ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПДН) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (ПДН)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из последних тенденций в современной психологической науке является возросший интерес к проблемам девиантологии [4] и психического благополучия у подростков и юношей [5].

Выраженность поведенческих девиаций связывают с когнитивными факторами [2], с определенным выбором копинг-стратегий несовершеннолетними. Остается недостаточно исследованной структура одного из основных компонентов реагирования на сложные, психологически нагруженные ситуации – системы психологических защит и совладания, неэффективность которой предположительно и порождает отклонения в поведении, в том числе и отклонения от правовых норм.

Исходя из вышесказанного, возрастает интерес к анализу формирования механизмов копинг-стратегий подростков с девиантным поведением, которые находятся на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.

Актуальность данной учебно-исследовательской работы состоит в усугубляющейся тенденции к увеличению количества подростков, имеющих отклонения в поведении.

По результатам исследований, проведенных в 2016 году, более 74% детей, совершивших побег из дома, находятся в возрасте 12-16 лет. Около 35% школьников имеют опыт употребления наркотических и токсических средств, а 70% из них употребляют алкоголь. Около 17% несовершеннолетних совершают правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Также за последние годы выросло число преступлений, совершаемых в состоянии наркотического опьянения.

Понятие «девиантное поведение» можно классифицировать как систему поступков или отдельные поступки, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в социуме и государстве принципам, правилам, представлениям. Следовательно, отклоняющееся поведение выражается в изменениях ценностно-смысловых ориентаций, нравственных установок и мотивационно-потребностной сферы личности, т.е. в деформации системы внутренней саморегуляции и саморефлексии.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство, которые в свою очередь свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Выраженность поведенческих девиаций несовершеннолетних связывают с непродуктивными копинг-стратегиями.

«Копинг» – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно ее собственной логике, преимущественно в жизни человека и его психологическими возможностями [1].

Изучение стратегий преодоления можно рассматривать как одну из важных проблем современной психологии. Особенно актуально решение данной проблемы в подростковом возрасте, что объясняется, во-первых, уязвимостью данного возраста как одного из критических этапов онтогенеза, обусловленного интенсивными физиологическими изменениями, специфическим психологическим содержанием и особыми социальными условиями. Во-вторых, необходимостью ранней диагностики, психологической коррекции системы психологических защит и совладания для предотвращения не только подростковой, но и взрослой преступности. Таким образом, одной из наиболее важных проблем в этой области является изучение особенностей формирования механизмов копинг-стратегий подростков с девиантным поведением.

Целью данной исследовательской работы стало изучение особенностей копинг-стратегий подростков с девиантным поведением, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) г. Владивостока.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что подросткам с девиантным поведением, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) свойственны непродуктивные копинг-стратегии: игнорирование, агрессивность, избегание.

Экспериментальной группой выступили подростки в возрасте 14-16 лет (30 человек), состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) и находящиеся в социально-реабилитационном центре «Парус надежды» г. Владивостока. Контрольная группа: подростки в возрасте 14-16 лет (30 человек), учащие общеобразовательной школы МБОУ СОШ №12 г.Владивостока, не состоящие на учете в подразделении по делам несовершенно-летних (ПДН).

Для исследования склонности к девиантному поведению нами была использована методика «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) [3]. Для исследования выбора копинг-стратегий была использована методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм) [3]. С помощью данных методик мы сможем изучить особенности копинг-стратегий в экспериментальной группе, испытуемые которой находятся на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН) и имеющие склонность к проявлению девиантного поведения, и в контрольной группе, респонденты которой предположительно не имеют склонности к отклоняющемуся поведению.

Процедура исследования состояла из трех этапов. На первом этапе была сформирована экспериментальная и контрольная группы. На втором этапе проведена диагностика для выявления девиантного поведения (с помощью методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). На третьем этапе была проведена диагностика определения копинг-стратегий несовершеннолетних подростков (Методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм).

Работа с подростками проводилась во внеурочное время в групповой форме. Предварительно была проведена беседа для установления контакта. Методики предъявлялись на индивидуальных бланках, где проставлялись необходимые сведения об испытуемом, подростки отвечали письменно.

В начале нашего исследования, все подростки были протестированы с помощью стандартизированного тест-опросника А.Н. Орла для определения склонности к отклоняющемуся поведению.

Проанализировав полученные ответы в экспериментальной и контрольной группах с помощью критерия t-Стьюдента мы выявили (на уровне р≤0,05), что различия между группами существуют во всех показателях, кроме шкалы склонности к преодолению норм и правил (см. Таблица 1). Это можно объяснить тем, что в экспериментальной группе шкала склонности давать социально желательные ответы находится в пределах нормы, соответственно это означает, что при работе с тестом подростки не пытались улучшить или ухудшить свои результаты и данные шкалы склонности к нарушению норм и правил соответствуют их реальному поведению. В контрольной группе присутствует повышенный уровень давать социально желательные ответы. Можно предположить, что несовершеннолетние данной группы намеренно ухудшили свои результаты по данной шкале (склонность к нарушению норм и правил).

Таблица 1 – Значения критерия t-Стьюдента склонности к отклоняющемуся поведению в контрольной и экспериментальной группах (на уровне значимости р≤0,05)

Группы

Показатели (средние значения) по шкалам

Шкала установки на социально-желательные ответы

Шкала склонности к преодолению норм и правил

Шкала склонности к аддиктивному поведению

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Шкала склонности к агрессии и насилию

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

Шкала склонности к делинквентному поведению

Экспериментальная

63,4

53,13

52,27

47,87

49,77

47,7

54,43

Контрольная

67,93

54,13

37,23

42,17

40,2

38,83

41,5

Значение критерия

t-Стьюдента

2,108

0,398

-10,713

-2,914

-6,913

-5,303

9,164

Графическое изображение сравнительного анализа склонности к девиантному поведению экспериментальной и контрольной групп представлено на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Сравнительный анализ склонности к девиантному поведению экспериментальной и контрольной групп (по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению», А.Н. Орел)

Из данных Таблицы 1 и Рисунка 1 можно сделать вывод, что подростки в экспериментальной группе более склонны к проявлению отклоняющегося поведения, чем подростки контрольной группы, о чем говорят высокие показатели в шкалах теста. Это еще раз подтверждает, что большая часть подростков, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), отличается ярким проявлением девиантности, что влечет за собой принятие на себя уголовной или административной ответственности за свое поведение в обществе.

Испытуемые экспериментальной выборки склонны противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, уходить от реальности посредством изменения своего психического состояния. Они склонны к агрессивному, делинквентному поведению.

Таким образом, характерным проявлением девиантного поведения среди подростков экспериментальной выборки являются: уход, наркотизация, побеги из дома, мошенничество, грабежи, механизмы снижения напряжения, агрессия к людям, а также возрастание усилий к достижению целей.

Чтобы выявить какие стратегии совладания преобладают у подростков в нашем исследовании мы продиагностировали их с помощью методики определения индивидуальных копинг-стратегий (Э.Хайм). Данная методика позволит выявить индивидуальный стиль совладания со стрессом на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне.

Графическое изображение результатов исследования копинг-стратегий подростков экспериментальной и контрольной групп в когнитивной сфере представлено на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования копинг-стратегий в когнитивной сфере в экспериментальной и контрольной группах

В когнитивной сфере у 16 подростков экспериментальной группы при столкновении с стрессовой ситуацией преобладают непродуктивные копинг-стратегии. Они прибегают к пассивным формам поведения, проявляют растерянность, не знают, что им делать и считают, что не в силах выпутаться из трудностей, убеждая себя, что это судьба и пытаются смириться с проблемами или вовсе игнорируют их. В контрольной группе у половины подростков преобладают относительно продуктивные копинг-стратегии, их поведение направлено на оценку своих трудностей в сравнении с трудностями других людей, придания особого смысла в их преодолении, придание религиозного смысла (вера в помощь Бога).

Графическое изображение результатов исследования копинг-стратегий подростков экспериментальной и контрольной групп в эмоциональной сфере представлено на Рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты исследования копинг-стратегий в эмоциональной сфере в экспериментальной и контрольной группах

В эмоциональной сфере большая часть подростков экспериментальной группы (21 человек) используют непродуктивные копинг-стратегии, часто подавляют в себе эмоции, начинают обвинять себя в возникновении проблемы или впадают в бешенство, становясь агрессивными. В контрольной группе также половина респондентов уверенны, что всегда есть выход из проблемной ситуации, тем самым, выбирая продуктивные копинг-стратегии.

Графическое изображение результатов исследования копинг-стратегий подростков экспериментальной и контрольной групп в поведенческой сфере представлено на Рисунке 4.

Рисунок 4 – исследования копинг-стратегий в поведенческой сфере в экспериментальной и контрольной группах

В поведенческой сфере у подростков состоящих на учете в ПДН так же преобладают непродуктивные копинг-стратегии. Несовершеннолетних всячески избегают сосредотачиваться на своих неприятностях, изолируются от общества стараясь остаться наедине с собой, уходят от проблем. Большинство несовершеннолетних контрольной группы (12 человек) в борьбе со стрессом используют сотрудничество со значимыми им людьми, что помогает быстро и успешно совладать со стрессом.

Таким образом, мы получили подтверждение нашей гипотезы о том, что для подростков с девиантным поведением, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), свойственны непродуктивные копинг-стратегии: игнорирование, агрессивность, избегание.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для разработки психопрофилактических и психокоррекционных программ, направленных на обучение подростков адаптивным формам поведения с учетом специфики их жизненной ситуации. Зная особенности применяемых подростками копинг-стратегий, психологами и социальными педагогами могут разрабатываться психологические программы обучения продуктивным копинг-стратегиям, которые в конечном итоге помогут в преодолении трудных ситуаций конструктивными способами.

Копинг-стратегии являются результатом приобретенного опыта, последовательное и методически грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее коррекционно-развивающую работу, может стать эффективным направлением профилактики поведения подростков с отклоняющимся поведением.

В современных условиях должны принципиально меняться подходы к организации профилактической работы, чтобы от мер административно-правового воздействия перейти к оказанию социально-педагогической помощи семье, подростку. Это должна быть индивидуальная помощь, основанная на изучении личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его семейного и общественного воспитания.

Такая профилактическая работа может вестись успешно лишь в тесном взаимодействии всех социальных институтов. Это, прежде всего, своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на несовершеннолетнего со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, неформальных групп и т. п.).

Литература

  1. Антонян Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений/Ю.М.Антонян, Еникеев М.И., Эминов В.Е. – М.: Юристъ,2016. – 336 с.

  2. Бубновская О.В. Когнитивный фактор и проблема аномального поведения // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: материалы всерос. науч. конф. М.; Пенза, 2001. С. 151-155.

  3. Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков/ М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. – 316 с.

  4. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. / Е.В. Змановская.– М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 288 с.

  5. Bubnovskaya O.V. Special aspects of individual’s psychophysical well-being at student’s age // Наука и технологии. 2013. Т1. №4. С.230-236.

Просмотров работы: 511