ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ – ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИИ – ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Асланян Р.К. 1, Дьяченко Е.В. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое государство создает свою армию.

Цель данной работы – изучить исторические документы, современные публикации, включая выдержки из научных исследований современных армянских и российских авторов о создании армии, а в дальнейшем Вооруженных сил Республики Армения.

Задача исследования: проанализировать ход исторических событий в Армении за период с 1917 года по 2016 год, период создания армии и вооруженных сил, этапы развития Вооруженных сил Республики Армении и динамику развития.

Объектом исследования являются Вооруженные силы Республики Армении.

Предмет исследования: история развития армии Армении.

Историческая база: научное исследование Арустамяна А.А. «Военная политика Республики Армении и ее влияние на безопасность в Закавказье», публикация Полонского А.И. «День армянской армии. Как сформировались и развиваются вооруженные силы Армении», электронные ресурсы Министерства Обороны Республики Армении. http://www.mil.am/ru.

Научная новизна исследования. В данной работе анализируется стратегический пересмотр обороны Республики Армении.

Практическая значимость. Работа может быть использована как дополнительный источник для изучения материала по истории вооруженных сил РА.

Структура исследования. Исследование состоит из введения, трех глав («История армии Республики Армении», «Современные Вооруженные Силы Республики Армении», «Подготовка военных специалистов для армии Республики Армении», заключения, списка используемой литературы и приложений в виде информации и фотографий.

В ХХ веке суверенное армянское государство возникало дважды: первый раз – после прекращения существования Российской империи в 1918 году, второй раз –после распада Советского Союза в 1991 году.

Каждое государство создает свою армию, Армения сформировала национальную армию в 1918 году. Официальным Днем Армии в Республике Армении считается 28 января. 28 января 1992 года вышло постановление «О Министерстве обороны Республики Армении», с которого и начала свою официальную историю современная армянская армия.

Начало современной армянской армии – это добровольческие отряды, формировавшиеся в период борьбы за Карабах. Рождение современной армии происходило в тяжелое для страны время. Становление Вооруженных Сил проходило в три этапа.

Первый этап приходится на февраль 1988 г. – март 1992 г. – сложное время обострения армяно-азербайджанских отношений вследствие развития Карабахского конфликта. Обеспечение военной безопасности армянского населения в условиях реальной угрозы со стороны куда более крупного Азербайджана в это время было крайне актуальной задачей, требовавшей создания и укрепления армянских вооруженных формирований, способных защитить территорию и мирное население от возможной агрессии.

Второй этап продолжался с июня 1992 г. по май 1994 г., в этот период происходило становление национальной армии Армении. Одновременно с этим велась необъявленная, но жестокая и кровопролитная война Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армении с соседним Азербайджаном.

Третий этап развития национальной армии Армении длится с июня 1994 года и по настоящее время. Это период укрепления структуры армянской армии, развития боевой подготовки, боевого сотрудничества с вооруженными силами других государств.

Самыми тяжелыми были первый и второй этапы (1988–1992 гг. и 1992–1994 гг.), поскольку проходили они в условиях крайнего обострения армяно-азербайджанских отношений. В течение этого времени армии как целостного, управляемого из единого центра военного организма у Армении не было. Действовали лишь разрозненные добровольческие отряды численностью до 80 человек, которые впоследствии и стали основой для создания армянских вооруженных сил.

За пятнадцать лет развития ВС Армении армянам удалось создать одну из самых сильных и боеспособных армий в регионе, опередив в этом плане своих соседей из числа бывших советских республик по многим показателям.

Дальновидный и прагматичный внешнеполитический курс Еревана направлен на сохранение и укрепление всесторонних связей с Россией. В создавшейся сложной военно-политической обстановке в регионе Армения придает первостепенное значение установлению союзнических отношений с Российской Федерацией, союзнические отношения России и Армении полностью отвечают интересам обеих стран. Укрепление обороноспособности Армении ведет к укреплению южных рубежей России и СНГ, к стабилизации в закавказском регионе.

Республика Армения на современном этапе является членом-основателем Организации Договора о коллективной безопасности. Министерство обороны Республики Армении осуществляет международное военное сотрудничество с целью укрепления боеспособности и авторитета ВС РА, благополучного и эффективного выполнения оборонных реформ, а также решения проблем, связанных с обеспечением международной безопасности посредством расширения взаимодействия с союзническими и партнерскими государствами.

Министерство обороны Республики Армении активно участвует в деятельности военной структуры ОДКБ, принимая участие в важнейших мероприятиях в рамках ОДКБ. Одним из важнейших мероприятий ВС РА являются учения с участием коллективных сил оперативного реагирования (КСОР).

С первой половины 90-х годов Республика Армения развивает отношения со структурами СНГ в рамках как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества. Оборонное ведомство РА активно участвует в деятельности Совета министров обороны стран-участниц СНГ, его экспертных комитетов и других структур организации. Министр обороны РА и руководители подразделений ВС РА постоянно участвуют в заседаниях Совета министров обороны (СМО) и его подкомитетов.

В рамках СНГ осуществляется военное, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В оборонной сфере продолжительно развиваются контакты с такими странами, как Грузия и Украина. Кроме того, двустороннее сотрудничество в военной сфере развивается и в западном направлении, в частности со странами-членами НАТО. Министерство обороны РА активно сотрудничает с США, Германией, Великобританией, Грецией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Литвой и Польшей. Установились и развиваются связи с Францией, Чехией, Словакией, Италией, Швейцарией, Австрией и Нидерландами. На Ближнем Востоке Министерство обороны РА сотрудничает с Ираном, а в Юго-Восточной Азии развиваются отношения с Китаем в сфере военного образования и военно-технического сотрудничества.

Военная доктрина Республики Армении, утвержденная 25 декабря 2007 г. представляет собой совокупность официальных концептуальных взглядов, включающих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические и военно-технические основы обеспечения военной безопасности Республики Армении. Доктрина определяет направления реформирования и модернизации Вооруженных Сил Республики Армении сообразно развитию отдельных сфер общественной жизни, формируя оборонную стратегию и военное строительство Республики Армении на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Военная доктрина Вооруженных Сил Республики Армении имеет оборонительный характер. Она нацелена на последовательную защиту фундаментальных ценностей национальной безопасности Республики Армении, обеспечение военной безопасности посредством расширения возможностей и взаимосовместимости системы военной безопасности Республики Армении, укрепление мира и стабильности в регионе. Однако с 2008 года в Республике Армении осуществляется процесс стратегического пересмотра обороны. Стратегический пересмотр обороны предоставляет возможность руководству осуществить точное, обоснованное и целенаправленное планирование действий по нейтрализации угроз, а также создание, развитие и финансирование соответствующих способностей. Стратегический пересмотр обороны значительно повышает обороноспособность государства, обеспечивает необходимой гибкостью для адекватного реагирования на разные кризисные ситуации и сокращает вероятность возникновения «непредвиденных чрезвычайных положений».

1. История армии Республики Армении

История армянской армии неразрывно связана с самим возникновением современной армянской государственности. В ХХ веке суверенное армянское государство возникало дважды – первый раз после прекращения существования Российской империи в 1918 году, второй раз – после распада Советского Союза в 1991 году. Соответственно, в обоих случаях имело место создание вооруженных сил суверенной Армении.

Независимость Республики Армении (в истории Первая Республика Армения) была официально провозглашена 28 мая 1918 года после распада Закавказской демократической федеративной республики. Просуществовавшая чуть больше месяца, с 22 апреля по 26 мая 1918 года, ЗДФР включала в свой состав земли современных Армении, Грузии и Азербайджана и была распущена по требованию Турции. После роспуска ЗДФР была провозглашена независимость трех республик – Армении, Грузии и Азербайджана. Республика Армения в 1919–1920 гг. включала в свой состав земли бывших Эриванской, Елизаветпольской, Тифлисской губерний, Карсской области Российской империи. Кроме того, в соответствии с Севрским договором 1920 г., в состав Республики Армении вошли также части Ванского, Эрзурумского, Трабзонского и Битлисского вилайетов Османской империи, которые входили в состав исторической Западной Армении. После провозглашения независимости Республики Армения остро встал вопрос и о создании ее регулярной армии, тем более что уже в мае 1918 г. развернулось турецкое наступление на Восточную Армению.

Из добровольческих отрядов, прошедших обкатку в боях под Сардарапатом, Караклисой и Баш-Апараном с 21 по 29 мая 1918 г., и сформировалась армия Первой Республики Армении. Ее непосредственным предшественником стал знаменитый Добровольческий армянский корпус, сформированный в конце 1917 г. из числа армянских добровольцев, прибывавших на протяжении всей Первой мировой войны из самых разных стран мира. В состав армянского корпуса входили 2 пехотные дивизии под командованием генерала Арамяна и полковника Силикяна, конная бригада полковника Горганяна, Западно-армянская дивизия генерала Озаняна, Ахалкалакский, Лорийский, Хазахский и Шушинский полки, езидская конница под командованием Джангира-Аги. После Эрзинджанского перемирия между Россией и Турцией, заключенного 5 (18) декабря 1917 г., российские войска Кавказского фронта начали массовый отход из Закавказья. После прекращения существования Кавказского фронта фактически именно Армянский корпус стал основной преградой продвижению турецких войск на Кавказ. В Кара-Килисском, Баш-Абаранском и Сардарапатском сражениях армянский корпус разгромил турецкие войска и смог остановить их продвижение в Восточную Армению. Впоследствии именно бойцы армянского корпуса составили костяк национальной армии Армении. Главнокомандующим армянской армии был назначен бывший командир Добровольческого армянского корпуса генерал-майор российской императорской армии Фома Назарбеков (Товмас Ованесович Назарбекян, 1855–1931 г.), произведенный в генерал-лейтенанты армянской армии. Товмас Назарбекян был выходцем из армянской дворянской семьи, проживавшей в Тифлисе, и получил хорошее военное образование во второй Московской военной гимназии и Александровском военном училище. Во время службы в российской армии ему довелось участвовать в русско-турецкой и русско-японской войнах, а в 1906 г. 51-летний генерал-майор вышел в отставку. Тогда он еще не знал, что спустя 8 лет, почти в шестьдесят, ему вновь придется надеть мундир. С началом Первой мировой войны генерал-майор Назарбеков стал командиром бригады, затем дивизии и корпуса, сражавшихся на Кавказском фронте. Учитывая авторитет генерала среди армянского населения и военнослужащих, именно его назначили командиром Добровольческого армянского корпуса. После провозглашения политической независимости Республики Армении генерал продолжил службу уже в армянской армии, вложив колоссальный вклад в ее организацию и укрепление.

К июню 1918 г. армянская армия насчитывала 12 тысяч бойцов. Постепенно ее численность только увеличивалась. Вскоре она достигла 40 тысяч человек, причем офицерский корпус в значительной степени состоял из бывших офицеров царской армии – как армян, так и этнических русских. Что касается вооружения, то его главными источниками стали склады российских войск, входивших в состав Кавказского фронта. Генерал Андраник Озанян позже вспоминал, что российская армия, уходя с Кавказа, оставила здесь 3000 артиллерийских орудий, 100 тысяч винтовок, 1 миллион бомб, 1 миллиард патронов и другое вооружение и оснащение. Кроме того, с вооружением формирующейся армянской армии помогла Великобритания, первоначально заинтересованная в усилении Армении как противовеса Османской Турции. Среди наиболее выдающихся военачальников армянской армии периода «Первой республики» обычно называют генерал-лейтенанта Мовсеса Михайловича Силикяна (Силикова, 1862–1937 г.) генерал-майора российской императорской армии, удина по происхождению, Драстамата Мартиросовича Канаяна (1883–1956 г., он же «генерал Дро») – легендарного дашнака, впоследствии бывшего комиссара армянского корпуса, а затем в 1920 г. – военного министра Республики Армении; полковника Арсена Самсоновича Тер-Погосяна (1875–1938 г.), командовавшего отрядами, остановившими наступление турецкой армии на Ереван в мае 1918 г.; генерал-майора Андраника Торосовича Озаняна (1865–1927 г.), у которого были весьма сложные отношения с правительством Республики Армении, поэтому его можно рассматривать не столько как командира соединения армянской армии, сколько как руководителя отдельных вооруженных формирований, созданных на основе Западно-армянской дивизии.

История Первой Республики Армении – это история практически непрекращающихся войн с соседями. В мае-июне 1918 г. и в сентябре-декабре 1920 г. армия Армении участвовала в войне с Турцией. В декабре 1918 г. Армения воевала с Грузией, в мае-августе 1918 г. – с Азербайджаном и «Аракской республикой» азербайджанцев Нахичевани, в марте-апреле 1920 г. участвовала в войне с Азербайджаном, развернувшейся на территории Нахичевани, Нагорного Карабаха, Зангезура и Гянджинского уезда. Наконец, в июне 1920 г. Армении пришлось воевать с Советским Азербайджаном и РСФСР в Нагорном Карабахе. В боях маленькой республике приходилось отстаивать свою независимость и территории, на которые претендовали куда более крупные соседние государства. В сентябре 1920 г. началась армяно-турецкая война. Тридцатитысячная армянская армия вторглась на территорию Турецкой Армении, однако туркам удалось организовать мощное контрнаступление и вскоре турецкие войска уже угрожали самой Армении. Правительство республики обратилось за помощью «ко всему цивилизованному миру», при этом, и Армения, и Турция отвергли предложение о посредничестве Советской России. 18 ноября правительство Армении, потеряв за два месяца две трети своей территории, подписало договор о перемирии, а 2 декабря – Александропольский мирный договор, в соответствии с которым территория Армении сокращалась до Эриванского и Гокчинского районов. Договор предусматривал и сокращение Вооруженных Сил Армении до 1,5 тысяч солдат и офицеров, а их вооружения – до 8 артиллерийских орудий и 20 пулеметов. Такие ничтожные воинские силы могли существовать только для подавления возможных внутренних беспорядков, защитить Армению от нападения турецкой армии они бы не смогли. При этом, хотя Александропольский договор подписывало правительство независимой Армении, реальную обстановку в республике оно уже не контролировало. 2 декабря в Ереване было подписано соглашение между Советской Россией (РСФСР) и Республикой Арменией о провозглашении Армении советской социалистической республикой. Правительство Армянской ССР отказалось признавать Александропольский мир. Лишь 13 октября 1921 г. при участии РСФСР был подписан Карский договор, установивший советско-турецкую границу. Вместе с Первой Республикой Арменией прекратили свое существование и армянские вооруженные силы. Выходцы из Армении, как и представители армянского народа, проживавшие в других республиках СССР, до 1991 г. проходили военную службу в частях Советской Армии и Военно-морского флота на общих основаниях. Неоценим вклад армянского народа в строительство, развитие и укрепление советских вооруженных сил, в победу над гитлеровской Германией. В годы Великой Отечественной войны 106 армян были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Кто не знает Маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна? Многим известно имя Гукаса Карапетовича Мадояна, батальон, под командованием которого первым ворвался в освобождаемый от гитлеровцев Ростов-на-Дону.

1.1. Начало формирования армии Республики Армении

После провозглашения политической независимости Республики Армении начался процесс создания национальных вооруженных сил. На самом деле история современной армянской армии уходит своими корнями в добровольческие отряды, формировавшиеся в период борьбы за Карабах, или, как его называют сами армяне, Арцах. Получается, что и современная армянская армия рождалась в тяжелое время, в огне вооруженного противостояния. В соответствии с официальной историей современных армянских вооруженных сил, они пережили три этапа своего становления и развития.

1.2. Этапы создания армии Республики Армении

Первый этап хронологически приходится на февраль 1988 – март 1992 года, на сложное время обострения армяно-азербайджанских отношений вследствие развития Карабахского конфликта. Обеспечение военной безопасности армянского населения в условиях реальной угрозы со стороны куда более крупного Азербайджана в это время было крайне актуальной задачей, требовавшей создания и укрепления армянских вооруженных формирований, способных защитить территорию и мирное население от возможной агрессии.

На втором этапе, который продолжался с июня 1992 г. по май 1994 г., происходило становление национальной армии Армении. Одновременно с этим велась необъявленная, но жестокая и кровопролитная война Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армении с соседним Азербайджаном. Третий этап развития национальной армии Армении длится с июня 1994 г. и по настоящее время. В это время происходило укрепление организационной структуры армянской армии, ее органичное встраивание в институциональную структуру армянского государства и общества, развитие боевой подготовки, боевого сотрудничества с вооруженными силами других государств.

Принятие Декларации о независимости обозначило новые возможности и перспективы для создания и совершенствования армянской армии. В сентябре 1990 г. был сформирован Ереванский особый полк и пять стрелковых рот, дислоцированных в Арарате, Горисе, Варденисе, Иджеване и Мегри. В 1991 г. правительство Республики Армении приняло решение о формировании Государственного комитета по обороне при Совете Министров. Эта структура должна была отвечать за организацию обороны республики и стала прообразом сформированного позже министерства обороны страны. 5 декабря 1991 г. руководить республиканским ведомством обороны был назначен председатель парламентской комиссии по обороне Вазген Саргсян (1959–1999 г.). Первый министр обороны республики до начала войны в Карабахе был человеком, далеким от военного дела. Он окончил Ереванский государственный институт физической культуры в 1980 году и в 1979–1983 гг. преподавал физкультуру в родном Арарате. В 1983–1986 гг. он был секретарем комсомола на Араратском цементно-шиферном комбинате, в том же 1983 г. вступил в Союз писателей СССР. В 1986–1989 гг. руководил отделом публицистики литературного общественно-политического журнала «Гарун». В 1990 г. стал депутатом Верховного совета Армянской ССР, возглавив постоянную комиссию по вопросам обороны и внутренних дел. В том же 1990 г. Саргсян стал командиром добровольческих отрядов народного ополчения «Еркрапа», а в 1991–1992 гг. возглавлял Министерство обороны Армении. Повторно Саргсян возглавлял силовые структуры в 1993–1995 гг. в статусе государственного министра Республики Армения по вопросам обороны, безопасности и внутренних дел и в 1995–1999 гг. в статусе министра обороны Республики Армения.

28 января 1992 г. правительством Армении было принято решение о создании министерства обороны и национальной армии. Для формирования вооруженных сил в подчинение Министерству обороны Армении были переданы существовавшие в республике вооруженные структуры: полк патрульно-постовой службы милиции МВД Армении, оперативный полк особого назначения, полк гражданской обороны, республиканский военный комиссариат. В мае 1992 г. был проведен первый призыв молодых граждан республики на воинскую службу. Следует отметить, что вооружение и инфраструктура для формирования национальной армии во многом были оставлены выведенными советскими войсками. К моменту распада Советского Союза на территории Армении дислоцировались:

а) 7-я гвардейская общевойсковая армия Закавказского военного округа, включавшая в свой состав 15-ю мотострелковую дивизию в Кировакане, 127-ю мотострелковую дивизию в Ленинакане, 164-ю мотострелковую дивизию в Ереване, 7-й и 9-й укрепрайоны;

б) 96-я зенитная ракетная бригада 19-й отдельной армии ПВО;

в) отдельный механизированный полк гражданской обороны в Ереване;

г) Мегринский, Ленинаканский, Арташатский, Октемберянский пограничные отряды пограничных войск Закавказского пограничного округа КГБ СССР;

д) мотострелковый полк оперативного назначения внутренних войск МВД СССР, отдельный моторизованный специальный батальон милиции в Ереване, батальон охраны важных государственных объектов, несший службу по обеспечению безопасности Армянской АЭС.

От частей Советской Армии молодому суверенному государству досталась военная техника: от 154 до 180 (по разным данным) танков, от 379 до 442 бронированных машин разного типа (БТР, БМП и т.д.), 257-259 артиллерийских орудий и минометов, 13 вертолетов. Недавно созданному Министерству обороны республики предстояла большая работа по формированию вооруженных сил страны, укреплению их организационной структуры. При этом Армения находилась в состоянии фактической войны с Азербайджаном, что требовало колоссального напряжения людских и материальных ресурсов.

2. Современные вооруженные силы Республики Армении

Армянские вооруженные силы сегодня включают три вида: сухопутные войска, военно-воздушные силы и силы противовоздушной обороны. Их общая численность составляет более 53 тыс. человек.

Сухопутные войска имеют в своем составе четыре армейских корпуса неоднородного состава. Однако эти корпуса в нашем понимании скорее являются дивизиями. Общая численность сухопутных войск составляет около 48 тыс. человек. На их вооружении 102 танка, 168 боевых бронированных машин (БМП и БМД), 50 бронетранспортеров, 225 артиллерийских систем.

ВВС Армении имеют на вооружении 6 боевых самолетов (5 Су-25, 1 МиГ-25) и 35 вертолетов. Их численность около 2 тыс. человек. Естественно, что такое количество авиации не может надежно обеспечить защиту территории республики от ударов с воздуха.

Поэтому охрану воздушных рубежей СНГ в Закавказье наряду с армянскими военными осуществляют российские авиаторы, дислоцирующиеся в Армении.

Силы ПВО Армении имеют в своем составе зенитно-ракетную бригаду и два зенитно-ракетных полка. На их вооружении 72 зенитно-ракетных комплекса различных типов. Численность сил ПВО – около 2 тыс. человек.

Комплектование вооруженных сил Армении, как и других армий СНГ и Балтии, осуществляется по принципу всеобщей воинской обязанности. Продолжительность срочной службы – 18 месяцев.

2.1. Военная политика вооруженных сил Республики Армении

После распада СССР и образования СНГ, в то время как многие бывшие советские республики настаивали на создании собственных армий, Армения последовательно поддерживала концепцию единых вооруженных сил СНГ.

Но эта идея к концу 1991 года не была реализована, и в Ереване приступили к строительству национальных вооруженных сил.

С конца января 1992 г. руководство Армении приступило к формированию собственной военной структуры.

В настоящее время военная политика Республики Армении представляет собой самостоятельный, уже сложившийся вид, обладающий всеми необходимыми характеристиками. Уже сформирована политико-правовая основа военной политики, определены основные подходы Армении к разработке и осуществлению независимой военной политики. Это принятый пакет законов, регламентирующих военно-политическую деятельность. Это законы: «Об обороне», «О военном положении», «О прохождении военной службы», «О социальной защищенности военнослужащих», «Об альтернативной службе».

Исходя из направлений обеспечения национальной безопасности Республики Армении, главными целями военной политики в условиях современной действительности и военно-политической обстановки в мире и Закавказском регионе являются следующие:

а) защита от внешних посягательств физической безопасности населения Республики Армении, неприкосновенности границ, обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства;

б) укрепление военных возможностей Республики Армении по модернизации Вооружённых сил, адекватных существующим и потенциальным военным угрозам;

в) развитие многостороннего сотрудничества с региональными и международными системами безопасности: ОДКБ, НАТО и ОБСЕ, а также с Россией и США;

г) строительство взаимовыгодных и равноправных отношений со всеми странами, проведение комплиментарной политики в отношениях с союзниками и партнёрами[8].

14 ноября 2016 года президент России Владимир Путин подписал распоряжение, которым одобрил соглашение с Арменией об объединенной группировке войск (ОГВ) двух стран. Проект соглашения представлен Минобороны, согласован с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Президент поручил Минобороны и МИД провести переговоры с армянской стороной и подписать документ от имени Российской Федерации. Соглашение не направлено против третьих стран и не затрагивает прав и обязательств Москвы и Еревана по другим международным договорам. Основные цели ОГВ – предупреждение вооруженного нападения на Россию или Армению, прикрытие государственной границы, различные виды военной защиты [3].

Ранее Россия начала формировать аналогичные группировки с вооруженными силами Абхазии и Южной Осетии. Оборонные и союзнические приоритеты Российской Федерации на Южном Кавказе отражены в Военной доктрине.

Для сдерживания (предотвращения) военных конфликтов Россия рассматривает возможности расширение круга государств-партнеров, в том числе членов БРИКС, ОДКБ, СНГ, ОБСЕ и ШОС.

2.2. Военная доктрина ВС РА

Военная доктрина Республики Армении (утверждена 25 декабря 2007 г.) представляет собой совокупность официальных концептуальных взглядов, включающих военно-политические, военно-стратегические, военно-экономические и военно-технические основы обеспечения военной безопасности Республики Армении.

Доктрина определяет военно-политические основы военной безопасности, оборонную стратегию, систему обеспечения военной безопасности Республики Армении и координирует деятельность государственных органов по обеспечению военной безопасности государства.

Доктрина определяет направления реформирования и модернизации Вооруженных Сил Республики Армении сообразно развитию отдельных сфер общественной жизни, формируя оборонную стратегию и военное строительство Республики Армении на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

Доктрина имеет оборонительный характер. Она нацелена на последовательную защиту фундаментальных ценностей национальной безопасности Республики Армении, обеспечение военной безопасности посредством расширения возможностей и взаимосовместимости Системы военной безопасности Республики Армении, укрепление мира и стабильности в регионе.

В Доктрине также говорится, что Республика Армения является гарантом безопасности народа Нагорно-Карабахской Республики и избранного им пути развития, а в части внешних угроз в Доктрине отмечается создание, упрочение и расширение союзов, направленных против Республики Армении, в частности, стратегический союз Турецкой Республики и Азербайджанской Республики и шаги этого союза по блокаде Республики Армении, что рассматривается как применение силы.

2.3. Министерство обороны РА и международное военное сотрудничество

Министерство обороны Республики Армении осуществляет международное военное сотрудничество с целью укрепления боеспособности и авторитета ВС РА, благополучного и эффективного выполнения оборонных реформ, а также решения проблем, связанных с обеспечением международной безопасности посредством расширения взаимодействия с союзническими и партнерскими государствами.

Республика Армения является членом-основателем Организации Договора о коллективной безопасности. Политическое руководство РА рассматривает членство в ОДКБ и военное, военно-политическое, военно-техническое сотрудничество в рамках этой организации как одно из первостепенных и основных направлений международного сотрудничества с целью обеспечения военной безопасности РА. Следовательно, Министерство обороны Республики Армении активно участвует в деятельности военной структуры ОДКБ. В годовом разрезе сотрудничества в рамках ОДКБ одним из значительных и важнейших мероприятий являются учения с участием Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Участие подразделений ВС Армении в этих учениях предоставляет возможность последним повысить уровень взаимодействия с международными силами и совершенствовать навыки владения военным искусством.

После распада СССР СНГ в основном играло роль эффективного форума для сохранения и развития политических, экономических, военных и других типов отношений между бывшими советскими государствами. Пользуясь предоставленными этой организацией возможностями интеграции, Министерство обороны Республики Армении, начиная с первой половины90-х годов, развивает отношения со структурами СНГ в рамках как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества. В настоящее время оборонное ведомство РА активно участвует в деятельности Совета министров обороны стран-участниц СНГ, его экспертных комитетов и других структур организации. Министр обороны РА и руководители подразделений ВС РА постоянно участвуют в заседаниях Совета министров обороны (СМО) и его подкомитетов.

Динамика сотрудничества в рамках СНГ обусловлена текущими реформами внутри самой организации. Республика Армения приветствует инициативу реформ структур СНГ и собственными предложениями активно участвует в этом процессе.

Отношения НАТО – Армения играют важную роль в системе обеспечения безопасности РА, поскольку Армения взяла курс на европейскую интеграцию, а НАТО является основным гарантом безопасности Европы. Следовательно, параллельно с процессом интеграции развиваются и военно-политические отношения между Арменией и НАТО. Естественный и непринудительный характер этих отношений является той благоприятной основой, на которой обеспечивается откровенное и эффективное сотрудничество сторон.

Республика Армения заинтересована в постоянном развитии сотрудничества с НАТО. Целями этого сотрудничества являются использование европейского опыта в развитии ВС РА и создание механизмов взаимодействия со структурами НАТО и с его государствами-членами, что позволит осуществить сотрудничество на высшем уровне с Североатлантическим альянсом.

Сотрудничество Армения – НАТО осуществляется также в рамках программы «Партнерство ради мира» в соответствии с Планом действий индивидуального партнерства. Согласно оценочным документам ПДИП, Армения продолжает прогрессировать в плане осуществления целей ПДИП в оборонной и военной сфере в целом.

Членство Республики Армении в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе рассматривается политическим руководством РА как важнейший компонент обеспечения региональной безопасности и стабильности. Кроме этого, международное урегулирование конфликта, имеющего жизненную важность для Армении, осуществляется в рамках Минской группы ОБСЕ, что особенно придает значимость отношениям между ОБСЕ и Республикой Армении.

Принимая во внимание вышесказанное, Министерство обороны РА активно сотрудничает с Ереванским офисом ОБСЕ. Данное сотрудничество в основном осуществляется посредством теоретических и практических курсов и конференций на тему Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венского документа 1999 года, а также организацией круглых столов, рабочих собраний и конференций по демократическому контролю Вооруженных Сил.

Принимая во внимание непосредственную связь между МККК и задачами оборонного сектора, Министерство обороны РА сотрудничает с Международным Комитетом Красного Креста. Данное сотрудничество в основном направлено на получение информации об армянских военнопленных, находящихся в Азербайджане, и выполнению работ по их обмену.

Сотрудничество Министерства обороны РА в двустороннем формате имеет довольно широкую географию. В рамках СНГ осуществляется военное, военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. В оборонной сфере продолжительно развиваются контакты с такими странами, как Грузия и Украина. Кроме того, двустороннее сотрудничество в военной сфере развивается и в западном направлении, в частности со странами-членами НАТО. Министерство обороны РА активно сотрудничает с США, Германией, Великобританией, Грецией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Литвой и Польшей. Установились и развиваются связи с Францией, Чехией, Словакией, Италией, Швейцарией, Австрией и Нидерландами. На Ближнем Востоке Министерство обороны РА сотрудничает с Ираном, а в Юго-Восточной Азии развиваются отношения с Китаем в сфере военного образования и военно-технического сотрудничества.

2.4. Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности РА (утверждена 7 февраля 2007 г.) – документ, формулирующий стратегию национальной безопасности РА и основные направления его обеспечения. В стратегии формулируются основополагающие ценности национальной безопасности Армении (независимость, защищенность государства и народа, мир и международное сотрудничество, сохранение армянской идентичности, благосостояние), основные гарантии реализации стратегии безопасности (эффективность системы государственного управления, обеспечение верховенства права, укоренение демократических ценностей, беспристрастность и независимость судебной власти, боеспособность Вооруженных Сил, эффективная деятельность органов безопасности и правоохранительных органов, внешняя политика, обеспечивающая эффективную международную интегрированность, обеспечение социальной справедливости), а также другие общегосударственные проблемы, касающиеся обеспечения функционирования национальной безопасности.

В стратегии национальной безопасности фиксируются сегодняшние угрозы, направленные против национальной безопасности, которые имеют внутренний и внешний характер. Угрозы, направленные против национальной безопасности – это явления, действия и бездействие, направленные против существования государства, общества, семьи и личности, подрывающие их устои или представляющие для них потенциальную опасность.

2.5. Оборонные реформы Республики Армении

Оборонные реформы РА представляют собой совокупность действий, направленных на преобразование процедур деятельности, структуры и целей Вооруженных Сил РА. Цель оборонных реформ РА – создание гибкой и современной системы обороны, основанной на демократических принципах управления, планирования и гражданского контроля, которая будет в силе эффективно обеспечить военную безопасность Республики Армении, защитить основополагающие ценности национальной безопасности, оперативно реагировать на все кризисные ситуации и обеспечить выполнение международных обязательств Республики Армении.

Следовательно, приоритетной задачей оборонных реформ РА является обеспечение превосходства Вооруженных Сил РА над противником в плане боеспособности, а также создание и вложение таких критериев, которые всецело соответствовали бы особенностям национальной безопасности РА, решили бы проблемы военной безопасности и способствовали бы укреплению престижа и авторитета РА в сфере международной безопасности.

2.6. Стратегический пересмотр обороны РА

Стратегический пересмотр обороны РА представляет собой совокупность мер по пересмотру оборонной системы и его функционирования, цель которых оценить оборонительную систему РА в настоящем времени и в обозримом будущем с точки зрения умения противостоять ожидаемым угрозам и вызовам, а также выявить в этом плане соответствие (несоответствие) системы названным требованиям. Данные оценки служат опорой как для создания планов по перспективному развитию оборонной сферы, так и для оборонных реформ. Стратегический пересмотр обороны осуществляется с помощью анализа среды безопасности и долгосрочной оценки угроз.

Стратегический пересмотр обороны предоставляет возможность осуществить точное, обоснованное и целенаправленное планирование действий по нейтрализации угроз, а также создание, развитие и финансирование соответствующих способностей РА. Стратегический пересмотр обороны значительно повышает обороноспособность государства, обеспечивает необходимой гибкостью для адекватного реагирования на разные кризисные ситуации и сокращает вероятность возникновения «непредвиденных чрезвычайных положений». Стратегический пересмотр обороны предполагает разработку стратегических документов: а) План развития вооруженных сил; б) План развития вооружений и военной техники;

Планом развития предусматривается приобретение самых современных видов вооружений. Цель стратегического пересмотра – обеспечить связь между раскрытием существующих угроз, разработкой стратегии, необходимой для противостояния им, работами по планированию, программированию и финансированию требуемых способностей.

3. Подготовка военных специалистов для армии Республики Армении

Практически с первых дней существования национальной армии Армении остро встал вопрос о подготовке ее личного состава, в первую очередь – офицерских кадров. Несмотря на то, что в армию страны сразу же поступили на службу многие офицеры и прапорщики, прежде служившие в Советской Армии и имевшие большой опыт военной службы, стала очевидной и потребность в пополнении офицерского корпуса молодыми командирами. Помимо того, что подготовка офицеров вооруженных сил страны была начата в военно-учебных заведениях Российской Федерации, был открыт ряд военно-учебных заведений в самой Армении. В первую очередь, это – Военный институт им. Вазгена Саркисяна. Его история началась 24 июня 1994 г., когда правительство Армении решило создать на территории страны военно-учебное заведение. 25 июня 1994 г. было сформировано Высшее военное разноплановое командное училище (ВВРКУ).

Оно готовило будущих офицеров-специалистов по 8 профилям. ВВРКУ МО РА было переформировано в Военный институт, который с 2000 г. носит имя Вазгена Саркисяна. С 29 мая 2001 г., согласно приказу министра обороны страны, Военный институт осуществляет подготовку курсантов по двум специальностям – мотострелковой и артиллерийской. В настоящее время в Военном институте действуют 2 факультета – Общевойсковой с 4 кафедрами и Артиллерийский с 3 кафедрами, а кроме того – 3 отдельные кафедры. На общевойсковом факультете осуществляется подготовка офицеров – будущих командиров мотострелковых, танковых, разведывательных, инженерно-саперных взводов, инженеров гусеничных и колесных военных машин. Срок обучения составляет 4 года. На артиллерийском факультете осуществляется подготовка командиров артиллерийских взводов, инженеров гусеничных и колесных военных машин, также составляющая 4 года. Выпускникам Военного института присваивается воинское звание «лейтенант» при условии успешной сдачи выпускных экзаменов, после чего они отбывают для прохождения службы на различных должностях в вооруженных силах Республики Армении. Кроме того, в Военном институте действуют рассчитанные на 1 год обучения офицерские курсы, на которых проходят военную подготовку призывники с высшим образованием. Правом поступления в вуз обладают гражданские молодые люди в возрасте до 21 года и военнослужащие в возрасте до 23 лет, имеющие среднее образование и годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы на офицерских должностях. Начальником института является генерал-майор Максим Назарович Карапетян.

Подготовка офицерского состава Военно-воздушных сил Армении осуществляется в Военно-авиационном институте имени Арменака Ханперянца. Потребность в квалифицированных кадрах национальной военной авиации обусловила создание еще весной 1993 г. военно-авиационного центра МО Республики Армении, ставшего первым военным учебным заведением страны. Центр был создан на базе республиканского аэроклуба и аэродрома «Арзни», переданных под контроль Министерства обороны Армении. В 1994 г. учебному центру был дан статус средне-специального учебного заведения и новое название – Ереванское военно-авиационное летно-техническое училище со сроком обучения в 3 года. В 2001 г. училище было преобразовано в Военно-авиационный институт Министерства обороны Республики Армения, а срок обучения увеличен до 4 лет. В 2002 г. в институте была начата подготовка офицеров-связистов, а в 2005 г. – офицеров для войск противовоздушной обороны. В 2005 г. институт получил имя маршала Арменака Ханперянца. В настоящее время в состав Военно-авиационного института входит 4 факультета. На факультете общеобразовательных предметов осуществляется общее обучение курсантов по военным и инженерным дисциплинам, а на авиационном факультете, факультете связи и факультете противовоздушной обороны осуществляется специализированная подготовка курсантов. Начальником института стал полковник Даниэл Кимович Балаян, до провозглашения независимости республики руководивший деятельностью Ереванского аэроклуба.

Военный институт и Военно-авиационный институт являются основными военными учебными заведениями Республики Армении. Кроме того, действует также военно-медицинский факультет Ереванского государственного медицинского университета. Он был создан 19 мая 1994 года на базе кафедры организации медицинской службы и экстремальной медицины ЕГМУ. На факультете проходят подготовку будущие военные врачи армянской армии, кроме того, здесь же осуществляется военная подготовка по программам офицеров запаса для студентов других специальностей Ереванского государственного медицинского университета.

Среднее образование с военным уклоном молодые граждане страны могут получить в Военно-спортивном лицее имени Монте Мелконяна. Он начал свою историю в 1997 г., когда в ведение Министерства обороны Армении перешел военно-спортивный комплекс школы-училища, прежде входившего в состав Министерства образования и науки Республики Армении. В Военно-спортивном лицее им. Монте Мелконяна осуществляется обучение учащихся по образовательным программам 10-12 классов старшей школы. Начальником лицея с 2007 г. является полковник Виталий Валерьевич Восканян. В училище обучаются подростки мужского пола, обучение бесплатное. Помимо общеобразовательной подготовки, особый упор в процессе обучения курсантов делается на физическую, тактическую, огневую, инженерную подготовку. После завершения учебного года его учащиеся выезжают на двухнедельные лагерные сборы, во время которых проходят курсы огневой, тактической, инженерной, горной, военно-медицинской и физической подготовки, военной топографии. После окончания лицея подавляющее большинство выпускников подает заявления о приеме в высшие военные учебные заведения Армении (Военный институт, Военно-авиационный институт) и других государств. Многие выпускники лицея учатся в различных учебных заведениях Российской Федерации, а также в Военной академии сухопутных войск Греции.

Греция, кстати, является ближайшим военным партнером и союзником Армении среди государств, входящих в состав блока НАТО. Каждый год несколько армянских граждан отправляются для получения военного и военно-медицинского образования в военные учебные заведения Греции. Армянские миротворцы проходили службу в составе греческого миротворческого батальона на территории Косово. Помимо Косово, армянские военнослужащие проходили службу в составе миротворческих контингентов в Ираке и Афганистане. 2016 год был объявлен в армянской армии годом готовности командного состава, что предполагало более пристальное внимание к вопросам совершенствования процесса подготовки и обучения армянских офицеров.

Армяне всегда считались нацией, способной к военной службе. Всему народу бывшего Советского Союза известны имена маршалов и генералов, которые являются выходцами из карабахских семей: маршалы И. Баграмян, А. Бабаджанян, С. Худяков, а также Адмирал Флота СССР И. Исаков. Может быть, именно поэтому отношение к военным в Армении отличается особой теплотой.

В отличие от большинства бывших республик Советского Союза на территории Армении не было военно-учебных заведений Советской Армии. Поэтому в республике отсутствовала база для подготовки собственных военных кадров. Офицеры для национальной армии обучаются в основном за границей, преимущественно в России. Наряду с этим на российской военной авиабазе под Ереваном в 1997 г. были открыты курсы ускоренной подготовки офицеров и прапорщиков армянских сил ПВО и ВВС. На курсах проводятся теоретические и практические занятия с обучающимися, а также полеты на боевых и учебных самолетах. Вся техника принадлежит российской стороне, а учебный процесс осуществляют офицеры авиабазы.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующее заключение: Вооружённые силы Республики Армении – государственная военная организация Армении, целью которой является обеспечение такого оборонного потенциала государства, который необходим для отражения любой агрессии в целях защиты физического существования народа Республики Армении, её суверенитета и независимости, территориальной целостности государства.

Датой создания Армянской национальной армии, а также Министерства обороны Армении принято считать 28 января 1992 года. В настоящее время эта дата отмечается в Республике Армении как День Армии.

Основой для создания Вооружённых сил Республики Армении послужили вооружение и техника7-й армии Закавказского Военного Округа, дислоцировавшейся на территории республики.

Вооружённые силы Республики Армении состоят из следующих родов войск:

а) Сухопутные войска;

б) Военно-воздушные силы;

в) Войска противовоздушной обороны.

В Сухопутные войска входят следующие рода войск:

а) Мотострелковые войска;

б) Танковые войска;

в) Ракетные войска и артиллерия;

г) Воздушно-десантные войска;

д) Инженерные войска;

е) Войска связи.

Руководство армией находится в ведении Генерального штаба, возглавляемого Начальником Генерального штаба Вооружённых сил Армении.

Объём военного бюджета составляет 4,55% от ВВП страны (на 2015 год). Действующие войска состоят из 44800 военнослужащих, с запасом в 210000 человек. ВС Армении тесно связаны с Армией обороны НКР, численность личного состава которой оценивается от 18 до 20 тысяч человек.

ВПК (военно-промышленный комплекс) Армении, представляющий собой совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняет разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур Республики Армении и НКР, а также на экспорт.

С 1992 года Армения является членом ОДКБ. В 1997 Россия и Армения заключили долгосрочный дружественный договор, который обязывает оказывать взаимную помощь в случае военной угрозы любой из сторон и позволяет российским пограничникам патрулировать границы Армении с Турцией и Ираном. С января 2004 года Россия поставляет Армении оружие по относительно низким ценам как участнику договора коллективной безопасности. В Армении дислоцируется 102-я военная база Группы российских войск в Закавказье.

Будучи участником СНГ, ВС Республики Армении принимают участие в учениях, следуя оборонительной доктрине. Например, учение объединенной системы ПВО СНГ «Боевое содружество-2015» проверило степень боевой готовности в пунктах постоянной дислокации (около 20 воинских частей государств-участников объединенной системы ПВО СНГ. Была осуществлена переброска личного состава и боевой техники на полигон в Астраханской области, была создана коалиционная группировка авиации и войск ПВО стран-участниц СНГ, а также проведена практическая подготовка органов управления и войск к боевым действиям. В совместном учении были задействованы подразделения войск ПВО вооруженных сил пяти государств-участников СНГ: Армении, России, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана. Остальные участники объединенной системы ПВО СНГ привлечены в качестве наблюдателей.

На заседании Совета глав государств СНГ в сентябре 2016 года, состоявшемся в столице Кыргызстана Бишкеке президент Армении Серж Саргсян выступил с речью. В своем выступлении президент Армении затронул также карабахскую проблему.

«К сожалению, и на пространстве нашего Содружества сохраняются очаги напряженности и противостояния. В апреле сего года, впервые с установления в 1994-м году режима прекращения огня, в регионе Нагорного Карабаха была возобновлена война. Эти действия привели не только к боевым потерям, но и жертвам среди гражданского населения, нанесли серьезный удар по переговорному процессу. Я затрагиваю эту тему, поскольку именно здесь, в Бишкеке был подписан Протокол о прекращении огня, который основывался на положениях Заявления Совета глав государств СНГ от 15-го апреля 1994 года. Нурсултан Абишевич – свидетель, он был участником. То есть, государства СНГ в некотором смысле являются гарантом реализации этого бессрочного соглашения, которое фиксирует необходимость достижения полного урегулирования конфликта исключительно политическими средствами», – сказал Серж Саргсян [6].

«Мы всегда четко излагали нашу позицию, созвучную с позицией сопредседателей Минской группы ОБСЕ, – это урегулирование конфликта путем мирных переговоров на основе норм и принципов международного права, а также разумных взаимных компромиссов, подчеркиваю, взаимных компромиссов», – отметил Саргсян [6].

Пока существуют конфликты между странами по различным вопросам, должны существовать вооруженные силы, способные следовать оборонительной доктрине и участвовать в содружествах, деятельность которых направлена на сохранение и укрепление мира между странами.

Список использованных источников

  1. Арустамян А. Военная политика Республики Армении: Политико-правовые основы. Сущность и содержание // Армия и общество. –2008.–№ 2.

  2. http://kavkasia.net/Armenia/2016/1474094077.php

  3. http://www.mil.am/ru/68/230/263. Кавказский узел.

  4. Арустамян А. Диссертация «Военная политика Республики Армения и её влияние на безопасность в Закавказье». – Ереван, 2008.

  5. http://www.syl.ru/article/224476/new_vooruj-nnyie-silyi-respubliki-armeniya-armiya-armenii-chislennost-i-voorujenie

  6. http://www.miacum.am/,http://forum.sirumem.com/, http://rus.azatutyun.am/

  7. Стратегия национальной безопасности Республики Армении. – Ереван, 2007.

  8. Тихонов А. «Сильное звено Армении» // «Красная звезда», 20 февраля 2002 года.

Просмотров работы: 903