Целью данной статьи является анализ работ Василия Ивановича Холодного, выдающегося мыслителя нашего времени, чьи труды законно занимают место в одном ряду с произведениями А. С. Панарина, А. А. Зиновьева, А. И. Солженицына, А. А. Проханова, Е. С. Холмогорова и других философов начала ХХI века.
Научная новизна работы заключается в анализе произведений В. И. Холодного, посвященных исследованию истории и современности России с точки зрения аксиологии, никто не проводил анализа этих сторон творчества вышеназванного русского философа. Кроме того, необходимо отметить, что вышеназванный мыслитель прославился своими оригинальными исследованиями в области ценностной философии, изучении творческого наследия Аксакова, сущности соборности, русской идеи и еще целом ряде философских и политических проблем.
Подробная биография мыслителя Василия Ивановича Холодного его книги есть в интернете на сайтах vikiakademic.ru, ozon.ru и др. [11].
В. И. Холодный входит в философский клуб, где состоят и другие известные мыслители, которые признают неоспоримый вклад В. И. Холодного в российскую философскую науку, такие как Самсин А. И. [12, с. 60], Маслин М.А. [9, с. 40], Бессонов Б. Н. [2] и многие другие [8, с. 192; 3, с.53; 10, с.33].
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что изучение философских работ В. И. Холодного, его мнения о ходе российской истории, например, о причинах революционных потрясений 1917 г., о взаимоотношениях России и Украины, позволяют лучше понять их избежать повторения ошибок.
Практической значимостью работ В. И. Холодного является его способность выявлять и объяснять психологические, мировоззренческие, идеологические и политические проблемы через призму аксиологических интенций, представленных в историко-философском процессе. При анализе историко-философского материала В. И. Холодный акцентирует внимание на глубинном аксиологическом (ценностном) моменте [13].
В. И. Холодный считает, что русской ментальности присущи триединое ощущение Вечности, духовная солидарность и индивидуальная уникальность, иррационализм, неукротимый поиск Смысла жизни, совесть, страдание и сострадание, чувство вины и покаяния, самоосуществление личности и народов, согласно их призванию. И целый ряд вечных ценностей, главная их которых соборная (общинная) ментальность, которая противостояла западному индивидуализму [14, с. 87].
Роевое начало (тяга к коллективизму) является для России залогом стабильности, а попытки уничтожить тысячелетнюю русскую соборность путем искусственного насаждения западных ценностей на протяжении веков подтачивали русские устои.
Холодный В. И. видит соборное самопонимание в самых разнообразных сферах жизни человека: в этнических традициях, бытовой жизнедеятельности крестьянства и т.д. Соборность – вечная аксиология, меняющаяся по форме, но не по духовно-целостному смыслу. Русский философ зафиксировал основные этапы эволюции соборности: мифологическая предсоборность; авторитарная христианско-исламская соборность; рефлексивная мирская соборность. По его мнению, «соборность» «выражает идею собрания. В его понимании, «соборность – иррациональное, духовно-целостное самопонимание человека, интегрирующее в себе изначальные архетипы человеческого существования и многовековые традиции. Именно на этой основе соборность ориентирует людей на всечеловеческое духовное единение» [15].
Особое значение имело осмысление им революции 1917 г. С т. з. В. И. Холодного, именно из-за попыток разрушить соборность, роевое начало, присущее русскому духу, революционные события 1917 г. приобрели такой масштаб и имели мировое значение. Известный журналист Дж. Рид подчеркивал это, когда писал об Октябрьской революции: «10 дней, которые потрясли мир». Русские потрясения 1917 г. по масштабу превзошли английскую и французскую революции вместе взятые.
Такое философское переосмысление истории и политики позволяет видеть во внутреннем мире человека, традиционном образе жизни первоосновы духовного единения народов, стимулирует патриотические чувства. Соборность восходит к славянофильской философии, которую В. И. Холодный оценивает, как фундаментальную альтернативу прагматичной идеологии либеральной глобализации [7, с. 145].
Работы В. И. Холодного имеют особое значение для молодежи и студенчества [5, с.39; 10], они побуждают к размышлению над философской, прежде всего аксиологической (ценностной) проблематикой, вырабатывают интеграционную культуру понимания [1, с. 37: 4, с. 14].
Необходимо особо подчеркнуть, что многие труды В. И. Холодного посвящены современности. Он проводит параллели между событиями 1917 г. и началом ХХI в. Мыслитель отмечает, что в современном мире «кушитские» верования находят больший отклик у людей и в обществе царит дух прагматизма, утилитаризма, нацеленность на конечный результат. Вместе с тем, следует отметить, что в любую эпоху сохранялся необходимый для возрождения духа соборности традиционный человек. В. И. Холодный предвидел проблемы, которые важны не только для русской философии, но, и для каждого человека, не обязательно мыслителя, философа, человека искусства, но хоть сколько-нибудь озабоченного судьбой своего народа, Родины и мирового сообщества как такового. Проблему «русской идеи», как философской идеологии возрождения соборных ценностей и единения на их основе всех людей Земли [6, с. 108].
Таким образом, проведенное исследование научных трудов философа В. И. Холодного позволяет сделать следующие выводы:
1. Философ В. И. Холодный является одним из самых оригинальных мыслителей современной России [10]. Его творчество актуально и востребовано. Его труды должен прочесть каждый.
2. Изучение творчества В. И. Холодного позволяет яснее понять ход русской истории в целом, причины событий на Украине и многие другие.
3. Не в экономике, не во внешней политике, а именно в русской ментальности видит философ В. И. Холодный причину революционных событий 1917 г. Именно попытки разрушить русскую соборность, русское самосознание было катализатором преобразований государственного строя в 1917 г.
4. С точки зрения автора, необходима популяризация работ самобытного оригинального русского философа В. И. Холодного среди студентов для осмысления хода русской истории [11].
5. Изучение истории России с т. з. философской аксиологии, как это делает В. И. Холодный, способствует более глубокому пониманию современности и помогает избежать повторения потрясений в будущем.
Список использованной литературы:
1. Баринова Н.В. Инновации в высшем образовании. // Инновационное развитие российской экономики Материалы конференции, VI Международный научно-практический форум. 2013. С. 36-39.
2.Виниченко М.В., Бессонов Б.Н., Даниленко И.С.Имидж России в контексте исторической правды. // Центр развития социально-гуманитарных проектов. Москва, 2015.
3. Галухин А. В. Особенности построения теоретических систем в современной науке // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 12. С. 51-64.
4.Ермолов А.Ю.Лабиринты модернизации. // Российская история. 2014. № 1. С. 12-17.
5. Косорукова М.И. Роль культуры в воспитании молодежи в современной России //В сборнике: Гуманитарное образование в экономическом вузе. Материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. 2016. С. 38-46.
6. Косорукова М.И. Межнациональные отношения в современной российской литературе // Государственное регулирование миграционных процессов и межнациональная политика как факторы обеспечения стабильности в современном мире: российский и зарубежный опыт. Сборник тезисов докладов и статей международной научно-практической конференции российских и зарубежных университетов и РЭУ им. Г.В. Плеханова при участии представителей государственных и муниципальных органов власти. ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2015. С. 107-110.
7. Косорукова М.И. Культура России на рубеже ХХ-ХХI вв.: тенденции и перспективы (Общая характеристика) // В сборнике: Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития сборник научных трудов. Москва, 2014. С. 144-148.
8.Косорукова М. И. Культурное наследие России как ресурс её возрождения и развития. // Наука и школа. № 6, 2013. С. 188-193.
9. Маслин М.А. Русская философия как единство многообразия, Тетради по консерватизму. 2016. № 2. С. 9-48.
10. Мария Магдалина. «Дети перестройки. Предупреждение». М., 2017.
11. mariamagdalena.ru, vikiakademic.ru, ozon.ru
12. Самсин А.И., Сидоров М.Н. Философия управления. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2012. № 1. С. 56-62.
13. Холодный В. И. Поисковая аксиологическая метафизика. М., 2016.
14. Холодный В. И. Тайна как бытие и путь. М.. МГСУ. 2012 324.
15. Холодный В. И. Соборная и философская культура понимания: кризис и возрождение // Земский В. № 5. 2000.