Налоговая система, оптимально отвечающая всем эндогенным и экзогенным факторам, воздействующим на нее как отрицательно, так и положительно, приносит несомненную пользу государству. Золотой серединой, устраивающей всех, должна стать налоговая система, отвечающая и интересам государства, и предпринимательской деятельности.
Что является налоговым бременем для страны? Отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для реального налогоплательщика – отношение слагаемых всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.
Для налогового бремени характерны следующие характериситики:
Параметр налогового бремени дает возможность объективно подойти к конструированию целесообразной налоговой политики.
Налоговое бремя на общегосударственном уровне дает возможность сравнить налоговую нагрузку в разных странах и принять решение хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.
Позволяет спрогнозировать последствия после одобрения налоговой политики государства вследствии анализа влияния налогового бремени на социум.
Параметр налогового бремени выступает как лакмусовая бумага экономической стратегии хозяйствующих субъектов.
Изучать налоговое бремя можно с ряда позиций:
- формы монопольной цены, выражаемой как мера стоимости услуг, предоставляемых государством, другими словами, общественных благ по отношению к налогоплательщику (источнику уплаты налогов);
- расчетный критерий измерения ценовых показателей диагностики услуг государства по искомой методике.
Сущность налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства состоит в том, что являясь единственным менеджером по продаже общественных благ и предъявителем спроса на государственные расходы (налоги), государство испытывает потребность в максимальном уровне налогов, объемах и кульминации роста налоговых поступлений. В свою очередь, налогоплательщики, как вынужденные покупатели государственных услуг, испытывают интерес в получении благ социального характера при минимальных налогах (наименьшей цены за эти услуги).
В чем заключается специфика рынка государственных услуг? Ценность общественных благ оценивается только через государственные расходы, а ценообразование слагается из обязательных налоговых начислений и является монопольным со стороны государства. Вне зависимости от желания или нежелания, налогоплательщики по закону обязаны внести в государственную казну налоговые платежи в полном объеме в установленные сроки.
Пытаясь самостоятельно решить проблему, налогоплательщики скрывают доходы и объекты от налогообложения, уклоняются от налогов. Государство также не заинтересовано в чрезмерно высоком налогообложении, подрывающем основу будущих налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные формы. Государство вправе пересматривать налоговую систему, ставки по отдельным фискально неблагополучным налоговым платежам, минимизируя спрос на налоговые ресурсы, если анализ фискальной эффективности налогообложения путем соотношения затрат по сбору налогов с суммами их фактических поступлений в бюджет, показал, что существует проблема.
Монополистический характер «рынка» государственных услуг инициирует субъективизм и создает барьеры объективному процессу формирования гомеостатического налогового бремени, деформирует ценовые пропорции. Наиболее часто это проявляется в сверхпредельном уровне налогообложения (по сравнению с объемом предоставляемых государством общественных благ, спрос государства на налоги завышен), в значительном превышении бремени начисленных в соответствии с законодательством налогов и бремени фактически поступивших в бюджетную систему налогов. Бремя начисленных налогов – это бремя спроса государства на ресурсы, а бремя выплаченных налогов- бремя предложения потенциальных источников для налогообложения, которое условно можно трактовать гомеостатическим налоговым бременем (2).
Результаты анализа налогового бремени в современной России позволили сделать выводы, обусловленные приоритетами налоговой политики:
Общее налоговое бремя должно быть доведено до оптимальных показателей. Это даст возможность обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками на основе общего экономического и инвестиционного роста.
Снижая совокупное налоговое бремя, нельзя забывать о нижнем его пределе. В противном случае государство понесет невосполнимые налоговые потери.
Необходимо оптимизировать структуру общего налогового бремени, прежде всего, это касается налоговых начислений на оплату труда в форме единого социального налога. Для предотвращения сокрытия доходов налогоплательщиков, налоговые начисления на оплату труда не должны превышать прямых налоговых начислений на прибыль.
Снижение налогового бремени необходимо осуществлять постепенно и поэтапно. Значительное снижение совокупной налоговой нагрузки инициирует серьезные потери текущих доходов, сделает проблемным выполнение государством своих функций, скажется на основе для осуществления дальнейших налоговых реформ.
Список литературы:
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 20 февраля 2015 года.-М.: Эксмо, 2015. МБ из Конс. Плюс?
Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.-М.: ГроссМедия, 2009.-С.43-54