ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Романовская Т.Ф., Артеменко О.Н.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из основных целей реабилитационной работы со школьниками, имеющими тяжелую зрительную патологию, является их подготовка к вхождению в социум и эффективному функционированию в нем. Данный вид деятельности включает несколько основных направлений (медицинская, психолого- педагогическая, социальная) и осуществляется на всех уровнях учебно-воспитательного процесса.

Под педагогической реабилитацией понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности, и сформировать правильную профессиональную ориентацию. В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в целом процессе ребёнок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипах поведения.

- Социально - экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т.п.

- Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве. Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

- Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

- Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих:

1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор;

3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор.

Для слепых:

1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

- Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребёнком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами.

Цель социальной реабилитации - наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее активно проявляться. При этом важно, чтобы в процессе социальной реабилитации ребёнка, подростка или юноши произошли изменения в восприятии своего собственного «Я» и окружающей действительности, научились быть равными с так называемыми здоровыми людьми и у них сформировались качества, противодействующие травмирующим воздействиям и способствующие успешному выполнению жизненных планов. Чтобы реализовать названные задачи специалист по социальной реабилитации должен владеть средствами и методами воздействия на ребёнка.

Литература

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

2.Алферова Т. С., Потехина О. А. Основы реабилитологии.- Тольятти, 1995.

3.Андреева О.С., Лаврова Д.И. Технология социальной реабилитации инвалидов Методические рекомендации Москва, 2000 г. Источник: http://aupam.narod.ru/pages/sozial/tekhnologiya_socialjnoyj_reabilitacii_invalidov/oglavlenie.html

4.Галагузова М. А. Городская система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних: Науч.-метод. Сб./ Екатеринбург, 1995.

4.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии/ Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И //- "Современный этап развития системы помощи детям с особыми образовательными потребностями" Альманах №1

6.Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе.- М.,1995

Просмотров работы: 324