ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ

Землянухина М.А. 1
1Восточно-Казахстанский государственный университет имени С.Аманжолова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир не стоит на месте, происходит постоянное развитие всех сторон жизни людей. Поэтому обществу необходим функционально грамотный человек, который умеет работать на результат и способен к определенным, социально значимым достижениям. На сегодняшний день проблема формирования функциональной грамотности актуальна. Формирование навыков функциональной грамотности начинается с детского возраста, так как именно в этот период закладывается прочный фундамент знаний, умений и навыков. Данная проблема отмечена в Послании Президента: «необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни». [1]

Что же такое «функциональная грамотность»? Впервые данное понятие появилось в документах ЮНЕСКО в конце 60-х годов XX века. Понятие «функциональная грамотность» было изучено с разных сторон такими учеными, как Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Б.С. Гершунским, С.Г. Вершловским, O.E. Лебедевым и др.

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. [2]

А.А. Леонтьев определяет «функциональную грамотность» как «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». [3]

Понятие «функциональная грамотность» представляет собой систему ключевых компетенций, которые способствуют практическому применению знаний. Ключевые компетенции – это результаты образования, отраженные в ГОСО и учебных программах. Другими словами ключевые компетенции представляют собой требования государства к личности выпускника школы.

Это понятие является обширным и включает в себя несколько видов: коммуникативная грамотность, информационная грамотность и деятельностная грамотность.

Коммуникативная грамотность – это владение всеми видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом), умением излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также понимать речь собеседника.

Информационная грамотность включает умение извлекать информацию из различных источников – учебников, справочной литературы, Интернета и других ресурсов, анализировать и систематизировать полученную информацию.

Деятельностная грамотность предполагает постановку цели, планирование деятельности, а также способность к самооцениванию, самоконтролю (рефлексии).

У детей большие трудности вызывает формирование коммуникативной грамотности, а именно грамотности чтения, поэтому стоит уделить внимание именно этому виду функциональной грамотности. Если ребенок будет уметь работать с информацией (прежде всего, читать ее), то, следовательно, это поможет ему быть успешным в будущем. И поэтому с первой ступени образования следует учитывать развитие осознанности чтения.

Учащиеся, которые обладают техникой чтения на высоком уровне, могут не понимать содержания прочитанного, не уметь свободно излагать свои мысли, размышлять. Многие задают вопрос «Почему современные дети не читают?» Дело в том, что навык чтения должен быть сформирован в контексте функциональной грамотности. А именно нацеливать учащихся на самостоятельную познавательную деятельность, применение полученных знаний на практике, ориентирование в окружающем мире, принятие собственного решения, анализ и отбор необходимой информации, а также владение коммуникативными навыками.

Овладение набором ключевых компетенций позволит учащимся быть инициативными, творчески мыслить, принимать нестандартные решения, выбрать свой профессиональный путь и обучаться на протяжении всей жизни. [4]. Наличие данных качеств и является основой формирования функциональной грамотности.

На уровень сформированности навыков функциональной грамотности влияет и профессионализм учителя. Важно то, какие методы, технологии и формы организации применяет учитель, функционально грамотен ли он. В практике обучения в школе навыкам функциональной грамотности помимо традиционных подходов обучения предлагается использовать инновационные подходы в преподавании и обучении, а именно проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в социокультурном пространстве. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

В 2009 году Казахстан впервые принял участие в международном исследовании PISA. Исследование PISA рассматривается как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. В ходе тестирования данного исследования оценивание происходит по трем областям функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. При проведении исследования PISA 2009 года особое внимание уделялось читательской грамотности. Согласно результатам проведенного исследования в области грамотности чтения Казахстан оказался на 59 месте из 65 стран (390 баллов по 1000-балльной международной шкале). Школьники продемонстрировали низкий показатель в этой области, и в сфере образования встал вопрос о необходимости поиска различных путей обучения школьников работе с текстами. Исследователи пришли к выводу, что школьники Казахстана получают прочный багаж знаний, но проблема в том, что они не умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни, применять их в практических целях. [план] При проведении исследования PISA в 2012 году прирост показателя читательской грамотности составил 3 балла(393 балла), это говорит о том, что в 2012 году в формировании функциональной грамотности чтения значительный рост не наблюдался. В связи с этим в систему образования Казахстана был внедрен Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 гг. Результаты исследования PISA в 2015 году по сравнению с результатами 2012 года отличались в лучшую сторону. Итоговый балл по читательской грамотности составил 492 балла(+34). Несмотря на то, что наблюдался прирост успеваемости, показатели находились на уровне ниже среднего.

Приведенные данные результатов исследования PISA за прошедшие годы доказывают тот факт, что проблема формирования навыка чтения как навыка функциональной грамотности осталась и в настоящее время требует поиска оптимальных путей решения.

При проведении исследования PISA в лидирующих странах выделили следующие факторы формирования функциональной грамотности:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей. [4]

Начиная с 2012 года, в Казахстане активно ведется обновление содержания образования по всем предметам школьного курса в контексте формирования функциональной грамотности. Изменяются формы и методы, технологии обучения, системы оценки учебных достижений учащихся и др. В связи с этим появилась необходимость в создании новых национальных стандартов и учебных программ. Нас интересует новая учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы 2016 года. [5]

Главной отличительной особенностью новой (2016) учебной программы «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы является то, что она охватывает помимо навыков функциональной грамотности навыки широкого спектра: критическое мышление, проведение исследовательских работ, функциональное и творческое применение знаний, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений.

Программа отличается подходами к обучению: она сочетает в себе и традиционные подходы (деятельностный, личностно-ориентированный, коммуникативный, ценностно-ориентированный подходы) и инновационные подходы(исследовательский подход, проектная технология, технология творческого обучения, технология критического мышления, диалоговое и рефлексивное обучение, информационно-коммуникационная технология.). Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающем активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Особая роль отводится самостоятельному «добыванию» знаний, что позволяет осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения.

Программа ориентирована на осознанное усвоение учащимися знаний и умений по предметным областям. Исходя из этого, можно выделить особенность построения учебного материала в программе: в отличие от календарного принципа построения предыдущих программ, в новой программе структуру составляют сквозные темы, что обеспечивает интеграцию с другими предметами. При этом изменился и круг чтения.

Требования и ожидаемые результаты в программе представлены в виде системы целей, определяющих содержание учебного предмета.

Изменилась в программе и система оценивания – введена система критериального оценивания. Критериальное оценивание – процесс оценивания, который основан на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выделенными, заранее известными всем участникам процесса (учащимся, руководству школы, педагогическому коллективу, родителям и иным законным представителям) критериями, соответствующими целям и содержанию начального образования, способствующими формированию учебно-познавательных умений учащихся. Составляющими критериального оценивания являются два вида оценивания: формативное и суммативное. Смысл критериального оценивания состоит не в отказе от отметки, оно позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда. Изначально у учащихся наблюдались следующие проблемы: падение интереса к обучению и школе; стремление заработать как можно больше положительных отметок, чтобы угодить родителям; избегание наказания за невыполненное задание; обиды за несправедливую оценку, депрессии и неврозы. Новая система оценивания позволяет успешно решить данные проблемы, изменить процесс обучения в лучшую сторону, а именно проследить прогресс успеваемости, выявить проблемы и затруднения, обеспечивает обратную связь, развивает мотивацию, позволяет осуществить прогнозирование успеваемости и отбор дальнейшего материала, контроль над содержанием программы и стилем преподавания и обучения.

Программа поддерживает учащихся в их творческом самовыражении для уверенного и эффективного общения друг с другом. Изучение предмета «Литературное чтение» позволит учащимся использовать виды речевой деятельности в реальной жизни для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации с коммуникативными задачами, а также адаптироваться в быстро меняющемся мире, успешно регулируя ситуативно-речевое поведение как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; использовать различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения.

Таким образом, в системе образования Казахстана происходят значительные изменения, направленные на формирование функциональной грамотности. Это улучшит качество образования и поднимет его на более высокий уровень.

Формирование функциональной грамотности является сложным процессом. Внедрение новых технологий в образование будет происходить длительное время. От профессионализма и мастерства педагогов, от того, как они будут сочетать методы и технологии, будет зависеть успешность формирования функционально грамотной личности.

Список использованной литературы

1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.

2. Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003.

3. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Начальная школа: плюс – минус. – 1999. – № 10. – С. 5.

4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: http://www.inform.kz/ru/utverzhden-nacional-nyy-plan-deystviy-po-razvitiyu-funkcional-noy-gramotnosti-shkol-nikov-na-2012-2016-gody_a2478586

5.Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы, Астана, 2016. – с.52

Просмотров работы: 1009