Вопрос о страхах обширно показан в трудах российских и зарубежных специалистов по психологии. Трудности подросткового периода приобрели большую популярность в научной психологической литературе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, А.М. Прихожан, А.И. Захаров, Э.Эриксон и др.).
«Страх не является нашим врожденным свойством. Посмотрите на новорожденного. Ведь он ничего не боится. Если его требования не выполняются, он отвечает на это агрессивным плачем. Уже потом, когда мы становимся взрослыми, страх глубоко проникает в наши души». (М.Литвак).
По мнению В.В. Ковалева, Е.И. Кириченко, Б.А. Леденева, Г.С. Маринчевой, у ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности под воздействием психотравмирующих условий возможен вариант проявления невротических расстройств, таких как страх, тревога, быстрая перемена настроения, периодические невротические реакции, например, тики, пселлизм, недержание, энкопрез, расстройства сна и аппетита. Кроме того, они имеют все шансы выражаться нарушениями поведения: аффективными реакциями, прогулами и т.д.
Насколько подтверждают изучения, выпускники специализированных (коррекционных) школ ощущают огромные трудности в приобретении социального статуса, сталкиваются с большим грузом нерешенных проблем (O.K. Агавелян, В.А. Варянен, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Ж.И. Намазбаева, В.Г. Петрова и др.). Существенную значимость в данном случае представляют отрицательные эмоциональные состояния ребенка, в частности, тревожность. В следствие этого стоит оперативно приступить к коррекции тревожности и страхов у таких детей.
Исследование уровня тревожности младших подростков осуществлялось нами с помощью методики Ч.Д. Спилбергера, которая направлена на выявление личностной и ситуативной тревожности. Большая часть популярных методов исследования тревожности дает возможность производить оценку индивидуальной встревоженности, или само присутствие тревожности. Единственной методикой, в которой возможно дифференцированно определять тревожность и как индивидуальное качество, и как состояние, считается методика Ч.Д. Спилбергера, которая была адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным.
Бланк шкал самооценки Спилбергера-Ханина включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности. Тестирование проводится с применением двух бланков.
При анализе результатов надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102". В исследовании приняли участие дети подросткового возраста, имеющие диагноз F70 – легкая умственная отсталость, F71 – умеренная умственная отсталость.
Данные проведенного исследования позволили выявить следующие уровни личностной и ситуативной тревожности (рис.1, рис.2).
Рис.1. Уровни личностной тревожности подростков с нарушениями интеллекта
Рис.2. Уровни ситуативной тревожности подростков с нарушениями интеллекта
У 41% респондентов наблюдается высокий уровень личностной тревожности, что касается ситуативной тревожности у 26% респондентов наблюдается высокий уровень СТ, что составляет (45 и более баллов), испытуемые, причисляемые к группе высокотревожных, предрасположены воспринимать все близко к сердцу, очень мнительны, неуверенны в себе, склонны испытывать беспокойство, озабочены, их настигает чувство беспомощности и неопределенности во многих жизненных обстоятельствах, даже если на то нет видимых объективных причин. Лицам с высокой оценкой тревожности необходимо сформировывать ощущение решительности и преуспевания. Им следует сосредоточивать свое внимание с внешней требовательности, категоричности, на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
У большинства школьников (56%) выявлен средний уровень личностной тревожности, а вот (37%) составили средний уровень ситуативной тревожности, а это (31-44 балла). Данные школьники характеризуются умеренной ЛТ и СТ, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.
И, наконец, у 3% испытуемых наблюдался низкий уровень личностной тревожности, и (37%) ситуативной тревожности, что составляет (до 30 баллов). Такие школьники, у которых низкий показатель тревожности, напротив, требуют пробуждения активности интереса, высокой мотивации, осознания чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Полученные результаты будут использоваться нами при разработке психолого-педагогического сопровождения, направленного на коррекцию тревожности и страхов у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса» № 16-36-01088.
Список использованной литературы:
Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. Астапов В.М. - СПб.: Питер, 2005.
Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание // Тревога и тревожность. Хрестоматия. СПб.: ПИТЕР, 2001.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 1996.