ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Василий Григорьевич Перов — не просто один из крупнейших художников второй половины XIX века. Это фигура этапная, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства.

Учился Василий Григорьевич в Арзамасской школе живописи и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве и Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В картинах В.Г. Перова идейный замысел раскрывается посредством глубокого проникновения в психологию и душевное состояние простых людей, в сущность переживаемой ими жизненной драмы. Картины приобретают большую образную и пластическую цельность. Окружение, пейзаж как бы связываются единым настроением с действующими лицами. В колорите картин в этот период совершается дальнейший переход от локальной интенсивной цветности к мягким сочетаниям соседствующих (близлежащих) цветов.

В творчестве Перова есть период, когда мастер избегает острых социальных сцен. И он обращается к жизни простой, обычной, знакомой. В ряду этих работ самой знакомой является именно картина "Охотники на привале". В центре композиции три охотника, очень разные, но каждый из них по своему интересен и содержателен. Внимание двоих слушателей привлек страстный и увлекательный рассказ старшего, опытного охотника. В его позе, мимике, глазах святая вера в "истинность" истории, которую он решил поведать своим товарищам. Слушатели же относятся к рассказу по-разному. Молодой охотник жадно впитывает каждое слово своего опытного товарища, третий участник - мужчина средних лет - настроен скептически, каждое слово рассказчика он подвергает сомнению. Если внимательно рассмотреть предложенную автором композицию, то идея становится ясной. Художник показал некий жизненный цикл: молодость, жадно познающая мир, впитывающая его с верой в чудо; затем наступает зрелость и опыт, когда ничего уже на веру не принимается и подвергается сомнению; зрелость сменяется старостью, живущую воспоминаниями, постоянно впадающую в идеализацию прошлого. За простой и ясной работой глубокое содержание, философское, непростое. Критики отмечали убогость и напряжение, которые отличают окружающий пейзаж. Тревожное небо, летящие птицы, блеклая трава - все говорит об осени, засыпании, предчувствии зимы. Почему же художник выбрал столь мрачный пейзаж для обрамления своей картины? Скорее всего, для автора было важно сконцентрировать внимание зрителя на центральных фигурах картины, фон не должен отвлекать от главного в работе. Герои картины - реальные люди, друзья художника, послужившие прототипами охотников. Как известно, и сам автор любил охоту. Поэтому каждая деталь картины написана со знанием дела. В левом нижнем углу картины мы видим восхитительный охотничий натюрморт, который, с одной стороны органично вписывается в общую композицию, с другой стороны, вполне может быть выделен в отдельную работу, написанную с недюжинным мастерством и реалистичностью. Свет в картине концентрируется на лицах и руках героев. Этот старый прием, времен эпохи Возрождения, позволяет художнику полнее раскрыть внутренний мир своих моделей. Все охотники явно довольны результатами охоты, чему свидетельствуют трофеи, изображенные тут же. Художник изобразил людей разного социального происхождения, но всех их объединила охота, заставила забыть о жизненных реалиях и полностью отдаться древнейшему промыслу.

Картина “Птицелов” создана Василием Перовым в 1870 году. На холсте изображена сцена из жизни ловца птиц, пожилого старика, и его помощника, мальчика-подростка. Действие происходит на опушке густого леса. Старик лежит на траве в теплых золотистых лучах восходящего солнца и терпеливо ожидает, приманивая птиц в расставленные силки при помощи специального манка-дудки.

Рядом с пожилым ловцом, затаившись за деревом, присел мальчик, который внимательно следит за всем происходящим, заготовив клетку для пойманной птицы. В картине можно увидеть стремление человека “поймать” свою птицу счастья и поделиться навыками с подрастающим поколением.

Как и большинство других холстов В.Г. Перова, “Птицелов” обращает на себя внимание непревзойденными по качеству прорисовками мельчайших элементов сцены из жизни и высоким реализмом описанного действия.

Отдельно следует отметить на изображении мастером лиц главных действующих лиц, их мимику. Великое мастерство Перова здесь просматривается в истинном знании психологии простого человека и умения показать на холсте при помощи красок все его мысли и чувства. Именно за это творение жанровой живописи художник получил звание профессора.

Картина В. Г. Перова «Рыболов» была написана художником в 1871 году. Она интересна тем, что детально отображает процесс древнего промысла, дошедшего до наших дней – рыболовства. Картина написана удивительно живыми и яркими красками, создавая ощущение реалистичности изображённой рыбной ловли. Сюжет для своего произведения мастер выбрал не случайно, ведь он сам нередко увлекался рыбной ловлей и, как никто другой, разбирался в психологии этого процесса. Помимо этого, Перов часто любил изображать в своих творениях быт и нравы простых людей, что переплетается воедино в данном сюжете. Композиция произведения состоит из нескольких мысленно выделенных частей: образа пожилого рыболова в шляпе, рыбацкого места с множеством необходимых для ловли рыбы атрибутов и образа другого рыбака, сидящего неподалёку за холмом. Глядя на фигуру опрятно одетого рыболова с ярким, повязанным на шёю, платком и блестящими сапогами, возникает лёгкое недоумение: автор изобразил на картине не крестьянина или рабочего, а довольно обеспеченного пожилого человека, который всецело отдался любимому увлечению. Он внимательно вглядывается в утреннюю озёрную гладь с медленно плывущим по ней поплавком. Поражает изображенное художником обилие рыбацких снастей, качество их прорисовки и логика расположения – всё размещено рыболовом так, чтобы в случае необходимости можно было быстро взять нужный предмет, просто протянув руку. На заднем плане художник изобразил другого рыболова, который скрупулёзно надевает на крючок червяка в надежде поймать большую рыбу. Чуть выше, на холме, на фоне безоблачного утреннего неба, купаясь в лучах восходящего солнца, красуются молодые берёзки. В творчестве В. Перова сюжет картины указывает на гармонию человека и природы, стремление к тихому наслаждению этим единением. Все персонажи его произведений полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной, для русской портретной традиции тех лет, напряженностью духовной жизни, а иногда и на грани мучительного трагизма.

Список литературы:

  1. «В.Г. Перов» http://www.artsait.ru/

[Последнее посещение 23.12.2016]

  1. «Творчество В.Г. Перова» http://www.tphv-history.ru/

[Последнее посещение 23.12.2016]

  1. «Картины В.Г. Перова» http://www.art-portrets.ru/

[Последнее посещение 23.12.2016]

  1. «Жизнь и творчество В.Г. Перова» http://smallbay.ru/

[Последнее посещение 23.12.2016]

  1. «Галерея художника В.Г. Перова» http://muzei-mira.com/

[Последнее посещение 23.12.2016]

Просмотров работы: 326