Одна из важнейших проблем в управленческой деятельности руководителей сестринских служб – обеспечение высокого качества сестринской помощи. Преобразования в сестринском деле могут осуществляться на основе анализа современного состояния качества сестринской помощи и определения сильных и слабых сторон деятельности медсестер различных специальностей. В период реформирования отечественного здравоохранения и радикальных изменений в отношении сестринской деятельности, отсутствие четкого разделения границ профессионального участия врачебного и сестринского персонала затрудняет определение границ ответственности медицинских сестер, что не способствует выработке необходимых корректировочных мероприятий в системе управления качеством медицинской помощи. В связи с этим руководители сестринских служб должны проводить самостоятельные исследования и разрабатывать практические мероприятия. Достаточно сложно оценить насколько качество сестринской помощи повлияло на состояние здоровья пациента, в тоже время можно говорить о влиянии совершаемых средним медицинским персоналом ошибок на состояние здоровья пациента, если эти ошибки обнаружены. В настоящее время значительное количество лечебно-профилактических учреждений разрабатывает варианты методик оценки качества работы. Традиционный контроль качества работы медицинской сестры предполагает выявление свершившихся ошибок и их причин, организационных мероприятий по их устранению. Чаще применяются административные воздействия, что не является оптимальным. Поэтому создание системы управления качества медицинской помощи, эффективных методов контроля остается актуальным. Качество сестринской помощи определяется многими факторами, зависящими или независящими напрямую от медицинской сестры. В практической деятельности качество сестринской помощи оценивается по множеству критериев, важнейшими из которых являются: первичная (базовая) подготовка сестринского персонала; соответствие квалификации персонала уровню сложности, специфике работы по конкретной специальности; профпригодность; внешний вид; внимание медицинской сестры к пациентам, их семьям; личностные качества медицинской сестры; соблюдение этико-дентологических норм при работе с пациентами и в профессиональном коллективе; соблюдение правил техники безопасности; правильность оформления медицинской документации; своевременность выполнения назначений врача; своевременность оказания неотложной доврачебной помощи пациентам при возникновении у них острых состояний; соблюдение алгоритма деятельности при выполнении сестринских манипуляций, оказание неотложной помощи и др. Вывод: перспективы дальнейшего развития системы управления обеспечением качества сестринской помощи требуют разработки стандартов по всем номенклатурам специальностей в сестринском деле, обучения сестринского персонала методике коррекции и предупреждения отклонений от стандартов, создание групп качества в отделениях, участие в развитии инноваций в сестринском деле и новых сестринских технологий.
Список литературы:
-
Поройский С.В., Доника А.Д. Кафедра медицины катастроф Волгоградского государственного медицинского университета: вчера, сегодня, завтра. Медицина катастроф. 2016. № 2 (94). С. 48-53.
-
Булычева О.С., Доника А.Д., Чеканин И.М. Профессиональная подготовка медицинских кадров и специалистов Всероссийской службы медицины катастроф. Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 484.