ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Коломеец Т.В. 1, Веклич С.Н. 1
1АмГПГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во времена правления Екатерины II, 5 мая 1764 года, был открыт при Воскресенском Новодевичьем монастыре «Воспитательного общества благородных девиц» Смольный институт, воспитанницы которого находились в нем в одежде установленного образца.

Смольный институт был устроен по примеру французского Сен-Сирского закрытого института и рассчитан на 200 благородных девиц. Воспитанницы делились по возрасту на 4 класса по 50 человек в каждом: в первом классе обучались девочки от 6-9 лет, во втором классе — от 9 до 12 лет, в третьем классе — от 12 до15 лет и в четвертом — девицы от 15 до 18 лет. Каждый возраст по примеру Сен-Сирского института различался по цвету платья. В первом классе носили платья коричневого цвета, во втором — голубого, в третьем — серого и в четвертом — белого. В дальнейшем, когда кроме Смольного института открылись Патриотический и Екатерининский институты, для дворянок платья стали различаться еще и цветными полосками, каймой на юбках. Голубой цвет каймы на юбке соответствовал Смольному институту, Патриотическому – белый и Екатерининскому – пунцовый цвет. Этот признак был заимствован из армейской формы. Каждая воспитанница того исторического периода имела три платья: повседневное, праздничное и для особо торжественных случаев. Столько же было передников, различались они тканью и фасоном. В будни воспитанницы одевали полотняные, в праздники – коленкоровые, в особые случаи – батистовые фартуки с множеством красивых складочек.

Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. отмечают, чтоповседневное длинное декольтированное в пол платье шилось из камлота с белыми рукавчиками, дополнялось пелериной и замшевыми перчатками. Поверх него одевался один из передников. «Все у всех должно было быть одинаково, ровно и аккуратно», так гласили требования к униформе в институтах. Классные дамы строго следили за соблюдением воспитанницами установленных правил ношения школьной формы. С линейкой и карандашом в руках они отмечали длину только не платьев учениц, а передников. Количество учебных заведений в России в конце XVIII века было незначительно, и предназначались они только для дворянских детей. Поэтому общепринятого понятия «форма для учащихся» в этот исторический период еще не было[4].

Существует мнение, что впервые в России форма для учащихся была введена в 1834 году. Тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи, в том числе гимназические и студенческие. Все образовательные учреждения тогда были государственными, а государственные служащие обязаны были носить униформу в соответствии с чином и званием, прописанными в «Табеле о рангах». Эти требования касались лишь мальчиков, так как и в одноклассных приходских училищах для детей низших сословий, и в трёхклассных училищах для детей мещан и купцов, и в семиклассных гимназиях для детей дворян и чиновников, и в университетах девочки не учились. В униформу вошли гимназический и студенческий мундиры.

Любавский М. К. утверждает, что форма учащихся средних учебных заведений имела полувоенный характер. Сходные по фасону, фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами. У учащихся гимназий были светло-синие фуражки с черным козырьком, цветным кантом и эмблемой. Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква "Г" (например, "СПБ.3.Г." или "М.5.Г."). Летом на тулью фуражки надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой [3].

Повседневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ее ткань была темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы и закрашены черной краской те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей).

Брюки у гимназистов были черные, без канта. Ботинки так же черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили гимнастерки только коломянковые, но с теми же серебряными пуговицами. Фасон школьной формы для мальчиков менялся вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах.

Только в 1886 году появилась первая форма для учащихся девочек. Она очень походила на школьную форму, которую носили девочки в Советском Союзе. Это было шерстяное платье темно-коричневого цвета. А украшением наряда служили черный фартук и воротнички. Парадным вариантом форму делал белый фартук. Документально Положение о гимназической форме для девочек утвердили через десять лет в 1896 году.

После революции 1917 года начинается история советской школы. Новая власть ставит своей первоочередной задачей повысить доступность образования для детей всех слоев населения и в кратчайшие сроки ликвидировать безграмотность среди всего взрослого населения страны. Церковно-приходские школы сменяют средние школы, а в зданиях бывших гимназий открывают ЕТШ – единые трудовые школы.

В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком прошлого и отменена вместе со многими другими наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям. В соответствии с духом времени школьную форму стали воспринимать как символ абсолютной несвободы ученика, подчеркивающий его униженное и подневольное положение.

Но у этого отказа от формы была другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году. В стране наступил снова период всеобщего «обмундирования». Ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам.

Теперь уже "свободная форма одежды" стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов было решено объявить "вредителями" и "врагами народа".

Униформа для всех школьников СССР стала единой и обязательной. Наряд для девочек состоял из коричневого платья с черным фартуком, белым воротничком и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В торжественные дни черный фартук сменялся белым. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки, перчатки и у них не было манжет. Мальчикам было предписано носить военные гимнастерки с воротником стоечкой. Мундир полагалось носить с ремнем с пряжкой, в качестве разрешенного головного убора была кепка с кожаным козырьком.

В 1962 году школьная форма для мальчиков снова эволюционирует. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме — без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек в этот период не изменилась. 1973 г. – форма для мальчиков опять обновляется. Ученики одеты в синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки. У старшеклассников куртка заменилась на пиджак [2].

В 1980-х годах контроль за соблюдением школьной формы в учебных заведениях стал менее строгим.

Некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». В этот период стало разрешаться носить распущенные волосы.

Члены детских и молодёжных коммунистических организаций (октябрята, пионеры и комсомольцы) должны были носить, соответственно, октябрятский, пионерский и комсомольский значок, пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

В 1990-91 годах ношение пионерских галстуков и октябрятских значков, а также комсомольских значков прекратилось.1992 год - школьная форма официально отменена во всех общеобразовательных учреждениях РФ, согласно закону «Об образовании». Исключение тогда составили только учебные заведения, находящиеся в ведении военно-морского управления. Кадеты и курсанты различных военных училищ всегда ходили в форме. Однако свободная форма одежды учеников младшего школьного возраста по-прежнему подразумевала ношение или строгого костюма с галстуком (не обязательно школьного покроя), или, в крайнем случае, свитера или джемпера сдержанной расцветки. Более вольно могли выглядеть девушки-старшеклассницы, старавшиеся копировать модные тенденции в начале 1990-х годов.

После распада СССР школьная форма была упразднена, дети посещали школы в свободной одежде вплоть до 2013 года.

Изучив историю школьной формы на протяжении более двухсот лет, можно сделать вывод, что наличие школьной формы или ее отсутствие в учебных заведениях страны отражало политические, экономические и социальные условия общества соответствующего исторического периода. Форменная одежда школьников - это формальный признак, отличавший учащихся от всех других детей.

Веблен Т. констатирует, что школьная форма являлась тем самым ярко обозначенным ярлыком, который воспроизводил принадлежность школьника к конкретному учебному заведению. Ношение ее представлялось значимым для школьников, так как данный предмет одежды становился символом принадлежности к определенной социальной группе, способом самоидентификации. Особенно ярко данная функция костюма проявлялась относительно советской форменной одежды, потому что наделяла ее обладателей особым авторитетом [1].

Образ школьной формы оставался в основном неизменный. Ярко на протяжении всего периода ношения в ней выражается символизм. В костюме девочек неслучаен фартук. Он, надеваемый поверх платья, в сущности, является ненужным предметом одежды. Этот элемент - гендерный символ, создает образ готовой к труду девушки и символ кокетства одновременно. Доказательством тому школьные фартуки советского времени, украшенные складками, оборками и кружевом [4].

Отношение к школьной форме разделило современное общество на две группы «за» и «против». Представители каждой группы, выражая свое мнение, выдвигают соответствующие доводы.

Доводы за школьную форму:

  • Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.

  • Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».

  • Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.

  • Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.

Доводы против школьной формы:

  • Форма — элемент уравнительного воспитания и обучения.

  • Форма лишает учеников возможности выражать свою индивидуальность в одежде, является средством деиндивидуализации учеников школы.

  • Требование ношения формы само по себе есть форма насилия над личностью, требование строгого соблюдения формы может при желании произвольно толковаться школьными работниками и использоваться для безосновательного преследования неугодных учеников.

  • Форма может быть слишком дорогой для бедных семей.

  • В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. Школьная форма ограничивает свободу самовыражения.

В связи со сложившейся ситуацией в обществе Государственной думой РФ по поручению президента были разработаны нормативные акты и принят закон и соответствующие Положения, регулирующие весь спектр вопросов, касающихся введения единой школьной формы в российских школах, а также того, какой должна быть одежда современного школьника.

Из положений вышеуказанного закона следует, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено статьей закона. Школам рекомендуется принять специальный локальный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы формы для учащихся, причем с учетом мнения родителей и совета старшеклассников.

Для формирования позитивного отношения к школьной форме обучающихся в МБОУ СОШ № 44 города Хабаровска были изучены сайты ведущих предприятий России по производству формы для школьников, внесенные в реестр производителей школьной формы. На основании изученных образцов сформировалась коллекция аналогов для исследования. На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 44 города Хабаровска на параллели 6х классов был проведен мониторинг. Обучающимся было предложено ответить на вопрос: «Нужна ли школьная форма в учебном заведении?», а так же выбрать из представленной коллекции пять образцов, определив их по рангу предпочтения. На первое место, выставляя изделие максимально понравившееся, то в котором посещение школы доставляло бы удовольствие, отражая большую часть предпочтений в одежде. Респонденты ответили следующим образом:

На I вопрос «Да» - 33 человека; «Нет» - 27 человек; всего участвовало в опросе – 60 девочек из 6 А, Б, В, Г классов.

По результату II вопроса модели школьной формы набрали следующее количество голосов по суммарному повторению:

№1 - 18; №2 – 7; №3 – 2; №4 - 8; №5 – 5; №6 - 14; №7 - 43; №8 - 34;

№9 – 7; №10 - 14; №11 – 2; №12 - 35; №13 – 6; №14 - 3; №15 - 30;

№16 - 19; №17 - 33; №18 - 20.

Выбор пяти моделей самых востребованных из восемнадцати рассмотренных образцов осуществился в соответствии с наивысшим процентным показателем. В пятерку лучших вошли номера: 7 –14,3%; 8 –11,3%; 12 –11,7%; 15 –10,0%; 17 – 11,0% .

Это говорит о том, что ученицы данной школы с удовольствием приобрели бы униформу данных моделей для посещения школьных занятий. Для формирования устойчивого положительного отношения к школьной форме у современных детей необходимо проводить беседы, как среди самих детей, так и среди их родителей.

Школьная форма становится актуальной в особые исторические периоды, которые, как правило, характеризуются усилением идеологии. Соответственно «дух времени» начинает транслироваться через авторитарные установки, требующие от жизни общества унификации, которая будет выражаться во всем, в том числе и в школьной одежде. За 200 лет существования школьная форма неоднократно изменяла свой облик.

Современное общество отличается от общества прошедших веков свободой взглядов, гуманностью, толерантностью и это дает право выбирать фасон школьной формы не только учебному заведению, но и классу и каждому ребенку в отдельности. Требования, предъявляемые к школьной форме, направлены для сохранения физического и психического здоровья школьников.

Библиографический список литературы

  1. Веблен Т. Теория праздного класса //http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890/5898

  2. История школьной формы в России: от XIX века до наших дней https://deti.mail.ru/child/evolyuciya-shkolnoj-formy/

  3. Любавский Матвей Кузьмич Учебник: Русская история XVII-XVIII веков. – Глава: Воспитательные идеи и учреждения: и. и. Бецкий http://bugabooks.com/book/159-russkaya-istoriya-xvii-xviii-vekov/95-vospitatelnye-idei-i-uchrezhdeniya-i-i-beckij.html

  4. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба.XVIII – начало XX века. - 3-е издание. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 320с.: ил.

Просмотров работы: 699