Формирование художественной и эстетической культуры учащихся происходит на протяжении всего периода обучения. Художественное воспитание приобщает учащихся к различным проявлениям искусства через их восприятие и собственную творческую деятельность. Включение в образовательный процесс художественного воспитания способствует развитию личности обучаемого, делает возможным осмысление художественной культуры. Другая сторона художественного воспитания – собственное художественное творчество учащегося. Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу [1].
Важная роль в процесс художественного воспитания учащегося, принадлежит непосредственно педагогу, способного целенаправленно воздействовать на организацию и руководство учащегося с миром прекрасного. Формирование принципов и методов целенаправленного художественного воспитания подрастающего поколения связано с формированием активной личности. В то же время, у художественного воспитания есть свои собственные цели, которые существенным образом характеризует культуру человека, его всестороннее и гармоническое развитие: формирование художественного сознания, приобретение художественных знаний, воспитание художественного вкуса, развитие творческого потенциала личности, навыков художественного творчества [1]. Системный подход эстетического воспитания учащегося, подразумевает, что эстетическое развитие учащегося должно реализоваться с помощью пробуждения и развития чувства прекрасного, возвышенного чувства и системы эстетического воспитания, сердцевиной которой является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Противоречие и несоответствие в художественном воспитании детей снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, является развитое художественное восприятие и познание художественно – эстетических явлений: духовное общение на основе произведений искусства; художественно - творческая деятельность, развивающая способности детей и формирование у них художественного видения мира [4].
Художественное воспитание, являясь универсальным способом познания мира, занимает особое место в подготовке педагогов-дизайнеров. Одним из путей совершенствования системы образования может стать введение дисциплин дизайнерского профиля. На сегодняшний день дизайн -образование является социально необходимой частью общего профессионального образования.
В современной педагогической науке особая роль принадлежит методике художественного обучения на занятиях, предусматривающей необходимость создания поисковых «проблемных» ситуаций, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся; формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза.
Педагог должен заинтересовать студентов в выбранной профессии, выработать у студентов правильное представление содержании работы в предстоящей области деятельности. Такие учебные дисциплины как «История искусства», «Композиция», «Цветоведение», «Рисунок», «Живопись», рассматривается в качестве важной составляющей всей системы подготовки студентов в цикле художественных дисциплин. Художественная компетентность студента в области художественных дисциплин зависит от художественно – творческого развития которое включает в себя: теоретические знания по композиции и дизайну; умения и навыки владения художественно – выразительными материалами; способность воспринимать и использовать цвет как средство художественного выражения.
В эстетическом воспитании предусматривается специальные приемы для развития творческих способностей, включающих в себя восприятие и воспроизведение качества, поскольку они относятся к области художественного воспитания. Методические приемы должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознание учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем детстве и последовательно углубляется по возрастным ступеням. [2] Применение практических методов и приемов является прямой зависимостью возрастных и индивидуальных особенностей детей строится дифференцированно. Связь художественных интересов с идеалами несомненна.
Литература
Закс А.А. Художественное сознание. – Свердловск, М.; 1990
Каган М.С. Эстетика как философская наука.- СПБ.: 1997.
Киященко Н.И. Эстетическая творческая способность, сущность и структура. -М.: 1980
Лихачев Б.Т. Педагогика. Пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М., 1998.