Также в последнее время участились случаи открытого пропагандирования суицидальных действий и склонению к их совершению несовершеннолетних детей в социальной сети «ВКонтакте» в так называемых «группах смерти».
По данным Brand Analytics за весну 2015 года ежемесячная аудитория социальной сети «ВКонтакте» составляет 53,6 млн человек, из них 26,8% составляют подростки.
Именно поэтому в настоящее время увеличился интерес к одной из составляющих Я-концепции – «Я-виртуальное».
Я-концепция (как совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания, активно формирующейся и развивающейся в подростковом возрасте, как и личностная сфера в целом [2]. Она окружает сферу «Я» и состоит из тесно взаимосвязанных Я-образов – «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное» и т.п.
Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур является показателем того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования.
Актуальность исследования взаимосвязи «Я-виртуального» с другими «Я» заключается в том, что в нынешнее время берет верх виртуальная реальность. Подростки все больше находятся в Интернет-среде, практически вся их жизнь, в буквальном смысле, зависит от компьютера.
В качестве предмета исследования в данной работе мы выявляем Я-концепцию подростков, пользователей социальных сетей, а объектом – Я-концепцию личности.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1].
В современной психологии, Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие Я-концепция выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [3].
Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов «реального Я» и «Я-идеального». Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей [4].
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды.
В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или Я-концепции осуществляется либо как поиск видов и классификаций «образов Я», либо как поиск содержательных параметров этого образа. Наиболее известным различением «образов Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других.
В условиях современного информационного общества возникает необходимость исследовать представления человека о себе в новых, сгенерированных компьютерными технологиями виртуальных реальностях, что является обоснованием выделения дополнительного компонента – образа «Я-виртуальное» (М.С. Иванов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова). Согласно результатам исследований Ю.М. Кузнецовой и Н.В. Чудовой, «Я-виртуальное» занимает промежуточную позицию между «Я-реальное» и «Я-идеальное», что интерпретируется ими как придание ситуации Интернет-общения функции зоны ближайшего развития личности [5].
В виртуальности самооценка у подростков гораздо выше, чем в реальности, так как они могут не бояться осуждения со стороны и высказывать свои мысли так, как они хотят, потому что слушатели всегда найдутся и смогут поддержать советом или действием. В подростковом возрасте необходимо проявлять себя, необходимо найти «свое» место в социальном обществе, и что как не Интернет-среда подойдет для этого лучше всего.
Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение особенностей Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей.
Объектом эмпирического исследования являются 30 детей 16-17 лет (15 женского пола и 15 мужского пола), учащиеся МБОУСОШ №45, г. Владивостока.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза: Я-концепция подростков имеет особенности, а именно:
«Я-реальное» не совпадает с «Я-идеальным»;
«Я-реальное» не совпадает с «Я-виртуальным».
В соответствии поставленных целей, нами были использованы такие методики:
Методика личностного семантического дифференциала;
Методика Будасси.
Методики предъявлялись на индивидуальных бланках, где проставлялись необходимые сведения об испытуемом, учащиеся отвечали письменно.
С помощью анкеты-опросника была выявлена частота использования Интернета подростками. На вопрос, который звучит как «Укажите сколько времени вы проводите в Интернете» были получены такие ответы: 50% респондентов находятся в Интернете время от времени в течении дня; 27% респондентов находятся в свободное от учебы время; 12% респондентов постоянно находятся в Интернете; 7% респондентов заходят в Интернет раз в месяц и 3% респондентов находятся в Интернете менее 3-х часов в день (в соответствии с рис.1).
Рисунок 1 – Частота использования Интернета подростками
При помощи личностного семантического дифференциала был выявлен список дескрипторов, характеризующих человека в виртуальном общении: присутствие чувства юмора, медлительность, терпеливость, самоуверенность, энтузиазм, бдительность и упрямство.
Так как качества личности в методике Будасси схожи с качествами личности в личностном семантическом дифференциале, то с ее помощью мы сможем выявить основные качества личности, характеризующие «Я-идеальное» и «Я-реальное», а так же наличие связи между этими двумя составляющими Я-концепции (рис.2). Результаты, представленные на рисунке 2, были получены нами с помощью коэффициента корреляции – показателя уровня самооценки личности.
Рисунок 2 – Наличие связи между компонентами Я-концепции
В соответствии в рисунком 2, можно сделать вывод, что 53% опрошенных имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это говорит о том, что самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективно оценивает свои возможности, свойства и качества; 33% опрошенных имеют незначительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что говорит о том, что человек не имеет четких представлений о себе идеальном и реальном; 14% опрошенных имеют значимую отрицательную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», это говорит о расхождении представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности.
Для описания свойств личности по методике Будасси использовались такие прилагательные как аккуратность, доброта, жизнерадостность, заботливость, надежность, обаяние, отзывчивость, сострадание и трудолюбие.
Исходя из полученных данных можно сделать несколько выводов:
Сравнив качества личности присущие человеку в виртуальности и человеку в реальности, можно сделать вывод, что они абсолютно разные. В виртуальном общении подростки представляют себя более взрослыми, что характеризуется определенным набором личностных качеств, чем в реальном общении. В виртуальной реальности можно не бояться осуждения со стороны, и именно поэтому подростки проявляют себя как самоуверенные и упрямые личности. Следовательно, первая часть гипотезы подтверждается.
Так как большинство респондентов имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», то можно сделать вывод, что «Я-реальное» в большей степени совпадает с «Я-идеальным». А это означает, что вторая часть гипотезы не подтвердилась.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что подросткам необходимо уметь разграничивать реальный и виртуальный мир, чтобы окончательно не «зависнуть» во втором. Также, в реальном взаимодействии с социальным окружением подросткам необходимо повышать уровень самооценки, что можно сделать с помощью тренинговых занятий, как групповых, так и индивидуальных. Что касается рекомендации родителям, то им не стоит оставлять Интернет в качестве воспитателя для своих детей.
Литература
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах. – М.: «Педагогика», 1980.
Воеводкина Е.С., Бубновская О.В. Сравнительный анализ особенностей типа личности старшеклассника (на примере учащихся 9-х классов ШИОД, г. Владивосток) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 212-218.
Гримак Л. П. Общение с собой. – М., 1991 – 197с.
Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.
Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы в психологии. Материалы научной конференции. – СПбГУ, 2010 – 599с.