развивается на базе врожденных безусловных рефлексов (сосания, глотания и других). При автоматизации лепет приобретает ритмический рисунок – сигматическую организацию речи (А.А.Леонтьев).

Период до 6 месяцев может быть охарактеризован как формирующая форма поведения. Это период подражания. Он характеризуется мимическими и пантомимическими движениями – высовывание языка, открывание и закрывание рта, вытягивания губ, различные движения рук, подражание вокализациям и мимики взрослого. Врожденные реакции смеха и плача переходят на более сложную ступень. Накапливаемый коммуникативно-познавательный опыт постепенно убеждает ребенка в том, что материнские смех и плач в отличие от вокализаций является эмоциональным отношения к нему и к характеру его поведенческих реакций. Это бессознательное открытие усложняет мотивационную сферу ребенка. Знание того, как мать (ухаживающий взрослый) относится к ребенку, становится адаптивно более важным, чем понимание своего самоощущения[1].

В период от 6 – 12 месяцев усложняется развитие поведения ребенка. Повышается его интерес к окружающему. Происходит развитие зрительного, слухового восприятия, тактильной чувствительности, усложняется деятельность кинестетического анализатора. Это происходит посредством ощупывания, постукивания, рассматривания предметов[7].

По просьбе взрослого ребенок находит взглядом предметы. Это свидетельствует о понимании ребенком речи. В 6-7 месяцев ребенок поворачивает голову в сторону предмета, находящегося на постоянном месте. В 7-8 месяцев по слову ищет предмет, находящийся в любом месте. Ребенок начинает выполнять простые действия без показа. Появляется предметно соотнесенный указательный жест [7]. Он реагирует на свое имя, понимает слова связанные с режимными моментами, выполняет по просьбе взрослого движения и действия «садись», «дай ручку» и т.п.

Е.В. Шереметьева указывает, что использование указательного жеста происходит, в том числе для удовлетворения познавательной потребности, при условии сформированного эмоционального общения с близкими взрослыми. В этот период развития указательный жест замещает вопрос «Это что?».

В конце первого полугодия ребенок овладевает хватанием. В этот период времени зарождается следующая форма общения - ситуативно-деловая. Это общение для ребенка является новым видом деятельности и развивается на фоне предметных манипуляций. Появляется интерес к сотрудничеству, совместному действию со взрослым. Остается актуальным для ребенка и доброжелательное отношение. Но ему теперь мало обмениваться только ласками, ведущим становится деловой мотив. Ребенок ищет с взрослым контакт для совместной манипуляторной деятельности. Эмоциональные проявления становятся более яркими и возникают по различному поводу[5]. Подражание в это время становится воспроизведением нового, в том числе в лепете. Имеются уже отработанные ребенком лепетные выражения, которые окрашиваются за счет интонации звуков. По данным Р.В. Тонковой – Ямпольской (1968) к 7-8 месяцам появляется интонация просьбы, к 8 месяцам ребенок повторяет за взрослым новые слоги, которые уже есть в его слоговом лепете, а к 9-10 месяцам новые слоги [7]. Из лепета и подражания звукам рождаются первые осмысленные слова. Первые слова ребенка - это окончательный переход от манипулирования речевыми звуками к целенаправленным движениям органов дыхания, голосоведения, артикулирования (Н.С. Жукова, (1998)).

Таким образом, коммуникативные навыки усложняются в совместной деятельности взрослого и ребенка. Желание находиться вместе с другими свидетельствует об укреплении коммуникативных намерений.

Период от 9 до 12 месяцев. К концу первого года жизни зрительные и слуховые реакции становятся более развитыми, дети узнают на фотографиях близкого человека, реагируют на различный темп музыки, проявляют большой интерес к окружающим, начинает вычленять из потока речи взрослых отдельные слова, усваивает интонацию, ритм и мелодику речи [12]. Эмоции становятся все более разнообразными и возникают по разным поводам. Усложняется проявление отрицательных эмоций .

В этот период появляется новые средства общения предметно – действенные. Ребенок использует их для привлечения к общению партнера. Ребенок начинает понимать ситуацию, в которой он находится, привлекает внимание к себе различными способами, старается удержать его на себе. Это могут быть воспроизведение каких-либо внешних звуков с помощью действия, громкого крика, улыбки, плача и т.д.

Наиболее распространенными средствами общение в этот период являются указательные жесты, протягивание, вкладывание в руки взрослого, локомоции и позы, выражающие готовность ребенка к какому-либо виду деятельности. Ребенок протягивает руки к взрослому для того, чтобы его взяли на руки, имитирует какое-либо действия для приглашения взрослого в игру, либо указывая на какой-либо предмет для дальнейшего удовлетворения своих потребностей [5].

Происходит усложнение взаимопониманий в коммуникации между детьми. Ребенок 9-10 месяцев проявляет интерес к деятельности окружающих детей, привлекает внимание к себе доступными средствами: повизгиванием, улыбками, выкрикиванием, киданием или отбиранием игрушек и др. Возникают первые совместные игровые действия (Э.Л. Фрухт, (1983)). Ребенок учится выполнять действия с помощью инструкции взрослого. Действие направлено на результат: вложить, закрыть, открыть, надеть и т.д.. Радуется полученному результату. Действия становятся устойчивыми, наблюдается подражание взрослому в сюжетных действиях. Ребенок по просьбе взрослого при виде игрушки может воспроизводить то, чему его научили: катать машину, баюкать куклу и т.п., происходит формирование предпосылок игры [7].

К концу первого года жизни ребенка многие слова в речи взрослого приобретают обобщенный характер - «нельзя», «бах» и т.д.. Появляется возможность воздействовать через речь на его поведение. Стабильно появляется лепет, Т.Н. Ушакова указывает на появление в этом возрасте «младенческого разговора-пения». Малыш производит более или менее длительные вокализации различной аффективной окраски, как бы повествуя нечто. Так же она может использоваться для удовлетворения своего желания через партнера (9). У ребенка накапливается пассивный словарь и формируется активная речь, происходит овладение простыми словами. В основе первых слов лежит понимание речи, способность лепетать и подражать, появляются первые вербализаци [6].

К 10-12 месяцам созревает артикуляционный праксис, что позволяет ребенку целенаправленно произносить речевые звуки, происходит усвоение интонации, мелодики и ритма речи [11]. В арсенале ребенка находится около 10 простых, лепетных слов, отдельные слова и звуки подкрепляются мимикой. Появляется проторечь, которая представлена в форме конвенциональных сигналов, значение которых хорошо понятно взрослым людям, тесно общающимся с ним. Проторечь является чрезвычайно важным, базисным новообразованием, фундаментальной основой для развития вербальной коммуникации.

Нами был подробно рассмотрен первый довербальный этап (используя периодизацию М.И. Лисиной) потому, что с точки зрения психологии, лингвистики и психолингвистики именно в это время происходит формирование потребности в общении.

Таким образом, ребенок первого года учится эмоционально контактировать со взрослыми, происходит развитие голосовых реакций, активное понимание речи взрослого, ребенок приобретает базовые коммуникативные навыки. Учится пользоваться невербальными средствами общения для достижения своей цели, происходит формирование фонематического слуха и речедвигательного аппарата. Общение со взрослым в этот период приводит к развитию эмоционально - образного восприятия и является переходным периодом к формированию вербального общения.

Второй этап возникновение речи (М.И. Лисина) характерен для второго года жизни ребенка. Он является переходным в общении ребенка с окружающими людьми. Ребенок начинает ходить уверенно, совершенствуется моторика, расширяется диапазон действий. Появляется интерес ребенка к разговору окружающих, который не касается ребенка. Ребенку в этот период интересно звукосочетание, ритм, темп, интонация, с которой произносятся слова [11]. На втором году жизни формируется речь, как основное средство коммуникации. В первом полугодии развитие речи происходит медленно, запас слов увеличивается незначительно. К 1,5 годам идет интенсивное понимание речи окружающих, каждое слово равнозначно предложению, речь ситуативна, эмоциональна, дополняется жестами и мимикой, появляются первые вербализации [3]. Запас слов начинает быстро нарастать, соответственно ребенок начинает активно их использовать в коммуникации. В связи с тем, что появившиеся слова часто относятся к разным предметам, ребенок сопровождает их жестами и мимикой. В таком сочетании вербальных средств общения с невербальными, взрослому становится понятен смысл слова. В общении дети продолжают использовать плач как средство воздействия на взрослых, передачи настроения. Коммуникативный характер плача или улыбки, можно наблюдать когда ребенок хочет привлечь к себе внимание хорошо знакомого ему входящего взрослого - он смотрит в глаза и начинает улыбаться или плакать, пока на него смотрят, а после того как понимает, что ожидаемой реакции входящего не последовало, переключается на другой вид деятельности. В возрасте 1,6 до 2 лет происходит нарастание вербальных средств общения, выраженное в увеличении словарного запаса и связанное с развитием предметной деятельности и овладением слоговой структуры слова. А это в свою очередь приводит к обобщению информации об окружающем мире. И ребенок уже не просто комментирует или обращается к взрослому, он становится полноправным собеседником. К 1,9 у детей наблюдаются повествовательные и восклицательные интонации, а к 1,11 годам – вопросительные [12]. Появляются двух- трехсложные слова, первые неполные предложения. Усвоение предложений из нескольких последовательных слов не связанных грамматической связью. В этот период в речи появляются глаголы, связанные с действием и выражением требований, начинают активно использовать вопросы.

Коммуникативно-речевое развитие ребенка зависит от коммуникативной ситуации. Основными средствами общения будут предметно-действенные операции. Все услышанное ребенком соотносится с действиями окружающих в конкретном случае. Ребенок наблюдает за действиями взрослого и подражает ему. Основным содержанием коммуникативной потребности является потребность в сотрудничестве. Для ребенка становится важным поддержка и поощрение со стороны взрослого. Удовлетворение этой потребности необходимо для познавательной активности и предметной деятельности [5]. Происходит развитие навыка использовать речь в коммуникации с партнером. При артикуляции ребенок испытывает трудность точной передачи слова. Поэтому ребенок использует невербальные средства коммуникации: интонационные и ритмико-слоговые. М.И. Лисина указывает, что голосовые контакты рассматриваются как коммуникативные сигналы, подготавливающие ребенка к освоению речи. В результате такого голосового общения у детей появляются звукокомплексы, которые позднее употребляются в качестве первых слов.

К концу второго года коммуникация ребенка с взрослым усложняется. Он уже умеет просить, требовать, называть. Преобладает эмоциональная окраска контактов. Когда ребёнок овладевает смыслом слова, он уже сознательно может вступать в коммуникацию со взрослым. У ребёнка появляется инициатива высказывания. Он ожидает от взрослого вербального взаимодействия, как ответную реакцию на обращение, тем самым создавая коммуникативную ситуацию в виде простейшего диалога, сопровождающегося жестами, мимикой, интонацией, паузами. Ребенок может использовать улыбку, смех, слезы, позы и т.п., которые усиливают или заменяют средства вербальной коммуникации [3].

Это период когда ребенок учится сам устанавливать контакт с окружающими его людьми: со сверстниками и взрослыми. Общение детей со сверстниками, по мнению Е.О. Смирновой, отличается от общения с взрослыми следующим: большое разнообразие коммуникативных действий; яркая эмоциональная насыщенность; нестандартность контактов; преобладание инициативных действий над ответными. Е.О. Смирнова период со второго по четвертый год жизни характеризует как эмоционально-практическое общение со сверстниками.

В раннем возрасте формируется обратная связь. В процессе коммуникации ребенок учится понимать выражение лица собеседника, различать интонацию одобрения, удивления, порицания, понимать значение жестов. Учится сам применять эти средства общения. Модулированные лепетные монологи, усвоенные методом подражания взрослым, ребёнок применяет в своей игре. С помощью жестов и мимики дети здороваются, прощаются, проявляют чувства и эмоции. Постепенно происходит замена невербальных средств общения вербальными. В свою очередь невербальные средства общения переходят в вспомогательные.

Голосовые контакты ребенка с окружающими положительно влияют на становление вербальной функции. Благодаря тому, что взрослый направляет внимание детей, озвучивая свои действия или называя конкретные предметы, происходит обмен и закрепление информации. Навык установления контакта с помощью речи позволяет познавать мир вокруг себя, несмотря на еще несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматическое несовершенство.

Таким образом, к концу второго года ребенок понимает значение слова и уже соотносит его с действиями и конкретными предметами. Понимает обращенную речь, вступает в коммуникацию осознано, задает вопросы, ждет на них ответы, что способствует появлению диалога. Происходит нарастание вербального словаря, невербальные средства начинаю переходить в вспомогательные. Основная коммуникативная потребность – это сотрудничество со взрослым. Дети активно подражают. Все услышанное соотносится с конкретной ситуацией, похвала является стимулом речевого и познавательного развития. Общение со сверстниками носит эмоциональный характер.

Третий этап – этап речевого общения. В этот период дети начинают активно пользоваться речью для выражения мыслей и овладевают строем родного языка, происходит усложнение содержания и структуры речи. Наблюдается интенсивное развитие мыслительных процессов. Речь используется для сопровождения действий, включается в игровые ситуации, происходит озвучивание различных персонажей. Развивается понимание и активизация речи. Возрастает словарный запас, усложняется структура предложений, появляется связная речь. Действия с предметами осуществляются самостоятельно и при совместном контакте со взрослым или сверстником. При совершенствовании моторики появляются сложные действия с различными материалами (глиной, песком, бумагой и т.д.). Овладение новыми для ребенка знаниями и умениями возможно при наличии контакта со взрослым[3].

На третьем году жизни становится важным, что говорят и зачем это нужно в совместной деятельности. Овладевая значением слова, ребенок может применять его для передачи партнеру информации, это становится возможным за счет регулирования вербальной функции, которая переходит в самостоятельный вид деятельности. Средства общения, используемые ребенком, могут быть разными. Невербальные - смотрит в глаза, начинает улыбаться, привлекая к себе внимания, берет за руку, прижимается и т.п. и доступные вербальные средства, с использованием своих собственных высказываний. Детям нравится разговаривать с окружающими, слушать, наблюдать, принимать участие в деятельности взрослых.

К 2,5 годам дети способны понимать смысл рассказов взрослого о событиях, которых не было в личном опыте ребенка, но состоящих из знакомых элементов. Развивается описательная форма речи. Ребенок выражает свои желания, требования, переживания. К 3 годам формируется навык комплексных ответов ( движение, действие, слово). Словарь может быть около 1200-1500 слов, есть почти все части речи [2]. Поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого. Речь приобретает черты связности. [3]. Хорошее понимание речи взрослых и постоянно растущий запас слов превращает речь ребенка в основное средство общения с окружающими взрослыми и детьми.

В общении взрослые постепенно инициируют переход к более сложному варианту взаимодействия (Л.С. Выготский (1982г.)). Овладение ребенком средствами языка, усвоение знаний, формирование необходимых навыков и умений, приобщение к культуре, происходит в процессе коммуникации через ближайшее окружение[12].

Итак, на третьем году жизни происходит увеличение запаса слов, усложнение структуры речи. Деловое и познавательное сотрудничество с взрослым приводит к овладению активной речью. Речь становится основным способ коммуникации с окружающими взрослыми и детьми. Невербальные средства используются совместно с вербальными для усиления воздействия на окружающих. В этот период детям свойственно словотворчество, усложнение структуры предложения, связанность высказываний.

На этапе от рождения до трех лет происходит интенсивное развитие речи, хотя еще не окончательно сформированы фонетические, лексические, грамматические средства. Ребенок еще не совсем может выразить вербально смысловую ситуацию, в которой он находится. Происходит использование не только отдельно друг от друга невербальных и вербальных средства общения, применяя их в слиянии.

Овладение базовыми коммуникативными навыками возможно только при непосредственном участии взрослых. В свою очередь взрослые должны учитывать онтогенез развития ребенка, этапы развития детской речи, доступные средства общения, потребности в общении ребенка с партнерами.

Коммуникативные навыки формируются в постоянном процессе общения ребенка с партнерами, являясь фундаментом развития речевых навыков, которые в свою очередь способствуют развитию языковых навыков. Приобретение ребенком новых знаний и умений приводит к обогащению его сознания.

Таким образом, коммуникативная ситуация является стимулом потребности в общении и обеспечивает развитие навыков ребенка раннего возраста. Своевременное овладение коммуникативными навыками ведет к успешной социализации и адаптации ребенка раннего возраста в обществе.

Список литературы:

1.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. – 165с.

2.Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях [Текст] / под. Ред. Н.М. Щелованова и Н.М. Аскариной. – М.: МЕДГИЗ, 1960г. – 346с.

3. Горлова О.А. Формирование коммуникативно-речевых умений у детей раннего возраста [Текст]: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01./ О.А. Горлова – М.,2012.-225с

4. Касаткин, Н.И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста [Текст] / Н.И. Касаткин.– М.: Медгиз, 1951. -93с.

5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / Под редакцией А.Г. Рузской.– М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384с.

6. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] /Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.

7. Разенкова, Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03/Ю.А. Разенкова. -М., 1997. -169 с.

8. Степанов, О. Общение с новорожденным как с миром [Текст] / О. Степанов. – М.: Независимая фирма «Класс», 2015. – 152с.

9. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.

10.Чиркина, Г.В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция [Текст] : монография / [Г. В. Чиркина др.]; Гос. науч. учреждение "Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования". - Архангельск : Помор. ун-т , 2009. – 401с.

11. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03/ Е.В. Шереметьева. - М., 2007 – 285с.

12. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста[Текст] /Е.В. Шереметьева. – М . ,НКЦ, 212. – 168с.

Просмотров работы: 1408