В настоящее время на практике преподаватели сталкиваются с проблемой снижения заинтересованности студентов и снижением уровня активности познавательной деятельности. Одной из причин снижения заинтересованности студентов является однообразие в построении схемы лекционных и семинарских занятий.
Особенность преподавания юридических дисциплин состоит в том, что в них зачастую отсутствует необходимый элемент наглядности. На сегодняшний день одними из наиболее распространенных методик обучения стали пассивные методики.
При использовании пассивных методик обучения основные задачи студента-усвоение и воспроизведение материала, переданного ему преподавателем. При использовании в учебном процессе такой формы обучения как лекция-монолог, информация передается студенту преподавателем, без мотивации студентов на самостоятельный поиск необходимой информации.
Особенность подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» состоит в том, чтобы научить студентов самостоятельно находить и анализировать необходимые нормативные документы. Неотъемлемой чертой права является его изменчивость, т.е. нормативный материал и его анализ переданный студенту преподавателем сегодня, может существенно измениться завтра. Это обуславливает необходимость в развитии у студентов компетенций по самостоятельному анализу нормативных источников.
При преподавании юридических дисциплин, в том числе и спецкурсов уголовно-правовой специализации представляется необходимым применение активных и интерактивных методик. Интерактивные методики предполагают совместное обучение: и студенты, и преподаватель являются субъектами обучения. Преподаватель выступает лишь в роли более опытного организатора процесса обучения.
Как подчеркивает Ю.В. Гущин, изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практикоориентированный подход к результатам образовательного процесса, неизбежно привело к постановке проблемы технологий и методов обучения, которыми эта практикоориентированность будет достигаться. Первостепенную роль в достижении поставленных целей играют активные и интерактивные формы и методы обучения.
В практической работе преподавателей высшей школы накоплен богатый опыт использования интерактивных и активных методов обучения. Их можно разделить на четыре группы: дискуссии (и/или подготовка к дискуссии), анализ конкретных ситуаций, ролевая игра (и/или подготовка к ролевой игре), проект. Возможно и синтезирование интерактивных методов, объединяющих в себе черты указанных групп.
Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова выделяют следующие общие результаты и эффекты интерактивного обучения:
1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач.
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, процесс обучения становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее.
Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний.
Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.
Интерактивные методы обучения могут применяться на лекциях, в таком случае выделяют проблемные лекции, дуалистичные лекции, лекции-провокации, лекции-визуализации, лекции-конференции и лекции-диалоги (сократические).
При преподавании юридических дисциплин уголовно-правовой специализации чаще всего в учебном процессе нами используются лекции-визуализации и лекции – диалоги.
При использовании лекций-визуализаций, внимание студентов акцентируется на основных моментах изучаемой темы.
Лекция-диалог. Вся передача новой информации подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать в ходе лекции. Такие занятия особенно эффективны для оценки полученных студентами знаний и для проведения занятий со студентами старших курсов юридических Вузов.
При изучении спецкурсов уголовно-правовой специализации эффективно использование проблемных лекций. На них в ходе изложения учебного материала создаются проблемные ситуации, для решения которых студенты должны разрешить противоречия и прийти к выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. 1596
При проведении практических занятий допустимо использовать методы работы в малых группах, в разработке учебных мини-проектов, временных командах.
Одним из средств активизации учебного процесса является игра. Выделяют три основные категории игр: деловые, ролевые и организационно-деятельные.
Наиболее эффективны интерактивные методы, используемые во время практических занятий со студентами, такие какие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.
Несмотря на отсутствие единой классификации интерактивных форм в литературе, выделяют наиболее распространенные из них:
• использование метода конкретной ситуации (case study analysis), при котором анализ проводится студентами с применением аналитической техники как индивидуально, так и в группе. Принято считать, что чем больше ситуаций проанализируют студенты, тем большим количеством готовых схем они будут владеть для успешных управленческих действий в аналогичных обстоятельствах окружающей среды;
• проектный метод;
• метод управляемого открытия;
• портфельный подход;
• проведение «дискуссий» и круглых столов по широкому спектру проблем данной учебной дисциплины;
• проведение мастер-классов, сфокусированных тренингов, деловых игр, «мозговых атак» (brainstorming), индивидуальное консультирование и коучинг (coaching), развивающие управленческое мастерство и профессиональную компетентность студента путем его сопровождения преподавателем в роли индивидуального консультанта-тренера.
В ходе реализации игр можно развивать у студентов следующие компетенции и умения: умение общаться, умение сотрудничать и работать в команде, умение вести переговоры; способность применять знания на практике, умение решать проблемы, уверенность в себе; способность применять базовые знания в различных областях; умение находить и анализировать информацию из различных источников, владение информационными технологиями.
Оптимизация эффекта от активных форм обучения объективно требует новых подходов к процессу и со стороны преподавателей и со стороны студентов и слушателей, предполагает тщательную проработку методического материала.
Использование интерактивных методик способствует усвоению студентом большего объема информации, закреплению необходимых навыков для дальнейшей практической работы.
Список использованной литературы:
1. Левин, А. И., Левина, Л.В. Ролевая игра как интерактивная образовательная технология на занятиях по иностранному языку в магистратуре / А.И. Левин, Л.В. Левина // Известия ЮЗГЮ. Серия Лингвистика и педагогика. — 2013. — № 4. — С. 132–138.
2. Самылов, П. В. Развитие профессиональных компетенций и интерактивная образовательная технология / П.В. Самылов // Человеческий капитал. — 2012. — № 9. — С. 94–99.
3. Редько, А. Н., Пильщикова, В.В., Васильев Ю.А. Оценка познавательной способности студентов при использовании интерактивных образовательных технологий / А.Н. Редько, В.В. Пильщикова, Ю.А. Васильев // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 10. — С. 255–258.
4. Семенова, Е.В. Интерактивная образовательная технология / Е.В. Семенова, // Международный журнал экспериментального образования. — 2012. — № 4. — С. 60–62.