РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задорожная И.А. 1, Гупалова Н.М. 1
1Ставропольский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Она является волшебной шкатулкой, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Без сохранения следов воздействовавших раздражителей каждое ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. Человек перестал бы ориентироваться в окружающей среде.

На сегодняшний день проблема памяти является одной из актуальных проблем психологической науки. Она нашла свое отражение в трудах известных психологов, философов и физиологов. Изучением развития памяти занимались такие ученые, как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Самохвалова, П.И. Зинченко, Д.А. Кирквуд, Т. Рибо, С.Г. Бархатова.

Младшему школьному возрасту принадлежит очень важная роль в общем развитии памяти. Важнейшей особенностью данного возраста является становление новой системы психических функций, в центре которой стоит память. Мыслить для младшего школьника, значит вспомнить, опираться на свой прежний опыт или видоизменить его.

Память младших школьников более сознательна и организована, по сравнению с памятью дошкольников. В младшем школьном возрасте более развита наглядно-образная память, нежели смысловая. Дети лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с тем, что во время обучения в начальных классах дается много конкретного, фактического материала, что способствует развитию наглядной, образной памяти.

Изучая особенности памяти детей младшего и среднего школьного возраста, А.А. Смирнов пришел к выводу, что с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации. Вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. По мнению автора это связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

В младшем дошкольном возрасте одной из главных характеристик памяти является неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников имеется потребность в дословном запоминании, что связано с недостаточным развитием речи. Учителя, родители должны поощрять смысловое запоминание и бороться с неосмысленным запоминанием. Следует также отметить некритичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняются случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые годы обучения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью. В начальной школе необходимо развивать логическую память. Это поможет подготовить ребенка к обучению в среднем звене. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления.

В психологической литературе описаны многочисленные мнемические приемы, которые существенно повышают продуктивность логической памяти младших школьников. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике, является основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей.

Обучение мнемическим действиям должно проходить через два этапа: на первом детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, на втором – научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы. Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

Таким образом, учителю необходимо особое внимание уделять тому, чтобы младшие школьники научились правильно и осмысленно запоминать учебный материал. Надо систематически знакомить учащихся с приёмами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами их найдут. А родителям, стремясь развить память своего ребёнка, надо иметь в виду: независимо от того, хорошая или плохая у ребёнка память, её нужно развивать.

Список литературы:

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.

2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.

4. Основы психологии: Практикум/Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

Просмотров работы: 1799