Исследованиями в области изучения доверия занимались А.Б. Купрейченко, И.В. Антоненко, Е.П. Ильин, Т.П. Скрипкина, В.С. Сафонов. Также в своих трудах проблему доверия затрагивали следующие авторы: Д.Б. Эльконин, Д. Чемберлен, А. Маслоу и Э.Эриксон.
Для исследования уровня доверия и доброжелательности у младших подростков с интеллектуальной недостаточностью нами были использованы методики «Шкала Розенберга», которая состоит из 3 вопросов с двумя вариантами ответа на каждый, «Шкала Кэмпбелла», включающая 8 пунктов, в каждом из которых 2 утверждения (испытуемому необходимо выбрать утверждение, которое он считает наиболее верным), а так же проективная методика «Рисунок семьи», которая позволяет выявить некоторые особенности внутрисемейных отношений с позиции ребенка.
Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102". В исследовании приняли участие дети подросткового возраста, имеющие диагноз F70 – легкая умственная отсталость, F71 – умеренная умственная отсталость.
По предварительным данным у 50% опрошенных был выявлен средний уровень доверия к миру. Никто из респондентов не показал низкий уровень доброжелательности, 60% набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню, а оставшиеся 40% показали высокий уровень доброжелательности. Полученные результаты будут использоваться нами при разработке психолого-педагогического сопровождения, направленного на формирование адекватных доверительных отношений детей с нарушениями интеллекта.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса» № 16-36-01088.