НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: КЛАББИНГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: КЛАББИНГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Клаббинг (clubbing) – танцевальная тусовка. Само по это себе явление не новое. Как только зародились клубы, появился и он. В двух словах его смысл можно описать как «танцующие люди» или «клубные люди». Клаббинг не является ни видом танца, ни манерой поведения людей.

Клабберы (clubbers) – люди, которые разбираются в мире электронной музыки и являются частыми посетителями разных клубов. Часто они привлекают к себе внимание именно внешностью и танцевальными движениями. На самом деле это всего лишь внешняя сторона клаббинга. Настоящий «клубный человек» сочетает в себе все выше перечисленное.

Рассмотрим вышеперечисленные атрибуты «клабберов».

Танец

Не доверяй духовному вождю,

если он не умеет танцевать.

MrMiyagiКлубные танцы — это экспансивная дионисийская практика в том смысле, что она выводит людей за пределы повседневных социальных, чувственных и эмоциональных рамок. Следовательно, это есть форма познания: способ восприятия мира, бросающий вызов чувственным ограничениям, порождаемым габитусом и критическим вниманием окружающих. Это знание не испаряется, когда люди покидают клубное пространство, а становится особой осью в чувственной системе координат клабберов, эталоном, с которым можно сравнивать повседневные телесные практики. Если воспользоваться терминологией П. Бурдье, то можно сказать, что ограничительная природа будничных аполлонических практик перестает восприниматься как должное, а полученное благодаря таким практикам знание может быть перенесено на почву альтернативной чувственной деятельности. Это позволяет предположить, что люди накапливают полученное благодаря клаббингу чувственно-социальное знание и используют его для обострения других чувственных взаимодействий с миром.

МУЗЫКА

Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ницше

Для слушателя музыка всегда насыщена острыми чувственными и эмоциональными качествами. Клубная среда и прогресс музыкальных технологий усилили некоторые из этих качеств. Обволакивающие, заряжающие свойства баса, переход к ускоренным ритмам и воздействие наркотиков изменили чувственную систему координат, с опорой на которую клабберы воспринимают музыку. Она стала экстатической в том смысле, что получила способность служить основанием для радикального сдвига в ощущении людьми социального тела. Последнее получило доступ к субкультурным ритмам, которые отвергают западный взгляд на телесную дисциплину и контроль, ввергая людей в состояние исступления. Такое состояние может принимать две формы, одновременно являясь личным опытом глубокого погружения в ритм и уже скорее общественным опытом, порожденным эмоциональной силой музыки, которая настойчиво сплачивает людей.

Клубный опыт и музыка соединяются в памяти. Мелодии способны вызывать почти рефлекторный отклик, поскольку они тесно связаны с чувственной биографией клаббера. Они заново разжигают некоторую часть клубной страсти, напоминают о кинестетических и эмоциональных радостях клаббинга и так возвращают клабберу ощущение полноты жизни. Музыка существует как саундтрек удовольствия или чувства близости к людям, которые вместе хорошо проводят время и получают удовольствие. Она не дает забыться чувственному знанию клаббинга, являясь эмоциональным референтом, который может быть использован в любое время и вне клубной среды. Это важно, поскольку чувства запоминаются не так, как идеи. Память об эмоциональном содержании клаббинга может со временем стереться из тела. Музыка способна повернуть вспять это течение чувств, и они вернутся, пусть и в несколько смягченном варианте.

ОДЕЖДА

Истинно модные стоят выше моды. Сесил Битон

Особенности одежды часто интерпретируют как культурные символы, однако в клубах подобные словесные структуры расплываются и нередко замещаются более точной и эмоционально окрашенной лексикой. Одежда может делать людей соблазнительными, открытыми, желанными, аппетитными, шикарными, холодными, сексуальными, игривыми, веселыми, изящными, страстными, незаметными, эксцентричными и красивыми. Эти термины отражают непосредственный эмоциональный и чувственный отклик на созданный кем-либо образ. Данный отклик в потоке настоящего устраняет дистанцию наблюдения, наличия которой требует символический анализ. Такая реакция на костюм убедительна в силу своей непосредственности; она проносится сквозь вас, направляет ваш взгляд, пробуждает эмоции притяжения или отталкивания. Я видел, как яркие образы одновременно возбуждали и тревожили людей.

Использование такой одежды требует некоторой смелости, но есть множество клубов, где люди могут набраться уверенности в себе, оставаясь в сравнительно безопасной среде. Важно не только то, какой наряд вы носите, но и то, как вы его носите, поскольку он становится продолжением вашей плоти. Манера держаться должна сочетаться с вашей одеждой. Вы должны чувствовать ее по-настоящему своей, но при этом вещи способны трансформировать вас, подчеркивая различные стороны вашей личности. Предметы одежды могут быть сексуальными, забавными, причудливыми, шикарными, красочными или комфортными, шуточными или серьезными. В любом случае они должны доставлять людям удовольствие, а в клубах еще и разжигать в них желание веселиться, и это ощущение глубоко укореняется в человеческом теле.

Все выше написанное было написано клабберами, что же по этому поводу думают психологи…

Проблема изучения аддикций ( от английского «addictive» «зависимый»), к сожалению, является одной из самых важных, острых и сложных социально-психологических проблем современной России. Анализ ситуации с заболеваемостью, рост уровня склонности к той или иной зависимости позволяет некоторым специалистам сделать вывод о том, что эпидемия аддиктивного (зависимого) поведения идет по восходящей линии и достигла критического уровня. Вместе с тем на современной информационной стадии развития, общество и технологии достигли такого уровня, когда ряд ученых говорят об изменении социальных условий существования.

Исследователи Н. Сандберг, А. Уаинбергер и Д. Таплин [7] прогнозируют дальнейшее нарастание сложности существования как следствие увеличения доступа к информации и информационной перегрузки, «сдвиг убеждений» и упадок традиций. Трансформация самосознания сопровождается обесцениванием многих устоявшихся идентификационных категорий. Данное явление получило название кризис социальной идентичности [6, 10]. В молодежной среде кризис социальной идентичности приобретает особую, усугубленную выраженность, обусловленную двумя аспектами. Во-первых, психологическими особенностями самого студенческого возраста, его многогранностью и сложностью становления личностных черт [7]. Максимализм суждений; эгоцентризм; критичность к мнению взрослых; стремление к утверждению своей независимости, оригинальности; повышенная внушаемость; конформизм по отношению к сверстникам; высокий уровень склонности к той или иной аддикции [5]; пик интеллектуальных и познавательных возможностей; время принятия ответственных решений (выбор профессии, спутника жизни, становление мировоззрения). Во-вторых, высокими требованиями, предъявляемыми современной социальной действительностью к индивиду: пропаганда индивидуализации, повышенная информационная нагрузка, плюрализм мнений, экономический и духовный кризис, многообразие идеологических установок приводят к дезорганизации молодежи в выборе ценностей, целей, взглядов и отношений к окружающей действительности.

В результате, в последнее время наблюдается расцвет различных формальных и неформальных молодежных объединений («фрики», «скинхеды», «Мы», «диггеры», «толкинисты», «ЭМО», «готы», др.) [4], каждое из которых предлагает собственные мировоззренческие установки и ценностно-мотивационные ориентиры. Появление данных молодежных объединений является закономерным явлением, отражающим изменение социально-экономического положения молодежи. В сложившемся многообразии молодежных субкультур малоизученным остается контингент молодежи, именуемой «клабберы».

Термин «клаббер» появился в 80-е годы в США по отношению к рейверам. «Клаббер» происходит от английского слова «clubber»: club (клуб) + er (производный суффикс в английском языке, традиционно используемый при образовании про- фессий). В России понятие «клаббер» появилось недавно. В научном употреблении термин «клаббер» до настоящего момента выявлен не был.

Понятие «клаббер» может быть прояснено с помощью исследования его в понятийном плане. Если рассмотреть интерпретации понятия «клаббер» в молодежной среде, то преобладает формально количественный подход: 40 из 60 студентов связали понятие «клаббер» с частотой посещения клуба («Человек, который часто ходит в клубы», «Клубный человек, который постоянно посещает клубы») и 33 – с пристрастием к клубу («Человек, любящий клубную жизнь», «Человек, который любит тусовки, музыку и ночную жизнь»). Однако на специализированных сайтах клабберов мы видим, что клаббер не только тот, кто часто ходит в клубы, но и носитель определенной субкультуры. Среди контекстного анализа сайтов клабберов можно выделить следующие характерные высказывания: «Клаббер – это образ жизни», «Люди, которые живут клубной индустрией, признак элитарности», «Клуб – второй дом», «Клаббер придерживается определенного стиля одежды, имеет сформированные музыкальные предпочтения, умеет хорошо двигаться. «Образ и смысл жизни», «Клабберы ценят клуб за энергетику», «Считают себя клаббером не по каким-то нормам, понятиям или убеждениям, а по своему внутреннему состоянию...».

При описании понятия респонденты часто используют и терминологию данной субкультуры (слэнг), например: «зависает», «тусит», «тусовщик», «клубник».

Контент-анализ определений показывает, что одним из часто используемых конструктов является конструкт «жизнь» и его производные. Это указывает на задействование базовых ценностных и мотивационных структур личности клаббера. То есть клаббинг, как явление молодежной субкультуры, перестраивает иерархию ценностно-мотивационных диспозиций. Принципиальным, является рассмотрение «клаббинга» как формы зависимости, наряду с общепризнанными зависимостями (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, гэмблинг), в том числе социально одобряемыми поведенческими зависимостями: трудоголизм, спортивная аддикция, аддикция отношений, аддикция к трате денег, религиозная аддикция [5, 7]. Клаббинг выражает зависимость от определенных условий существования, которые могут быть получены и реализованы в условиях клубной жизни. Однако до сих пор остаются неизученными личностные особенности клаббера, интерперсональные отношения клабберов в своей специфической социальной группе и взаимоотношения с социумом (окружением), ценностно- мотивационная сфера клаббера.

Возможно клаббинг, следует рассматривать, как одну из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством постоянной фиксации на «клубной жизни» с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Клаббинг – патологическая склонность к клубной жизни, которая заключается в частых повторных участиях в клубной жизни, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания в этих сферах.

Клаббинг как феномен молодежной культуры относится к социально одобряемым формам нехимических зависимостей и представляет собой разновидность ухода от реальности, зависимость от клубной жизни, клубной культуры, клубного образа жизни.

Клаббинг – это сильное влечение, т.е. пристрастие субъекта к ведению праздного образа жизни (клубной жизни).

Таким образом, без комплексного исследования клаббинга как феномена молодежной субкультуры невозможно содействовать успешной социально психологической адаптации данного контингента к социуму, их профессиональному становлению, а также противостоять алкоголизации и наркотизации в молодежной среде.

Литература:

1. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. С. 8-15.

2. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. – С.111- 113.

3. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. М.: «Смысл», 2002, С.166-216.

4. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Изд-во

«Институт социологии РАН», 2000. – 345с.

5. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В.Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007. – 768с.

6. Сандберг Н., Уайнбергер А., Таплин Дж. Клиническая психология. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. -345с.

7. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М..: Когито-Центр, 2006. – 367 с.

Просмотров работы: 1460