АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Магомедова К.М. 1
1Дагестанский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление архитектурой предприятия является одной из наиболее развитых тем в исследованиях информационных систем в частности и бизнес-информатики в целом. Она выходит далеко за рамки простого технического инструмента разработки сложных программных систем. Управление ИТ-архитектурой корпораций, моделирование бизнес-архитектуры и управление ей — вот лишь несколько общих примеров расширения концепции инженерии бизнеса и информационных систем. «Архитектурное мышление» по различным исследованиям помогает достигать прозрачности, эффективности, согласованности, инновационности и гибкости различных элементов предприятия.

Бизнес-составляющая АП отвечает за стратегические цели компании, ее бизнес-процессы и общую организационную структуру. Составляющая ИТ, в свою очередь, описывает аппаратные, программные и информационные ресурсы, необходимые для поддержки работы предприятия.

Существует множество фреймворков для построения архитектуры предприятия, однако встречаются организации, для которых не подходят готовые решения, и приходится прибегать к так называемым смешанным фреймворкам. Для реализации «смешанного фреймворка» выбираются и изменяются необходимые разделы из каждой методологии и подстраивают под нужды и задачи организации. Несколько примеров фреймворков:

• Фреймворк Захмана – первый и самый известный фреймворк.

• FEAF- разработанный в США для правительственных нужд фреймворк.

• TOGAF- международный фреймворк, разработанный сотнями компаний, которые входят в единую организацию.

• EAF- фреймворк разработанный на основе TOGAF компанией SAP.

В составе ИТ-архитектуры предприятия выделяют несколько основных областей – «доменов»:

• Бизнес-архитектура, которая описывает деятельность организации с точки зрения ее ключевых бизнес-процессов.

• Архитектура приложений, которая определяет, какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций.

• Архитектура интеграции и общих сервисов, определяющая механизмы и совместно используемые компоненты для интеграции различных приложений и данных.

• Архитектура информации (данных). Эта область определяет, какие данные необходимы для поддержания бизнес-процессов, а также для обеспечения стабильности и возможности долговременного использования этих данных в прикладных системах.

• Архитектура инфраструктуры (технологическая, системная архитектура). Определяет, какие обеспечивающие технологии необходимы для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции.

Методы анализа архитектуры предприятия ООО "IT-сервис"

Компания "IT-сервис" является одной из крупных компаний 1С по Махачкале. Она существует на рынке с 2009 года и за это время завершила более 1000 ИТ-проектов разного масштаба и направленности.

Обычно в составе архитектуры выделяют от четырех до семи основных доменов17. Ниже представлены домены архитектуры:

Эти области последовательно покрывают архитектурные аспекты, отталкиваясь от потребностей функционирования организации и обеспечивая весь набор технологий для реализации конкретного решения бизнес-проблемы. Исходя из потребностей организации, проведем анализ архитектурных доменов.

1. Бизнес-архитектура. Описывает деятельность организации с точки зрения ее ключевых бизнес-процессов.

Рис.2.1 eEPC диаграмма. Бизнес процесс «Продажа услуг»

2. Бизнес-функции представляют собой деятельность поведения активных элементов, которые влияют на развитие бизнеса. Они могут рассматриваться как единица деятельности, которая осуществляется одним или более активными элементами структуры. Они показывают, кто или что осуществляет поведение активного элемента, поэтому слой бизнес-функций строится на ракурсе организационной структуры предприятия.

Рис.2.2. - Бизнес-функции ООО IT Сервис

3. Архитектура приложений. Определяет, какие приложения используются и должны использоваться для управления данными и поддержки бизнес-функций.

Слой приложений поддерживает бизнес-слой сервисами, которые реализуются приложениями (программным обеспечением).

Рис. 2.3. - Ландшафт приложений

4. Технологическая архитектура (инфраструктура или системная архитектура). Определяет, какие обеспечивающие технологии (аппаратное и системное программное обеспечение, сети и коммуникации) необходимы для создания среды работы приложений, которые, в свою очередь, управляют данными и обеспечивают бизнес-функции. Эта среда должна обеспечивать работу прикладных систем на заданном уровне предоставления сервисов своим пользователям.

Рис.2.4. - Технологический слой

Таким образом, по итогам данной статьи, можно сделать вывод, что компания "IT-сервис" функционирует достаточно эффективно и не имеет серьезных недочетов в организации своей деятельности. Однако, такие детали, как внедрение методологии управления проектами, открытие нового курса обучения, организация удаленной поддержки пользователей и обеспечение гибкости процесса сопровождения может еще больше повысить эффективность деятельности предприятия. В связи с этим, проблемы внедрения результатов научных исследований в практику проектирования требуют скорейшего решения для обеспечения базы и развития предприятия. При этом приоритетные шансы на успех имеют научные разработки, решающие социальные задачи, и имеющие четкие технико-экономические обоснования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Заренков, В.А. Управление проектами / В.А. Заренков. – М.: Изд-во ACB; СПб.: СПбГАСУ, 2014. – 312с.

2. Михайлов О. В. Обзор основных элементов архитектуры предприятия // Вопросы экономики и управления . - 2016. - №3. - С. 151.

3. Архитектура предприятия: основные определения / Данилин А.В., Слюсаренко А.И. / - Интернет-университет информационных техноло¬гий. // Режим доступа:

http://citforum.ru/consulting/articles/enterprise_arch/2.shtm (дата обраще¬ния: 17.12.2015)

4. Самуйлов К.Е. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными копаниями / К.Е. Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В.Яркина. - М.: Альпина Паблишерз, 2009.

5. Михайлов О. В. Обзор основных элементов архитектуры предприятия // Вопросы экономики и управления . - 2016. - №3. - С. 151.

6 Рубенчик А. А. Моделирование архитектуры предприятия // Information Management. - 2016. - № 6. - С. 55.

Просмотров работы: 371