ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время подростки все более подвержены влиянию Интернета, ведь именно оттуда можно узнать о том, что творится в мире, просто нажав на ссылку, или завести новых друзей не выходя из дома. Ведь количество друзей для многих это очень важный показатель социального статуса среди окружающих. Многие подростки стремятся получить большее количество «лайков» в социальных сетях различными способами, в том числе подвергая свою жизнь опасности, только для того, чтобы заслужить уважение среди сверстников. Практически с самого рождения детей их родители используют ресурсы Интернета, чтобы не отвлекаться на проблемы детей, а заниматься своими делами, приучают их к использованию Интернета. Современных подростков даже называют «цифровыми гражданами» только потому, что они практически неразлучны с Интернетом.

Также в последнее время участились случаи открытого пропагандирования суицидальных действий и склонению к их совершению несовершеннолетних детей в социальной сети «ВКонтакте» в так называемых «группах смерти».

По данным Brand Analytics за весну 2015 года ежемесячная аудитория социальной сети «ВКонтакте» составляет 53,6 млн человек, из них 26,8% составляют подростки.

Именно поэтому в настоящее время увеличился интерес к одной из составляющих Я-концепции – «Я-виртуальное».

Я-концепция (как совокупность знаний о себе) является общей структурой самосознания, активно формирующейся и развивающейся в подростковом возрасте, как и личностная сфера в целом [2]. Она окружает сферу «Я» и состоит из тесно взаимосвязанных Я-образов – «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-виртуальное» и т.п.

Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур является показателем того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования.

Актуальность исследования взаимосвязи «Я-виртуального» с другими «Я» заключается в том, что в нынешнее время берет верх виртуальная реальность. Подростки все больше находятся в Интернет-среде, практически вся их жизнь, в буквальном смысле, зависит от компьютера.

В качестве предмета исследования в данной работе мы выявляем Я-концепцию подростков, пользователей социальных сетей, а объектом – Я-концепцию личности.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [1].

В современной психологии, Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие Я-концепция выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам [3].

Самооценка – один из структурных важнейших компонентов Я-концепции личности. Самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов «реального Я» и «Я-идеального». Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей [4].

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды.

В.В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или Я-концепции осуществляется либо как поиск видов и классификаций «образов Я», либо как поиск содержательных параметров этого образа. Наиболее известным различением «образов Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое, так или иначе, присутствуют в работах У. Джеймса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других.

В условиях современного информационного общества возникает необходимость исследовать представления человека о себе в новых, сгенерированных компьютерными технологиями виртуальных реальностях, что является обоснованием выделения дополнительного компонента – образа «Я-виртуальное» (М.С. Иванов, Ю.М. Кузнецова, Н.В. Чудова). Согласно результатам исследований Ю.М. Кузнецовой и Н.В. Чудовой, «Я-виртуальное» занимает промежуточную позицию между «Я-реальное» и «Я-идеальное», что интерпретируется ими как придание ситуации Интернет-общения функции зоны ближайшего развития личности [5].

В виртуальности самооценка у подростков гораздо выше, чем в реальности, так как они могут не бояться осуждения со стороны и высказывать свои мысли так, как они хотят, потому что слушатели всегда найдутся и смогут поддержать советом или действием. В подростковом возрасте необходимо проявлять себя, необходимо найти «свое» место в социальном обществе, и что как не Интернет-среда подойдет для этого лучше всего.

Нами было проведено исследование, целью которого являлось изучение особенностей Я-концепции подростков, пользователей социальных сетей.

Объектом эмпирического исследования являются 30 детей 16-17 лет (15 женского пола и 15 мужского пола), учащиеся МБОУСОШ №45, г. Владивостока.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: Я-концепция подростков имеет особенности, а именно:

  • «Я-реальное» не совпадает с «Я-идеальным»;

  • «Я-реальное» не совпадает с «Я-виртуальным».

В соответствии поставленных целей, нами были использованы такие методики:

  • Методика личностного семантического дифференциала;

  • Методика Будасси.

Методики предъявлялись на индивидуальных бланках, где проставлялись необходимые сведения об испытуемом, учащиеся отвечали письменно.

С помощью анкеты-опросника была выявлена частота использования Интернета подростками. На вопрос, который звучит как «Укажите сколько времени вы проводите в Интернете» были получены такие ответы: 50% респондентов находятся в Интернете время от времени в течении дня; 27% респондентов находятся в свободное от учебы время; 12% респондентов постоянно находятся в Интернете; 7% респондентов заходят в Интернет раз в месяц и 3% респондентов находятся в Интернете менее 3-х часов в день (в соответствии с рис.1).

Рисунок 1 – Частота использования Интернета подростками

При помощи личностного семантического дифференциала был выявлен список дескрипторов, характеризующих человека в виртуальном общении: присутствие чувства юмора, медлительность, терпеливость, самоуверенность, энтузиазм, бдительность и упрямство.

Так как качества личности в методике Будасси схожи с качествами личности в личностном семантическом дифференциале, то с ее помощью мы сможем выявить основные качества личности, характеризующие «Я-идеальное» и «Я-реальное», а так же наличие связи между этими двумя составляющими Я-концепции (рис.2). Результаты, представленные на рисунке 2, были получены нами с помощью коэффициента корреляции – показателя уровня самооценки личности.

Рисунок 2 – Наличие связи между компонентами Я-концепции

В соответствии в рисунком 2, можно сделать вывод, что 53% опрошенных имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Это говорит о том, что самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя; объективно оценивает свои возможности, свойства и качества; 33% опрошенных имеют незначительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», что говорит о том, что человек не имеет четких представлений о себе идеальном и реальном; 14% опрошенных имеют значимую отрицательную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», это говорит о расхождении представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности.

Для описания свойств личности по методике Будасси использовались такие прилагательные как аккуратность, доброта, жизнерадостность, заботливость, надежность, обаяние, отзывчивость, сострадание и трудолюбие.

Исходя из полученных данных можно сделать несколько выводов:

  1. Сравнив качества личности присущие человеку в виртуальности и человеку в реальности, можно сделать вывод, что они абсолютно разные. В виртуальном общении подростки представляют себя более взрослыми, что характеризуется определенным набором личностных качеств, чем в реальном общении. В виртуальной реальности можно не бояться осуждения со стороны, и именно поэтому подростки проявляют себя как самоуверенные и упрямые личности. Следовательно, первая часть гипотезы подтверждается.

  2. Так как большинство респондентов имеют значимую положительную связь между «Я-реальным» и «Я-идеальным», то можно сделать вывод, что «Я-реальное» в большей степени совпадает с «Я-идеальным». А это означает, что вторая часть гипотезы не подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что подросткам необходимо уметь разграничивать реальный и виртуальный мир, чтобы окончательно не «зависнуть» во втором. Также, в реальном взаимодействии с социальным окружением подросткам необходимо повышать уровень самооценки, что можно сделать с помощью тренинговых занятий, как групповых, так и индивидуальных. Что касается рекомендации родителям, то им не стоит оставлять Интернет в качестве воспитателя для своих детей.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 томах. – М.: «Педагогика», 1980.

  2. Воеводкина Е.С., Бубновская О.В. Сравнительный анализ особенностей типа личности старшеклассника (на примере учащихся 9-х классов ШИОД, г. Владивосток) // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 212-218.

  3. Гримак Л. П. Общение с собой. – М., 1991 – 197с.

  4. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с.

  5. Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы в психологии. Материалы научной конференции. – СПбГУ, 2010 – 599с.

Просмотров работы: 410