Наибольшее волнение вызывает факт воздействия Интернета на молодое поколение. Информация является главным богатством современного общества. Под влиянием глобализации, системной открытости возникают новые ценности и приоритеты, меняются стандарты поведения, речи, исторически используемые обществом в повседневной деятельности. Наиболее динамичной средой и мобильной частью социума, которая быстро реагирует на все происходящие изменения, является современная молодежь.
Сегодня формируется новое информационное общество, в котором большую роль играют новые информационные технологии. Информация и информационные процессы выдвигаются на первый план во всех сферах жизнедеятельности, особенно в сфере образования. Современный учебно-воспитательный процесс немыслим без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих качество образования, эффективность образовательного процесса. Так, интернет на сегодняшний день оказывает огромное влияние на социальные процессы, в том числе и на учебно-познавательный процесс. Глобальное информационное пространство дает каждому человеку возможность реализовать себя в той или иной сфере общественного устройства, делиться опытом и получать информацию посредством всевозможных чатов, блогов, сайтов, организующих общение людей с определёнными интересами. Большое значение имеет и литература в интернете, поскольку доступность любого произведения, позволяет удовлетворить когнитивные потребности общества. Благодаря данным ресурсам можно сделать эффективным и учебно-воспитательный процесс. Для педагогов открываются безграничные возможности в поисках нужной информации: через общение с коллегами можно найти оптимальный вариант общения и обучения своих учеников, определить наиболее действенные методы и приёмы достижения наивысших результатов в своей деятельности
Информационная культура выступает одновременно и необходимым эффективным фактором в освоении человеком культурной реальности, овладении всем тем богатством, которое выработало человечество, и самой реальностью, ценностью, появившейся в результате культурно-созидающей деятельности, и атрибутом непосредственного культурного бытия, личностных проявлений (поведения, различных форм общения и т. п.).
Если рассматривать понятие информационной культуры более широко (выходя за пределы компьютеризации), то следует признать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в околокомпьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире.
Активное внедрение во все сферы деятельности человека новых информационно-коммуникационных технологий требует решения проблемы подготовки специалистов художественного профиля (культурологов, музыкантов, хореографов, вокалистов, режиссеров), способных эффективно работать в условиях становления информационного общества, когда информация, знания становятся важным ресурсом, а также подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития. В этой связи непременным признаком высокого профессионализма будущего специалиста выступает информационная культура.
Потребность в информационной культуре, в потреблении её продуктов постоянно растет. Готовя студентов к будущей трудовой деятельности, специалисты учреждения профессионального образования должны учитывать эту общемировую тенденцию. Современная информационная культура разных учреждений профессионального образования отличается сложностью, разнообразием. Это определяется расположением организации по отношению к информационным центрам, доступностью интернет-ресурсов для большего количества пользователей (студентов, педагогов), перемещением реальных мероприятий в виртуальные (научно-методические и — практические конференции), повышением количества студентов, охваченных дистанционным образованием (это позволяет получать образование людям, проживающим в местах, где отсутствуют учреждения профессионального образования). Современная информационная культура характеризуется увеличением количества и качества информационно-электронных взаимодействий в единицу времени (и этот показатель будет все больше нарастать), осуществляемых с помощью интернет и мультемедийных технологий. Точки роста и развития информационной культуры учреждения профессионального образования расположены в наиболее информационно-насыщенных местах, имея концепцию формирования таковой среды, возможно, последовательно действовать в данном направлении, определяя стратегические и тактические приоритеты, достигая обозначенной цели.
Таким образом, вложение материальных средств, покупка оборудования, совместно с организационным, интеллектуальным (концептуальным, программным) обеспечением формирования информационной культуры учреждения профессионального образования обречено на успех.
Литература:
1. Брановский Ю., Беляева А. Работа в информационной среде // Высшее образование в России. - 2002. - № 1. – С. 81 - 87.
2. Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальности формирования технологической культуры личности на современном этапе развития общества // Научно-методический журнал Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Выпуск 6, Тамбов 2000. С.36-40.
3. Минкина В. Информационная культура и способность к рефлексии // Высшее образование в России. 1995. № 4
4. Романова Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. С-Пб. Изд-во Санкт-Петербургского университета. 1992. 165 с.