ВИДЕОЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВИДЕОЭКОЛОГИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Коршунов Д., Меерсон Айзек-Лейб, Захарова Д., Запольская Л., Морозова А., Вознесенская О., Суркова М.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире присутствует большой рост городов. Процессы урбанизации сильно изменили жизнь людей. Видеоэкология – область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Видеоэкология рассматривает и анализирует окружающую визуальную среду, которая все больше отличается от природной и противоречит законам нормального зрительного восприятия человека. Структура окружающего пространства, ее цветовая гамма и принципы ее организации резко изменились в последнее десятилетие. В основе видеоэкологии лежат психофизиологические механизмы восприятия человеком окружающей среды. Саккады-отрывистое, скачкообразное движение глаз наблюдателя, быстро переводящего взгляд с одного предмета на другой. Основные механизмы зрительного восприятия не могут перестроиться в столь короткие сроки и работать полноценно. И все чаще окружающее человека городское пространство представляет собой среду с господствующим преобладанием серых стандартных домов, дымовых труб, небоскребов и автотранспорта вкупе с загрязненным воздухом и резким шумом, что не соответствует необходимым всему живому исторически сложившимся сенсорным воздействиям. Кроме того, используемые в строительстве материалы всё менее напоминают природные. Горожанина поставили в жесткие индустриальные рамки статичности прямых линий и плоских невыразительных поверхностей. Современный горожанин смотрит на объекты, требующие пристального внимания. Это ведет к серьезному ухудшению зрения, так как постоянно возрастающая нагрузка опасна для физиологических возможностей человека.

На рисунке 1 представлен пример агрессивной (гомогенной) среды. Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.

Рис. 1. Пример здания с агрессивной (гомогенной) средой

Вместе с тем в некоторых городах наблюдаются положительные тенденции в проектировании психологически безопасной видеоэкологической среды. Примером может служить г Саранск. Большую роль в этом городе играют этно-культурные особенности, которые проявляются и в проектировании зданий и оформлении улиц.

Рис. 2. Психологически безопасная видеоэкологическая среда (г. Саранск)

Отдельным элементом городской среды являются пространства социализации и развития детей. Среди них можно назвать дворовые детские игровые площадки. Детская игровая площадка – это культурное средство, созданное взрослыми для развития деятельности ребенка. На основе анализа статьи Е.О. Смирновой с соавт. «Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии» мы выделили следующие принципы проектировании психологически безопасных и развивающих детских игровых площадок:

  1. Принцип ориентации на возрастные особенности.

  2. Принцип высокой игровой ценности.

  3. Принцип открытости объекта.

  4. Принцип поддержки допустимого риска.

  5. Принцип учета уровней активности посетителей.

  6. Приглашение к общению.

Очень важен выбор материала для строительства детских площадок, а также цветовое оформление. На рисунке 3 представлены принципиально разные детские площадки.

Рис. 3. Примеры проектирования детских игровых площадок

По мнению психологов площадка, расположенная на рисунке справа является более психологически безопасной. Т.к. в ней использованы природные материалы, она более комфортная для визуального и тактильного восприятия.

Список литературы:

1. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 269-279

2. Филин В.А. Визуальная среда города // Вестник международной академии наук. 2006. №2. С. 43

Просмотров работы: 472