ГИБКОСТЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГИБКОСТЬ В СИСТЕМЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психофизические качества человека представляют собой проявления двигательных возможностей, которые зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей.

Одним из психофизических качеств человека выступает гибкость. Гибкость рассматривается как способность выполнять движения с необходимой амплитудой и наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека [1]. Гибкость позволяет человеку владеть своим телом, уметь чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

На гибкость влияет эластичность мышц и связок, определяющих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений.

Гибкий человек красив с эстетической точки зрения. Поэтому гибкость как физическое качество имеет психоэмоциональный аспект. Она придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям и во многих видах деятельности выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

Гибкость можно рассматривать с различных сторон. Различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц. Пассивная гибкость это способность выполнять движения за счет приложенных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т.д.). В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость - это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах).

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что телесные упражнения оказывают воздействия на мозг. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Возможность выполнить то или иное движение с оптимальной амплитудой и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц. Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание мышц и связок). Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима работы мышц, можно подразделить на три группы.

Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).

Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 - 10 с.

Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил. Статические пассивные упражнения менее эффективны, чем динамические. Показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных.

Необходимо оптимально сочетать в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств:

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Недопустимо вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению.

На гибкость, больше чем на другие физические качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятий. Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости. Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.

Методика воспитания гибкости включает в себя упражнения на растягивание (несколько повторений в каждом упражнении, амплитуда движений увеличивается от серии к серии); упражнения выполняют до появления ощущения легкой болезненности; упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день; упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.

Выявлено, что развитию гибкости способствует целенаправленное воздействие комплексов физических упражнений, направленных на увеличение подвижности в суставах и укрепления опорно-двигательного аппарата. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

В условиях физической активности гибкость облегчает усилия ребенка, бережет его мышцы от различных повреждений. Гибкость позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества, что позволяет ребенку достичь наилучших результатов. Таким образом, развитие гибкости у школьников остается одной из актуальных средств и способов обеспечения безопасности психофизической и двигательной активности школьников.

Библиографический список:

1. Лях.В.И. Гибкость и методика ее развития // Физическая культура в школе. – М., 2013.

Просмотров работы: 341