СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ

Гутник Е.П. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дети, имеющие речевые нарушения, в частности, дети с алалией, имеют своеобразные особенности в психологическом развитии. У дошкольников с алалией, в первую очередь, нарушается формирование высших психических функций, которые тесно связаны с речью :внимание, память, мышление.У данной категории детей объем произвольного внимания значительно снижен, концентрация внимания неустойчива, а его распределение ограничено. Дети с алалией не могут запомнить последовательность заданий и сложные инструкции к ним. У них страдает слухоречевая память. Словесно-логическое мышление дошкольников, страдающих алалией, отстает в развитии, анализом и синтезом они овладевают очень тяжело.

У дошкольников с алалией наблюдаются двигательные нарушения, которые могут проявляться в плохой координации движений, моторной неловкости. Мелкая моторика у них недоразвита, снижен интерес к игровой деятельности. У дошкольников с алалией часто наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере: дети вполне осознают имеющиеся у них нарушения, поэтому начинают негативно относиться к речевому общению. Иногда эти дети проявляют отрицательно окрашенные эмоциональные реакции на непонимание речевых инструкций или к тому, что не могут высказаться сами.

По причине описанных особенностей своего развития дошкольники с алалией обнаруживают следующие особенности:

  • агрессивность, конфликтность;драчливость,

  • состояние дискомфорта, неуверенность, чувство угнетенности;

  • ранимость, повышенная обидчивость;

  • страхи, повышенная впечатлительность;

  • энурез;

  • склонность болезненно фантазировать.

Таким образом, у дошкольников с алалией наблюдаются нарушения во многих сферах: познавательной, эмоционально-волевой, личностной .

Выделять имеющиеся психологические особенности дошкольников с алалией обязательно для педагога-психолога с целью определить основные направления коррекционно-развивающего обучения в процессе психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение детей с алалией организуется с целью организации таких психологических условий. которые бы способствовали нормализации развития и обучения ребенка.

В современной научной литературе под термином «сопровождение» принято понимать, в первую очередь, поддержку психически здоровых людей, Такая поддержка помогает реализовать право ребенка на полноценное развитие и самореализацию личности в социуме. Е.И. Казакова в теории сопровождения по поводу развития детей дошкольного возраста утверждает, что в каждом отдельном случае ребенок сам и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители – выступают носителями его проблемы.

Отношения ребенка с окружающими ему людьми являются важнейшим аспектом сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение – это особенная культура, заключающаяся в оказании поддержки и помощи ребенку при решении задачи обучения и развития.

Цели психолого-педагогического сопровождения можно разделить на три группы:

1. Идеальная цель. Заключается в развитии всех индивидуальных сфер личности ребенка (когнитивной, эмоциональной, волевой, мотивационной, сферы саморегуляции, экзистенциальной, действенно-практической).

2. Этот тип цели можно конкретизировать в цель персонифицированную, которая будет заключаться в достижении ребенком оптимальных для него образовательных результатов.

3. Процессуальная цель является отражением в педагогических средствах актуальных потребностей ребенка. На основании этих потребностей ребенок может успешно решать задачи обучения и воспитания [55, с. 29].

Функциями, определяющими направления и задачи психолого-педагогического сопровождения, являются следующие:

· формирование готовности к обучению в школе;

· обучение детей учиться;

· направление в среду с доступным уровнем обучения;

· социализация ребенка, включающая усвоение им норм поведения, принятых в данном обществе, а также формирование навыков общения с окружающими;

· коррекция речевого развития ребенка;

· обучение целеполаганию, в том числе формирование навыков ставить цели и умело подбирать социально приемлемые средства для реализации этих целей, а также умение видеть себя в социуме сейчас и в перспективе;

· обучение рациональной организации труда.

Сегодня выделяют специфические задачи организации психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи. Окружающая среда для них должна стать источником развития. Необходимо формировать вокруг ребенка с тяжелым нарушением речи, к числу которых относится алалия, единое коррекционно-развивающее пространство, организовать взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя и семьи. К числу указанных задач относятся следующие:

  • создание благоприятного эмоционально микроклимата в группе для ребенка, при общении его с окружающими;

  • использование индивидуальных личностных особенностей ребенка в единстве сфер их проявления: интеллектуальной, поведенческой, эмоциональной;

  • оказание помощи тем детям, которые нуждаются в специальных формах организации деятельности и особых обучающих программах;

  • создание адаптивной среды для ребенка и разработка с этой целью специальной системы, которую необходимо направить на формирование речевой деятельности ребенка, на коррекцию его речевых дефектов;

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с алалией помогает решать эти задачи. Оно включает в себя четыре направлений:

диагностическое психологическое,

  • педагогическое,

  • социально-реабилитационное.

Логопедизированная система учебно-воспитательного процесса определяет успех коррекционно-воспитательной работы.

Система специального образования дошкольников предусматривает работу с детьми с разными речевыми расстройствами. Программа психолого-педагогического сопровождения рассчитана на детей с определенными речевыми расстройствами. Детям с тяжелыми нарушениями речи, к числу которых относится алалия, предоставляется специальная коррекционная помощь в группах для детей с ОНР .

Сегодня существуют разработанные и принятые к практике модели психолого-педагогического сопровождения детей с алалией. Основная цель создания таких моделей – рациональное осуществление комплекса мер: воспитательных, профилактических и коррекционных, - направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с алалией.

Разработанная система мер психолого-педагогического сопровождения включает в себя этапы, которые определяют направления деятельности каждой службы: диагностико-прогностический и коррекционно-развивающий На диагностико-прогностическом этапе осуществляется комплексное изучение детей, на основании которого составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка. На коррекционно-развивающем этапе непосредственно реализуется разработанная программа.

Результаты исследования кладутся в основу индивидуальной коррекционно-развивающей программы, предусматривающей лечебные, оздоровительные и психолого-педагогические мероприятия, и включающей основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.

Программы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с алалией включают следующие разделы:

- оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа;

- логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка;

- психологическое сопровождение ,

- коррекция физического развития;

- Коррекционно-развивающая деятельность родителей.

- Коррекционно-развивающая работа воспитателей.

Подобные программы успешно реализуются в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими серьезные речевые нарушения, в том числе, алалией, характеризующейся различными клиническими, психофизическими и эмоционально-волевыми отклонениями [28, c. 65].

Современные программы психолого-педагогического сопровождения дошкольников с тяжелыми формами речеязыковых нарушений включают работу разнонаправленных специалистов, а также учитывают включенность в процесс обучения и воспитания этой категории детей их родителей.

Два направления представляют сущность психолого-педагогического сопровождения дошкольников с алалией: коррекционно-развивающее направление и просветительская работа. Сегодня большая роль отводится участию родителей в образовательном процессе. Основная цель работы с родителями – повышение их психологической компетентности. Специалисты в области логопедии проводят данную работу с тем, чтобы родители приняли активную позицию в вопросах воспитания ребенка с алалией и в дальнейшем могли использовать полученные навыки самостоятельно [28, c.12]. В процессе этой работы на развитие психических процессов у ребенка, страдающего алалией, благоприятно влияет использование различных методик, снижающих неравномерность их развития [32, 51].

Психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми расстройствами характеризует совместная деятельность педагогов с родителями. [16,17]. В процессе психолого-педагогического сопровождения обучение и воспитание идет в неразрывном единстве. Эта коллегиальность обеспечивает расширение представлений о личностных особенностях ребенка, выявление динамики ее развития и создание необходимых условий для эффективности обучения и воспитания, подобрав подходящие возможностям методы коррекционного воздействия [36, c. 20]. Разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих нарушения психоречевого развития, посвящена именно этой цели. Резюмируя вышесказанное, можно сказать о том, что психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемым элементом образовательного процесса, включает в себя планомерную и последовательную работу, в которой специалисты разного профиля принимают участие в решении задач обучения и воспитания дошкольников с проблемами речевого развития.

Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать как способ решения проблемы личностного развития ребенка. Для того, чтобы полноценно собрать информацию о ребенке: его личностных, физических и психических особенностях, и оказания ему полноценной помощи создаются педагогические технологии, позволяющие эффективно осуществлять процесс обучения и воспитания. Психолого-педагогическое сопровождение необходимо направлять на гармоничное развитие личности ребёнка и успешную адаптацию ребенка в социальной среде. Психолого-педагогическое сопровождение детей с алалией позволяет повышать компетентность воспитателей и родителей по вопросам развития и воспитания ребёнка [23, c. 48]. Комплексная психолого-педагогическая работа способствует организации учебно-воспитательного процесса как вида личностно - ориентированного обучения, который позволяет раскрыть каждого ребёнка, страдающего алалией.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:

1. Для полноценного и эффективного оказания помощи детям с алалией в образовательном процессе необходимо изучить его индивидуальные личностные особенности, состояние интеллектуальной, поведенческой и эмоционально - волевой сфер.

2. Младшему дошкольнику, страдающему алалией, очень важно участвовать в специальной индивидуальной программе, которая предусматривает формы организации и методы коррекционной работы с ребенком.

3. Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает реализацию индивидуальных программ, направленных на преодоление трудностей, которые имеются у ребёнка с алалией. Работа, построенная таким образом, наиболее эффективна. Она ведется с дошкольниками, имеющими проблемы речевого развития, в частности, страдающие алалией, так как позволяет реализовать работу с учётом специфических особенностей такого ребёнка.

Литература

  1. Авагян М.С. Формы, методы и средства формирования коммуникативной компетенции дошкольников в процессе сотрудничества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015 // http://sibac.info/conf/pedagog/lix/43814

  2. Алифанова Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2001.

  3. Андреева Г. М. Социальная психология. Социология в России / под ред. В. А. Ядова. М.,1996.

  4. Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2004. С. 43-48.

  5. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект / Детский сад: теория и практика. 2013. №3 // http://www.fonema.ru/library.php

  6. Бекназарова М. Ю., Булгакова В.В. Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения // Альманах института коррекционной педагогики. Выпуск № 14, 2010 г. – 214 с.

  7. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2004.

  8. Битова А.Л., Сафронова Е.Н. Сенсорная алалия. Пути преодоления// Конгресс по детской психиатрии. Материалы конгресса. 25-28 сентября 2001 г. - М.: РОСИНЭКС. - 2001. - С. 307-308

  9. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.:МПСИ, 2002. – 288с.

  10. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,с.

  11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова, – М: Педагогика, 1982 – 504 с.

  12. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н.Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38-45.

13. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАШереметьева Е.В.диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт коррекционной педагогики РАО. Москва, 2007

14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТШереметьева Е.В., Королева Н.Н.Логопед. 2010. № 5. С. 6-18.

15.ЛОГОПЕДИЯ. РАЗДЕЛ "АЛАЛИЯ"Шереметьева Е.В.учебно-методическое пособие / Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет". Челябинск, 2010.

16.ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИБайрамгулова Ю.М., Шереметьева Е.В.В сборнике: Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. 2016. С. 36-41.

Просмотров работы: 513