ПРОФИЛАКТИКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

РАХМАТУЛЛИНА Э.Р. 1
1ульяновский государственный педагогический университет имени Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение аутодеструктивного поведение подростков на современном этапе приобретает актуальность. Одним из следствий негативных социальных и экономических явлений становится увеличение количества людей, склонных к аутодеструктивному поведению. На грани опасности находятся дети подросткового возраста. Свойственные этому возрасту трудности саморегуляции находят свое выражение в импульсивности, тревожности, проблемах самооценки и управления эмоциями [5 , с. 125]. В первую очередь для лучшего понимания угрозы отрицательных последствий данной склонности подростков, уточним понятие «аутодеструктивное поведение» .

Н.А. Польская связывает аутодеструктивное поведение с раз­ными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суи­цидальных актов, на­меренное причинение себе вреда, или совершение действий, которые имеют негативные последствия для индивида. Под этим понятием подразумевается суицидальное и самоповреждающее поведе­ние, реже — алкогольная и наркотическая зависимость, расстройство пищевого поведения [6 , с. 177].

A.А. Руженков, Г.А. Лобов, А.В. Боева определяют аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение как преднамеренные действия (при неосознавании возможности смертельного исхода как их результата), следствием которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни. отличают прямую аутодеструкцию от косвенной – причинения отсроченного вреда собственному здоровью без цели лишения себя жизни, которая, в свою очередь, может быть разделена на активную (осознаваемую) и пассивную (неосознаваемую). На основе категории цели они делят аутодеструктивное поведение на семь групп: релаксационное, манипулятивное, инфантильно-демонстративное, призыв, инфантильно-подражательное, инфантильно-мазохистическое, симулятивное[7 , с. 43].

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, анализируя поведенческие девиации, выделяют две группы: нестандартное (имеет форму нового мышления или идей, а также действий, выходящих за рамки социальных поведенческих стереотипов, например деятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров) и деструктивное поведение (внешнедеструктивное поведение, направленное на нарушение социальных норм, и внутридеструктивное поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности, ее регресс). Направление деструкции зависит от превалирующей цели. В группе внутридеструктивного поведения Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют: суицидное, конформистское, фанатическое и аутическое поведение. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение авторы обозначили как поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Ими рассматриваются следующие формы поведения: суицидальное поведение, пищевая или химическая зависимость, фанатическое поведение, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.) [3 , с. 200].

Таким образом, аутодеструктивное поведение обозначает такой способ взаимодействия человека с окружающими людьми и самим собой, при котором ему наносится вред, то есть его действия, направлены на нанесение прямого или косвенного ущерба собственному соматическому или психическому здоровью, угрожающие целостности и развитию личности

Отметим так же , что существует большое количество форм аутодеструктивного поведения, каждая из которых имеет свою специфику выражения и коррекции. Но в корне любой его формы находятся неразрешенные внутриличностные проблемы, возникающие из-за неспособности человека построить гармоничные отношения с самим собой и другими людьми.

  • Аутическое поведение – поведение, характеризующееся отсутствием приспособления к действительности и требованиям повседневной жизни, с уходом в мир фантазий (эскапизмом), отказом от общения и выбором одиночества [4, с. 133]. Следствия аутического поведения – недостаточная социальная стимуляция, вплоть до депривации. При этом происходит компенсаторное усиление пассивного воображения с предполагаемой реализацией неудовлетворенных желаний. Подросток погружается в «воображаемую жизнь», все больше отдаляясь от реальности. Но личностное неблагополучие и потребность во внимании в этом случае будут проявляться либо в формировании психосоматических симптомов, либо в подавленном состоянии.

  • Фанатическое поведение – вовлеченность в деструктивный культ, сверхсильная увлеченность каким-либо видом спорта или музыкальным направлением. В группу риска по вовлечению в деструктивные культы и экстремистские организации входят люди с истероидной, психоастеничесой, параноидальной акцентуациями характера, зависимые личности, лица из неполных семей, семей с гиперопекой, асоциальных семей, лица с ограниченными физическими возможностями, лица, пережившие тяжелые психотравмы, лица с развитым эйдетическим восприятием, лица, склонные к конфабуляциям, дети, внуки и родственники культистов [1, с. 49].

  • Виктимное поведение (от лат. victimа – жертва) – действия или бездействие, побуждающие другого человека к совершению легкомысленного, аморального или противоправного поступка [2, с. 322].

Очевидно, что важно уделять большое внимание профилактике самоповреждающего поведения подростков. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания «со знаком минус» – становятся объектом насмешек и презрения. Многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, можно ли научить его общаться, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих. Профилактика аутодеструктивного поведения является ключевой в минимизации отрицательных последствий. Здесь главный акцент ставится на моральную и психологическую атмосферу семьи, уровень культуры и образованности родителей, их социальный статус, круг интересов в семье. Данная проблема сложна тем, что не каждый родитель обладает определенными навыками воспитания и не может прочувствовать желания своего ребенка.

Профилактике самоповреждающего поведения включает следующие рекомендации родителям :

1. Сохранять контакт со своим ребенком. Важно сохранять контакт с ребенком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Для этого: расспрашивайте его с искренним интересом о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ребенку важным, даже если вам это кажется незначительным; придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному! Важно как можно больше разговаривать с подростком. Надо постараться любыми способами узнать, что за проблема его волнует, и попытаться уменьшить его страдания.

2. Помнить, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию.

3. Говорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что Ваш подросток хочет, как он планирует этого добиться, помогите ему представить реалистичные шаги к желаемому будущему Передать ребенку понимание ценности жизни и здоровья. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

4. Сформировать у подростков оптимальные коммуникативные навыки, бесконфликтного конструктивного.

6. Быть внимательным слушателем. Подростки особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают, не настроены, принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят.

7. Найти баланс между предоставлением свободы и родительским руководством [1, с. 43].

В заключение следует сказать, что минимизировать отрицательные последствия аутодеструктивного поведения позволит профилактика при условии содействия родителей .

Библиографический список

  1. Вершинин, М.В. Психологическое консультирование «жертв» деструктивных культов / М.В. Вершинин //Материалы научно-практической конференции «Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» / под ред.М.В.Вершинина. Ставрополь: Северо-кавказскийун-т, 2009. - с. 40-50

  2. Дольто, Ф.С. На стороне подростка / Ф. Дольто. - Екатеринбург: V – Фактория, 2004. - 368 с.

  3. Короленко, Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства / Ц.П. Короленко. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

  4. Менделевич, В.А. Психология девиантного поведения / В.А. Менделевич. – СПб.: Питер, 2005. – 445 с.

  5. Польская, Н.А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2014. - № 2 (81). - с. 140—152.

  6. Польская Н.А., Власова Н.В. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4. - с. 176–190.

  7. Руженков В.А., Руженкова В.В. Некоторые аспекты терминологии и классификации аутоагрессивного поведения / В.А. Руженков // Суицидология. – 2014. - № 1. –с. .41-49.

Просмотров работы: 866