АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Чамзинский муниципальный район как административно-территориальная единица образован 16 июля 1928 г. Территория района – 1 009,5 км2, протяженность с запада на восток – 40 км, с севера на юг -– 50 км. Район граничит на юге с Большеберезниковским, на юго-западе – с Лямбирским, на западе – Ромодановским, на северо-западе – Ичалковским, на северо-востоке – Атяшевским, на востоке – с Дубенским муниципальными районами Республики Мордовия. На 1 января 2016 г., население Чамзинского муниципального района составило 31,0 тыс. чел., в том числе в пгт Чамзинка – 9,5 тыс. чел., в пгт Комсомольский – 13,1 тыс. чел..

Важным условием повышения уровня и качества жизни основной массы населения является развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению. Социальная инфраструктура – это совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному развитию человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей посредством предоставления различного рода услуг.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Состав социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура социальной инфраструктуры

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих и социальную инфраструктуру, их доступность населению – важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения муниципального образования.

На муниципальном уровне услуги социальной сферы доводятся непосредственно до потребителя. На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации создаются условия для такого доведения. На федеральном уровне должны быть определены роль и приоритеты федеральной власти в обеспечении жильем и услугами всех этих отраслей. Воплощением их должны стать федеральная концепция развития отраслей социальной сферы и гарантируемые государством минимальные социальные стандарты, реализуемые на уровне муниципальных образований [1].

С целью обеспечения совершенствования качества услуг и координации вопросов их реализации и финансирования необходимо введение практики заключения межведомственных соглашений по следующим основным направлениям: здравоохранение, образование, телекоммуникационные сети и почта, транспорт, торгово-бытовое обслуживание, жилищные условия, культура, информационно-консультационное обслуживание населения (рисунок 2).

Рисунок 2 – Отраслевой состав социальной инфраструктуры

Вопросы управления социальной инфраструктурой наиболее актуальны, так как социальная сфера определяет комфортность условий жизни населения. Поэтому социальная инфраструктура муниципального образования приобретает особую значимость для каждого человека.

Муниципальные образования в большей мере способны учитывать индивидуальные запросы жителей, являются хранителями культурного наследия, национальной самобытности, традиций, а социальные услуги в них больше ориентированы на конкретного человека. Как правило, большая часть социально значимых объектов находятся в пределах шаговой доступности.

Оценка состояния социальной инфраструктуры района как многоотраслевого комплекса, предполагает многоаспектную диагностику показателей, характеризующих современные тенденции развития социальной инфраструктуры Чамзинского муниципального района. К таким показателям можно отнести:

- бытовое обслуживание населения;

- розничная торговля и общественное питание;

- коммунальная сфера;

- образование;

- здравоохранения;

- социальная обслуживание населения;

- сведения о вводе жилья и жилищных условиях населения.

Анализ тенденций развития начинается с системы образования. В 2015 году воспитанием, обучением и развитием детей в МБДОУ занимаются 154 педагога (94% имеют квалификационные категории). Рассмотрим также показатели, характеризующие развитие общеобразовательных учреждений на территории Чамзинского района (таблица 1) [3].

Таблица 1 – Показатели дневных общеобразовательных учреждений

Показатель

Число дневных общеобразовательных учреждений

Численность учащихся дневных общеобразовательных

Наполняемость классов

всего учреждений

в том числе в сельской местности

всего учреждений

в том числе в сельской местности

 

2010-2011

18

13

2610

493

14,3

2011-2012

17

12

2609

435

15

2012-2013

16

11

2578

418

15

2013-2014

16

11

2557

359

15,6

2014-2015

14

9

2579

347

16,4

Исходя из таблицы, в 2014-2015 году функционировало 14 муниципальных общеобразовательных учреждений с контингентом учащихся 2579 человек. В школах района наметилась тенденция увеличения числа первоклассников и общего контингента обучающихся. С целью создания доступных и равных условий для получения обучающимися качественного образования в районе продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

Далее рассмотрим систему здравоохранения Чамзинского муниципального района, она включает в себя центральную районную больницу ГБУЗ «Комсомольская МБ» на 240 стационарных коек (круглосуточных), 2 поликлиники на 750 посещений в смену с дневным стационаром на 85 коек, отделение скорой медицинской помощи и 18 фельдшерско-акушерских пунктов.В настоящее время в Чамзинском муниципальном районе активно ведется работа по охране здоровья населения, укрепляется материально-техническая база учреждений, осуществляется капитальный ремонт, внедряются современные медицинские технологии профилактики, диагностики и лечения больных (таблица 2) [3].

Таблица 2 – Показатели здравоохранения Чамзинского муниципального района

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

Число больничных учреждений

1

1

1

1

1

Число амбулаторно-поликлинических учреждений

1

1

1

1

1

Число больничных коек

240

240

240

240

240

на 10000 человек населения

77,2

77,3

77,4

77,5

54,6

Численность врачей

83

80

77

87

112

Численность врачей на 10000 человек населения

26,4

25,7

24,8

28,1

25,5

Численность среднего медицинского персонала

307

297

283

295

354

Численность среднего медицинского персонала

на 10000 человек населения

97,5

95,3

91,2

95,3

80,6

По данным, представленным в таблице 2 видно, что количество больничных учреждений неизменно в рассматриваемый период и приближено к минимуму. В районе функционирует только одно больничное учреждение здравоохранения. Число больничных коек очень низкое и неизменное за рассматриваемый период. Численность врачей в последние годы возрастает, аналогичная ситуация наблюдается и с численностью среднего медицинского персонала.

Далее следует рассмотреть жилищный фонд по району. В районе немало семей стоит на учете, как нуждающиеся в улучшении своих жилищных условий и лишь малая часть от них действительно смогли получить жилое помещение (таблица 3) [2].

Таблица 3 – Жилищные условия населения Чамзинского муниципального района

Показатели

2011

2012

2013

2014

2015

Введено в действие жилых домов на территории муниципального образования

9205

6124

7205

10744

7924

Введено в действие индивидуальных жилых домов на территории муниципального образования

4480

5824

5579

6379

 

Жилищный фонд на конец года тыс. м2

826

832,1

843,1

845,7

 

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2

26,8

26,8

27,2

27,3

28

Ввод в действие жилых домов в Чамзинском муниципальном районе в 2014 г. составил 10744 кв.м. Жилищный фонд составляет 845,7 тыс. м2, обеспеченность населения жильем в районе на 1 января 2014 г. составила 27,3 м2 на одного жителя. Площадь многоквартирных домов – 361,398 тыс. м2, что составляет 43 % от общей площади жилого фонда. Многоквартирных домов всего 480 , в том числе 250 домов блокированной застройки(средний износ жилого фонда составляет более 40%).

Таким образом, социальная инфраструктура муниципального образования является многоотраслевым комплексом и объединяет жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение, образование, культуру и искусство, физкультуру и спорт, торговлю и общественное питание. Можно сделать следующие выводы: дети полностью обеспечены местами в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, в районе успешно работает одно больничное учреждение, в котором возрастает численность врачей и среднего медицинского персонала, совершенствуется жилищный фонд на территории.

Библиографический список

  1. Беломестнов В. Г. Управление развитием социальной инфраструктуры : Монография / В. М. Багинова, В. А. Рубан. Изд-во ВСГУТУ, 2015. – 139 с.

  2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/

  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gks.ru/.

Просмотров работы: 796