ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ТАНЦАМИ

Буслаева Е.А. 1
1Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема личностной самооценки очень актуальна, так как каждый человек оценивает себя совершенно по-разному. На протяжении всей жизни самооценка играет важную роль при становлении своего «Я» в обществе.Выход в самостоятельную жизнь начинается с реализации личных жизненных планов. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а профессиональным. Молодые люди приобретают материальную независимость, обзаводятся собственными семьями. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности и индивидуальности.

По мнению Слободчикова В.И. и Исаева Е.И. студенческий возраст совпадает со ступенью индивидуализации, которая представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоз­зрения, с определением своей самобытности и уникальности. [6]

С целью развития личности и индивидуальности студент включается в различные виды деятельности: учебно-профессиональная, научная, исследовательская, проектная, социально-значимая, творческая и др. Творческая деятельность человека - это духовно-материальная практика, ориентированная на создание оригинальных, не существовавших ранее культурных ценностей, открытие новых закономерностей.[1] Творческая деятельность является благодатной почвой для развития талантов и способностей. Творческая активность и четкие цели укрепляют уверенность в себе, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья.

Творческая деятельность играет важнейшую роль в становлении личностной самооценки студента. В рамках творческой деятельности осуществляется процесс самореализации, развитие профессионально-важных качеств, поиска единомышленников, повышается личностная самооценка [5]. Успех личностной самооценки, в свою очередь, во многом определяется взаимоотношениями между студентами в группе, на факультете, в университете. Формирование уверенности в себе, творческого потенциала, становление своей личности и индивидуальности в студенческом возрасте является актуальным направлением работы психологической службы ВУЗ.

Проблема личностной самооценки, самореализации, творческой деятельности привлекала внимание многих исследователей: Ананьев Б.Г., Андреев В.И., Богоявленская Р.М., Грановская Д.Б., Исаев Е.И, Кан-Калик В.Я., Кичук Н.В., Кузьмин Н.В., Слободчиков В.И., Столин В.В., Сысоева С.О., Пантелеева С.Р. и других.

Важным видом художественной деятельности является танец. Танец – ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец отражает потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела.

Актуальным является изучение особенностей личностной самооценки студентов в процессе занятия танцами, оперативное оценивание самочувствия, активности, настроения студентов, изучение самооценки творческого потенциала, диагностика мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Исследование проводилось на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, в досуговом центре. В исследовании приняли участие 20 студентов разных факультетов 1 – 4 курсов, участников танцевального коллектива «Калинка».

Для изучения личностной самооценки студентов в процессе занятия танцами нами были использованы следующие психодиагностические методики:

  1. Методика «Самооценка творческого потенциала личности» (Н.П. Фетискин);

  2. Методика диагностики личности на мотивацию к достижению успеха (Т. Элерс);

  3. Методика «САН – самочувствие, активность, настроение» (Р.С. Немов);

  4. Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора».

Анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. Для большинства студентов характерен средний уровень самооценки творческого потенциала (90%). 10% испытуемых показали высокий уровень творческого потенциала. У этих людей быстрее остальных возникают творческие идеи, постановки. Они лучше других выполняют необычные, креативные задания. Низкого уровня самооценки творческого потенциала выявлено не было.

  2. Для 35% характерен очень высокий уровень мотивации к достижению успеха. Для 45% испытуемых характерен высокий уровень. 15% студентов показали средний уровень, а 5% - низкий. Такие результаты свидетельствуют о том, что в группе испытуемых находятся студенты с разнообразным уровнем мотивации к успеху.

  3. У 55% студентов преобладает благоприятное состояние. Их настроение, самочувствие и активность могут изменяться в течение дня. Высокий уровень самочувствия выявлен у 45 % участников коллектива. Такие люди чувствуют себя отлично на протяжении всего дня. Им комфортно находиться в коллективе среди своих сокурсников и знакомых.

  4. Для большинства участников коллектива характерен высокий уровень сплоченности (80%). Уровень выше среднего характерен для 20% испытуемых. Низкого уровня, ниже среднего и среднего выявлено не было. Общий индекс групповой сплоченности составляет 16,6. Уровень групповой сплоченности высокий.

Итоги проведенного диагностического исследования уровня личностной самооценки в процессе занятий танцами показали высокий уровень и уровень выше среднего. Это говорит о том, что уровень личностной самооценки студентов в условиях танцевального коллектива благополучен (кроме одного студента, результат которого является средним).

На основании результатов проведенного диагностического исследования была разработана программа, направленная на развитие и повышение самооценки студентов в процессе занятий танцами.

Цель программы:раскрытие творческой личности студента посредством занятий в творческом коллективе.

Задачи программы:

  1. поднять личностную самооценку студентов в процессе занятий танцами;

  2. развить танцевальные, творческие, эстетические взгляды студентов к искусству танца;

  3. создать благоприятные условия для социализации личности студента;

  4. организовать активный позитивный досуг студентов.

Программа рассчитана на студентов от 17 до 21 года. При этом учитывается возможность обучения танцам людей, ранее не получавших танцевальной подготовки.

Продолжительность программы - 8 занятий.

Длительность занятия:60 - 90 минут.

Ресурсное обеспечение программы предусматривает:наличие танцевального зала, зеркал, полового покрытия, музыкальной аппаратуры.

Методы реализации программы:танцевальная терапия; диалоговые методы (беседы, дискуссии), метод рефлексии.

Формы работы в программе:коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

В таблицах 1 и 2 представлена программа, направленная на развитие и повышение самооценки студентов в процессе занятий танцами.

Таблица 1

Содержание этапов программы

Название этапа

Характеристика

Вводный этап

Сбор участников коллектива; планирование деятельности; пробное занятие (показ и разучивание несложных связных движений); разработка планов занятий с элементами танцевальной терапии; мероприятия по сплочению коллектива (общие коллективные сборы, анкетирование)

Основной этап

Реализация танцевальной программы; реализация программы с элементами танцедвигательной терапии; участие в мероприятиях ВУЗа, танцевальных конкурсах; участие в волонтерской деятельности; проведение мастер-классов по танцам и танцедвигательной терапии для детей и молодежи различных категорий; организация и проведение флешмобов по актуальным вопросам молодежной политики

Заключительный этап

Оценка эффективности программы (какой вид работы и стиль танца привлек больше всего); перспективы развития

Таблица 2

Занятия и процесс их проведения

Номер занятия

Процесс проведения

Время

Занятие 1

«Знакомство»

Вводная часть

Приветствие; знакомство; правила техники безопасности. Упражнение «Имя, качество, движение»

60 минут

Основная часть

Разминка; растяжка; связь музыки и танца; упражнение «Пересядьте те, кто…»

Заключительная часть

Значение разминки для подготовки к тренировке; упражнение «Танец отдельных частей тела»

Занятие 2 «Понятие о современной хореографии»»

Вводная часть

Приветствие; разминка; знакомство с понятием «Современная хореография»

60 минут

Основная часть

Изучение базовых элементов танца; работа над танцем; подготовка к выступлению

Заключительная часть

Повторение танцевальных элементов; упражнение «Отображение»

Занятие 3

«Что такое стиль в танце»

Вводная часть

Приветствие; разминка; обсуждение концепции постановки номера

90 минут

 

Основная часть

Разучивание танцевальных элементов номера; повторение под музыку; работа по группам; обсуждение предстоящих мероприятий

 

Заключительная часть

Упражнение «Свободный танец»; упражнения на расслабление всех групп мышц

Занятие 4

«Групповая работа»

Вводная часть

Приветствие; разминка; растяжка

90 минут

Основная часть

Техника выполнения сложных элементов и связок танца; разбор движений; повторение; работа в группах, упражнение «Имя и эпитет»

Заключительная часть

Работа в парах; проверка усвоенного материала занятия у каждой группы, упражнение «Как я себя чувствую»

Занятие 5

«Индивидуальная работа»

Вводная часть

Приветствие; разминка; обсуждение предстоящего выступления

90 минут

Основная часть

Расстановка рисунков танца; разучивание недостающих танцевальных движений; индивидуальная работа каждого участника коллектива, упражнение «Свободный танец»

Заключительная часть

Проверка изученных движений; упражнение «Квадрат»

Занятие 6

«Наше тело может все»

Вводная часть

Приветствие; разминка

 

Основная часть

Повторение ранее изученных движений; коллективная работа (повторение движений под выбранную музыку с постановкой рисунков); разучивание групповых движений номера; Индивидуальная работа с участниками коллектива, имеющими акробатические умения;

90 минут

Заключительная часть

Упражнение «Ведущий и ведомые»

Занятие 7

«Последний рывок»

Вводная часть

Приветствие; разминка; растяжка

90 минут

Основная часть

Соединение выученных ранее связок и движений в танец, упражнение «Танец-хоровод»

Заключительная часть

Обсуждение костюмов для выступления; групповое и коллективное повторение танца, упражнение «Никто не знает, что я…»

Занятие 8

«Танец – это мы»

Вводная часть

Приветствие; разминка; растяжка

90 минут

Основная часть

Проба места выступления; расстановка участников коллектива на сцене; исполнение танца; разбор ошибок; обсуждение костюмов для выступления

Заключительная часть

Повторение танцевального номера; беседа для создания в коллективе благоприятной психологической атмосферы; Тест на самооценку, Упражнение «Все со всеми».

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Практическая психология. Творчество в развитии индивидуальности. – М: Дидактика Плюс, 2011. – 384 с.

  2. Белова О. В. Общая психодиагностика. – М: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2006. – 183 с.

  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2010. – 384с.

  4. Молчанова О. Самооценка. Теоретические Проблемы и эмпирические исследования. – М: Флинта, 2010. – 341с.

  5. Сайдаматов Ф.Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки. Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 374-375.

  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная Пресса, 2013. — 416 с.

  7. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология. Движение. Воображение. - М: Коголет , 2009. – 292 с.

  1. Чернецова Н. Самооценка личностных достижений студентов. – М: Изд. «Прометей». 2015. - 108 с.

Просмотров работы: 424