Введение
В последнее время на трибунах спортивных соревнований все чаще происходят случаи, которые раскрывают понятие «болельщик» с отрицательной стороны. Случаются драки, фанаты бьют окна, отрывают кресла и выкрикивают нелестные слова в сторону спортсменов.
Именно поэтому в массовом сознании спортивный болельщик - это всегда отрицательный персонаж. В преддверии чемпионата Европы в Португалии по Первому каналу Российского телевидения прошел фильм "Фанатские войны", в котором авторы претендовали на многостороннее раскрытие темы футбольного насилия в России. Основная идея журналистов - смотреть матчи по телевизору безопаснее. В итоге это привело к тому, что многие поклонники, в частности, футбола, стали держаться подальше от футбольных полей. Помимо того, что такое журналистское освещение само по себе оказало негативное влияние на игру, прямым результатом снижения посещаемости явился рост количества хулиганов.
Ситуация не улучшилась, когда телевидение, помимо самой игры, стало демонстрировать массовые драки с участием болельщиков. Это не только воодушевляло и поощряло хулиганов, но, что более тревожно, явилось новым средством общественной огласки и дурной рекламы.
Ключевые слова: болельщик, фанат, спорт, спортсмены, стадион.
Цель, методы исследования:
Целью данной работы является изучение психологии болельщиков, выявление их прав и обязанностей, а также степень и виды ответственности.
Задачи исследования:
• выявление психологических аспектов увлеченности болельщиков;
• изучение способов поддержки спортсменов;
В соответствии с обозначенными задачами и целью, при работе со статьей использовались следующие методы:
1) анализ научной литературы по поставленной проблеме;
2) опрос студентов.
История российского фанатизма традиционно отсчитывается с 70-х годов прошлого века. Движение болельщиков зарождалось в те времена, когда на стадионах нельзя было находиться в атрибутике, громко выражать свои эмоции, вставать с места, были запрещены флаги. Позже, в 1990-е гг., начались драки болельщиков с полицией (милицией). В последние два-три года ситуация улучшается, драки с властями прекращаются благодаря уступкам с обеих сторон.
Фанаты - это категория участников спортивных отношений, которая обеспечивает поддержку команде на стадионах. Они диктуют правила поведения целым трибунам на домашних матчах и на выезде, привлекают новых поклонников. Это люди, которые едут на выезд в любой город, даже самый враждебный, ради поддержки любимой команды. Не надо думать, что это хорошо организованная группа и поэтому ее легко контролировать правоохранительным органам. У многих спортивных болельщиков нет единого лидера, совершенно различный социальный статус участников.[3]
Футбольный стадион в России - это зона правового беспредела. Полное отсутствие единых правил. В этом году, например, в Казани разрешали проносить на сектор только фотоаппараты, документы и бумажные деньги, а мобильные телефоны нужно было сдавать в камеру хранения в связи с угрозами терактов, в Волгограде же, под предлогом тех же терактов, запрещались уже фотоаппараты, а к мобильным телефонам претензий не было. В том же Волгограде запрещались к проносу зажигалки, ремни и сумки. В Казани, Волгограде, Ярославле при проходе на сектор заставляют снимать обувь. Перед каждым выездом клуб подает сведения, сколько болельщиков планирует посетить матч, но каждый раз милиция оказывается неподготовленной к количеству гостей и проход на сектор (связанный с обыском) затягивается до перерыва. В Ростове нельзя вставать с места, нельзя кричать, нельзя махать флагами, нельзя проносить барабаны и проч.
Главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий как-то отметил, что «Россия - нефутбольная страна», на что Василий Березуцкий сказал следующее: "Слуцкий сказал, что Россия - не футбольная страна? Вы знаете, Россия – не спортивная страна. Возьмите любой вид спорта. Наверное, кроме только КХЛ. Я о посещаемости. Мы выиграли Олимпиаду по гандболу. И сколько ходит на матчи по этому виду спорта? Пять человек сидит. И мы говорим, что любим спорт? Нет, мы его не любим! Причём на волейбол, синхронное плавание, насколько я знаю, порой вообще не надо платить за билеты. Но люди всё равно не ходят! Значит, надо популяризировать спорт в России, не только футбол".
Я полностью согласна с данным высказыванием. Мне кажется, что это происходит, в большей степени, из-за того, что у людей есть возможность смотреть матчи по телевизору, интернету и в спортивных заведениях. А, возможно, оттого, что многие боятся приходить на спортивные трибуны из-за страха перед агрессивными фанатами.
Прежде чем пытаться решить данную проблему, необходимо разобраться, почему болельщики так себя ведут, изучить их психологию. А для того, чтобы подобных случаев было как можно меньше, необходимо с детства воспитывать болельщиков, призывать их к гуманности и соблюдению порядка.
Поведение болельщиков становится не просто фактом нарушения общественного порядка, а приобретает статус социальной проблемы. Очевидно, что причины агрессивного поведения кроются как в психологических факторах внешней среды, так и в собственной психологии людей, регулярно посещающих спортивные мероприятия.
Деятельность спортсмена обусловлена не только внутренними факторами достаточной подготовки и мотивации, но и оценкой наблюдающих за выступлением зрителей. Ожидание оценки приводит к эффекту социальной фасилитации, т.е. положительному либо отрицательному эффекту присутствия сторонних лиц. Происходящие в процессе соревнования события вызывают определенную эмоциональную реакцию болельщиков, и проявление этой реакции, в свою очередь, начинает влиять на ход соревнований. Таким образом, особенности психологии спортсмена и болельщика оказываются взаимосвязаны и обусловлены спецификой вида спорта. [1]
Принципиально различно также восприятие неигровых и игровых видов спорта. Когда на игровом поле или площадке в открытом соперничестве встречаются две команды, определяющим фактором оказывается наличие "мы чувства", ассоциирующего болельщика с одной из играющих команд и с другими болельщиками этой команды. Поэтому объединение болельщиков в группы происходит здесь легко и естественно. Образование некоей общности "мы" неизбежно сопровождается осознанием общности "они", откуда уже всего один шаг до открытых проявлений враждебности. Для болельщиков таких видов спорта значимой является потребность в принадлежности к группе, на удовлетворение которой и направлен интерес к спорту. [2]
Спорт позволяет фанатам отстраниться от их повседневной реальности, от давления социума за счет свободного самовыражения во время поддержки объекта и нападок на его противников.
Одна из теорий находит корни фанатской психологии в древних временах, когда люди жили малочисленными племенами, и воины, сражающиеся ради защиты всего племени, действительно были генетическими представителями своего народа.
Даже у не самых страстных болельщиков, спорт ухитряется вызывать психологические изменения, которые побуждают самые разные эмоции, такие как эйфория, уныние и стресс.
Некоторые исследователи также полагают, что эйфостресс (чувство эйфории и стресса одновременно) сродни наркотической зависимости и крайне опасен.
Психологи добавляют, что некоторые фанаты обретают чувство принадлежности и поддержки в спорте, которое они не могут найти в повседневной жизни.
Болельщики – неотъемлемая часть сферы спорта по следующим причинам:
→ Настоящий драматизм.
→ Интересно наблюдать за лучшими из лучших
→ Это эстетично
→Сублимация агрессии
→Недостаток ярких событий и острых впечатлений в собственной жизни, эскапизм.
Спорт связывает тебя с другими людьми.
→ На микроуровне: спорт объединяет семьи и друзей
→ На макроуровне: спорт рождает целую общность людей и связывает их между собой
Отличный пример единения людей и всеобщей эйфории — это празднование окончания войны.
Спорт дает нам возможность праздновать победы другого рода.
Смысл в том, что спорт создает схему "мы против них", которая позволяет людям стать частью коллективного "мы", которое может выиграть или проиграть, но будет чувствовать себя единым целым. В доисторические времена концепция "мы против всех" была намного более ощутима — сегодня же, особенно в больших странах, такого нет. Спорт — это искусственный способ привнести в нашу жизнь коллективное "мы". [1]
→ Спорт — это отличная возможность отстраниться от неприятных для тебя вещей.
С экономической точки зрения болельщики представляют огромный интерес для производителей самых разнообразных товаров и услуг, так как многие из них наблюдают за соревнованиями по эфирному и кабельному телевидению, выступают в качестве радиослушателей, потребляют спортивные услуги и информацию через мобильные телефоны и Интернет, а также посредством печатных СМИ.
Удовлетворяя потребности болельщиков в части предоставления спортивной информации и зрелищ, компании-производители параллельно решают и собственные экономические задачи по получению прибыли от рекламодателей. Вставляя в спортивные трансляции рекламные ролики и сообщения, электронные и печатные СМИ получают от рекламодателей соответствующую оплату, которая является финансовой основой их эффективного функционирования.
На потребности болельщиков живо откликаются производители спортивных товаров и услуг, спортивной символики и атрибутики. В соответствии с новейшими веяниями спортивной моды на рынок поставляются десятки тысяч клубных футболок и иной спортивной экипировки для болельщиков, издаются специальные книги и справочники, газеты и журналы. Запросы и вкусы болельщиков удовлетворяют спортивные радиостанции, телевизионные каналы, Интернет-ресурсы, фан-клубы.
Болельщики используют различные способы поддержки команд. Например, плакаты, речевки (кричалки) и прочее.
Также используются «файеры» - разговорное или сленговое название фальшфейера ((от нем. Falsch — фальшивый + Feuer — огонь) — пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной гильзы, наполненной горючим составом. Другие названия: факел-свечка, аварийная свечка, вспышка или свеча бедствия, сигнальная шашка). Чаще применяются в среде футбольных фанатов. Используются на ярких представлениях на стадионе (на сленге перфоманс) и вне стадионов. В большинстве стран фальшфейер запрещен к подобному применению.
Помимо различных массовых, стихийных кричалок и развернутых повсюду баннеров, существует более организованное и оформленное течение среди болельщиков под названием черлидинг.
Я провела опрос своих знакомых, большинство из которых являются студентами, с вопросом «Где вы болеете за любимых спортсменов?». Мною были представлены 3 ответа: на стадионе, в спортивном баре, дома. Поучаствовали в опросе 54 человека.
Результаты следующие:
Заключение
В конце мне хотелось бы отметить, что спортивные болельщики по-разному воплощают поддержку своей команды. Сегодня работа с болельщиками, безусловно, становится первоочередной задачей. Поэтому в России создано Всероссийское объединение болельщиков, целью которого является не только распространение билетов, но и организация творческой атмосферы вокруг футбола, а также выработка новой концепции безопасности.
Российская федерация спорта (РФС) планирует ввести систему лицензирования и аккредитации организаций и физических лиц, которые осуществляют работу с болельщиками. В РФС в ближайшее время появится специальный отдел по работе с болельщиками, это же должен будет сделать каждый клуб.
Концепция, которую собирается выработать РФС, включает в себя много вопросов. Это и инструкции по поведению как болельщиков, так и представителей правопорядка, их права и обязанности. Это и изменение законодательства: РФС предлагает ввести новую норму - запрет на посещение стадиона.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей. Согласно Конвенции договаривающиеся стороны обязуются сотрудничать между собой и независимыми спортивными организациями в предотвращении насилия и в контроле проблемы насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий.
В этих целях Конвенция предусматривает ряд мер, а именно: тесное сотрудничество между задействованными силами полиции; судебное преследование правонарушителей и применение соответствующих наказаний; строгий контроль за продажей билетов; ограничения продажи алкогольных напитков; соответствующее проектирование и строительство стадионов, предотвращающее насилие среди зрителей, позволяющее контролировать толпу и обеспечивать ее безопасность. Также из-за поведения болельщиков штрафуют команду.
Некоторые футболисты отмечают, что в последнее время болельщики ведут себя менее агрессивно:
Генеральный директор "Спартака" Сергей Шавло (советский футболист, мастер спорта международного класса (1979), бронзовый призёр Олимпиады-1980) : «В последнее время болельщики становятся более цивилизованными, стараются нас не подводить. Если уж они как-то проносят файеры, то не бросаются ими и кладут догорать под ноги».
Для того, чтобы на спортивных трибунах в будущем был порядок, болельщики были менее агрессивны, необходимо закладывать основы поведения на подобных мероприятиях еще с детства. А также показывать детям на собственном примере, как нужно действовать, и приводить в пример случаи того, как делать нельзя.
Я считаю, что уже в школьном возрасте следует водить детей на спортивные мероприятия. Необходимо развивать культуру спорта, привлекая молодежь если не в качестве спортсменов, то, хотя бы, в качестве болельщиков, тех, кто будет поддерживать активных участников. Тогда на трибунах будет больше народа, а спорт будет оставаться востребованной сферой жизни общества.
Также я думаю, что необходимо привлекать студентов для походов на матчи. Можно ввести в качестве обязательных заданий, например, по физической культуре (физ. воспитанию), посетить 2-3 спортивных события за учебный год, предоставить фотоснимки и отчет об этих мероприятиях (подобные задания у нас были по культурологии и истории, только в тех случаях мы посещали музеи, выставки и т.д., культурно развиваясь). Таким образом можно повысить посещаемость на матчах. Возможно, после таких заданий кому-то понравится такой род деятельности.
Еще хотелось бы предложить нашему Студенческому совету, Профкому или Отделу по молодежной политике сформировать группу болельщиков из студентов нашего института для поддержки спортсменов, выступающих на Кубке Ректора за ИЭФ.
Литература
Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2000. Психология спорта») / Под ред. А.А. Крылова. – СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 2000. – 269 с.
Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров – 2-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008 – 216 с.
Социология физической культуры и спорта: учебное пособие /
Л.И. Лубышева – М.: «Академия», 2001. –240 с.