ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Свинарева О.В. 1, Колосков Н.В. 1
1Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка сотрудников для ОВД в системе высшего образования МВД России во многом обусловлена качеством организации адаптационного периода курсантов к образовательному процессу. Генезис научного изучения феномена «адаптация курсантов к образовательному процессу образовательных организаций МВД России» показал его недостаточную проработанность именно на педагогическом уровне.

В широком гуманитарном смысле адаптация трактуется как междисциплинарное явление, особая форма отражения системами воздействий внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия. Такое равновесие обеспечивает гармоничное соотношение системы с ее внутренней и внешней средой и развитие данной системы. Вместе с тем для образовательного процесса, развития личности, как отмечается апологетами гуманистической педагогики, большое значение имеет не только идентификация, но отчуждение личности как условие творческой, самостоятельной деятельности [3].

В настоящее время отсутствует целостная теория адаптации. Более того, ведутся споры относительно правомерности разделения адаптации на виды [1]. Мы придерживаемся позиции, не отвергающей доктрину целостности адаптации, но подчеркивающей важность признания видов адаптации: биологической, социальной, психологической, педагогической и др.

Полиморфность адаптации как явления и процесса, связанных с жизнедеятельностью человека, обратила нас к необходимости раскрыть адаптационные ресурсы смежных с педагогикой наук. Так, в философском знании в контексте проблемы адаптации личности к обществу подчеркивается роль нравственной свободы, ответственности, самореализации, созидания личности (исторический материализм, экзистенциализм, светский гуманизм). Тогда как постмодернизм навязывает современному человеку деструктивные, нигилистические, пессимистические взгляды, что ведет к его дезадаптации в социуме, мире.

Биологический, психоаналитический, бихевиоральный, когнитивный, гуманистический, логотерапевтический, культурно-исторический, деятельностный подходы в психологии вносят свои нюансы в раскрытие сущности адаптации, подчеркивая ее многогранность как явления, процесса, обогащая педагогическое знание пониманием индивидуальных аспектов адаптации, ее ведущей роли во взаимоотношениях субъектов.

Ключевой психологической идеей для нас стало понимание того, что адаптация – это момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм (нравственных, учебных и т.д.) и овладение приемами и средствами деятельности и реальной возможности реализации собственной активности. Социально-психологическое, социологическое, культурологическое рассмотрение адаптации расширят педагогические представления о конструктивном взаимодействии, разрешении конфликтов, самореализации личности в гармонии с социальной средой [2].

Ретроспективный анализ педагогической литературы раскрыл сходство причин длительной несформированности адаптации к образовательному процессу у обучающихся в системе высшего образования ведомственных и вневедомственных организаций в целом, это: дефицит необходимых учебных навыков, недостаточная мотивация к выбранной профессии, сложности в коммуникации, страх перед экзаменами и проч. В образовательных организациях (далее – ОО) силовых ведомств (Министерства обороны РФ, МВД России, ФСИН России, МЧС России) адаптация курсантов отягощается нормированным регламентом служебной деятельности, закрытой средой, уставными отношениями и др. Сравнительный анализ статистических показателей, отраженных в научных исследованиях данного направления, выявил стабильно низкий уровень адаптации курсантов первых курсов к образовательному процессу (как и студентов) [4].

В научной литературе представлен широкий перечень вариаций сроков адаптации курсантов и студентов к образовательному процессу: от полугода до трех-пяти лет; предложены адаптационны этапы: подготовительный, первичной адаптации, стабилизирующий, постадаптационный. Ведущими критериями педагогической адаптации курсантов к образовательному процессу преимущественно выделяются: учебная успеваемость курсантов, их интеллектуальный и личностный потенциал, социально-психологический статус и их динамика в процессе обучения; учебная и внеучебная, служебная деятельность.

Важную роль в эффективности адаптации обучаемых к образовательному процессу играет педагогическое сопровождение данного процесса. Изучение данного феномена показало его актуальность в педагогической науке, современном обществе в связи с его значительным гуманистическим, демократическим потенциалом, но в то ж время недостаточную проработанность в сфере высшего образования (далее – ВО) МВД России. В это же время, вопрос педагогического сопровождения студентов в период адаптации к образовательному процессу исследован более глубоко и всесторонне (хотя фиксируются факты непреднамеренного «соскальзывания» исследователя в психологическую плоскость), а проблема адаптации курсантов – фрагментарно. Это говорит о начальном этапе научного изучения педагогической адаптации курсантов в системе ВО, в том числе в системе МВД России. В педагогической адаптации курсантов к образовательному процессу выделяем четыре продуктивных вида адаптации к: 1) служебной деятельности; 2) учебной деятельности; 3) воспитательной деятельности; 4) квазипрофессиональной деятельности.

Обобщение теоретического материала позволило определить: педагогическое сопровождение курсантов в период адаптации целесообразно трактовать: 1) в широком, объективном, смысле – как подсистему образовательной системы ОО ВО, в контексте которой реализуются актуальные и оптимальные адаптационные педагогические условия; 2) в узком, субъективном, смысле – как фасилитацию, поддержку (непосредственную помогающую деятельность педагога - преподавателя, курсового офицера и др.).

Для раскрытия адаптационного потенциала современного педагогического сопровождения курсантов ОО МВД России были изучены материалы сайтов университетов МВД России и их филиалов, документы открытого доступа по вопросам адаптации Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, его Рязанского филиала. Было зафиксировано, что на основе единых планов в них проводится широкая сеть научных, учебно-методических, служебных, профессионально ориентированных, воспитательных мероприятий, способствующих адаптации курсантов к образовательному процессу, в начале учебного года реализуются мероприятия специального адаптационного характера: дни открытых дверей, принятие Присяги, родительские собрания и др.

Значительная помощь в адаптации курсантов в образовательном процессе оказывается благодаря систематическому контролю за учебными показателями, их вовлечением в спортивные, досуговые мероприятия. В каждой ОО функционирует психологическая служба, которая следит за состоянием психологического здоровья курсантов, а также участвует в предварительном профессиональном отборе абитуриентов и проч.

Анализ и структурирование данной информации позволили представить системно: I. Предадаптационный этап: 1-я ступень (в течение последнего года обучения в образовательной организации среднего образования (школе); 2-я ступень (профессиональный психологический отбора, итоговое медицинское освидетельствование абитуриентов, допуск к вступительным испытаниям);3-я ступень (прохождение вступительных испытаний – 2-я половина июля). II. Адаптационный этап: 1-я ступень (в течение сентября обучающийся проходит курс начальной профессиональной подготовки, принятие Присяги, присвоение первого специального звания – сентябрь-начало октября;2-я ступень (освоение требований образовательного процесса – октябрь-январь);3-я ступень (первичное масштабное эффективное выполнение требований образовательного процесса – февраль-июль).

Контент-анализ позволил зафиксировать, что в ОО МВД России реализуется педагогическое сопровождение курсантов в период адаптации к образовательному процессу, однако оно представлено на мероприятийном уровне, обладает дискретным, ситуационным характером. Данное сопровождение обладает значительным адаптационным потенциалом, однако, будучи внешне-формальным по своим характеристикам, всегда обусловлено экзистенциальными рисками, в частности, дезадаптаций курсантов, дефицитом рефлексивной деятельности, отчужденностью личности от микросоциума, двойной моралью, дезориентацией в профессиональных и жизненных перспективах и проч.

Изучение проблемы педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу с целью преодоления ее дискретного характера на основе комплексного похода к педагогической действительности позволило разработать концептуально-инструментальную модель оптимизации педагогического сопровождения курсантов образовательных организаций МВД России в период адаптации к образовательному процессу. В модели структурно представлено 2 модуля: концептуальный (теоретический) и инструментальный (технологический). В концептуальный модуль включены в качестве теоретической основы педагогической деятельности актуальные принципы, формы, методы, содействующие эффективному взаимодействию профессорско-преподавательского состава и курсового руководства с курсантами. Важной составляющей данного модуля является адаптационный педагогический субмодуль, содействующий интенсивному формированию курсантами знаний, умений, навыков в адаптационной деятельности. Благодаря этому у курсантов формируется адаптационная компетенция. В инструментальный модуль включены субмодули: факторный, целевой, субъектный, организационно-процессуальный, коррекционный, оценочно-диагностический, средовой, результативный, аналитико-рефлексивный.

Мы выделяем феномен «форсированная адаптация», под которым понимается закономерное и безопасное ускорение адаптации курсантов к образовательному процессу с целью оптимизации целостного педагогического процесса и их личностного развития. В этом случае эффективная, полноценная адаптация курсантов, учитывающая экзистенциальные запросы личности, может быть осуществлена в течение 1-го семестра. Таким образом, этапами педагогической адаптации курсантов к образовательному процессу могут стать: I. Предадаптационный (подготовительный)этап – предшествующий поступлению в ОО МВД России. II. Адаптационный этап (I семестр): 2.1. -«Когнитивный (ознакомительный, познавательный) этап» (сентябрь-октябрь); 2.2.«Ингрессивный (первичного взаимодействия) этап» (ноябрь); 2.1. «Интеграционный (сотруднический) этап» (декабрь).

Литература

1. Свинарева О.В. Научная разработанность темы «Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу» // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24448. [дата обращения: 12.02.2017]

2. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / – М.: «Академия», 2003. – 192 с.

3. Ульянова И.В. Проблемы образовательного пространства вузов МВД России и пути их решения // Философские исследования и современность: Выпуск 3. Сборник научных трудов. – Москва: Издательский дом Академии им. Н.Е. Жуковского, 2014. – С. 234-243.

4. Ульянова И.В., Свинарева О.В. Педагогическая адаптация первокурсников к образовательному процессу и будущей профессии в системе гуманитарного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2016. – № 179. – С. 47-53.

Просмотров работы: 408