ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, интеллектуальное развитие личности определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. В этой связи развитие критического мышления является неотъемлемой частью модернизации современной школы в целом и оптимизации обучения английскому языку в частности.

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок [1, 6]. При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это - открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный опыт. Обобщив, можно сказать, что критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

По технологии «Критическое мышление» (далее - КМ) методисты предлагают использовать модульный урок, состоящий из трех этапов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала [1].

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с новой информацией, причем работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал [5].

Третья стадия размышления – «рефлексия». На этом этапе ученик формирует личностное отношение к новому материалу и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [1].

Исходя из вышесказанного, мы предположили, что данная технология способствует развитию самостоятельного, аргументированного и социального мышления у учащихся, поэтому мы поставили целью экспериментальной части нашей выпускной квалифицированной работы реализовать элементы технологии развития КМ учащихся в процессе формирования их компетенции в области чтения.

В период с 14.11 по 11.12 2016 года мы провели эксперимент на базе муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" г. Шуи Ивановской области в 10 «Б» классе, состоящем из 26 человек.

Согласно учебной программе ученики изучали политическую и государственные системы по УМК В.П. Кузовлева "English" для 10-11 классов. В соответствии с программой нами был разработан комплекс занятий с применением технологии КМ. Каждый урок состоял из трех основных этапов, описанных выше. На каждом этапе применялись различные приемы КМ. При выборе каждого из них мы опирались на соответствие цели каждого из этапов и методической направленности приема, также немаловажным аспектом являлось то, что тексты, которые мы использовали в ходе эксперимента, были разноплановыми.

Для проведения одного из занятий мы подобрали отрывок из произведения Дж. Свифта "Путешествия Гулливера", в котором описывается один из видов монархии. Темой данного занятия была «Политическая система страны лилипутов».

На первом этапе урока мы использовали прием "Кластер" с целью систематизации уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Нужно отметить, что кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, ученики распределяют их особым образом, компонуют по категориям, и таким образом они могут логически структурировать содержание текста [4, 2].

На данном уроке мы применили вышеописанный прием на стадии "Вызова". Ученики были разделены на три группы, каждой был выдан раздаточный материал, в котором был изображен пустой кластер с темой урока посередине. Хотелось бы сказать, что ученики в процессе выполнения задания активно обсуждали его и пытались подойти к его выполнению нестандартно, использовали различные цвета карандашей, делали схемы.

На том же уроке в качестве второй стадии "Осмысления" мы использовали прием "ИДЕАЛ". При этом мы исходили из того факта, что развитие критического мышления подразумевает умение решать проблему, т.е. умение увидеть ее, проанализировать с разных точек зрения, выделить составляющие, рассмотреть проблему в целом, оценить различные варианты решения (как собственные, так и чужие) и выбрать оптимальный вариант. Данный прием был разработан Дж. Брэмсфордом [5]. Каждая буква в названии этого приема означает определенную стадию работы над проблемой. Так буква "И" подразумевает идентификацию проблемы в самом общем виде. Ученики были поделены на три группы, каждой давалось задание и время изучить текст, после чего каждая группа представляла свои варианты, в ходе обсуждения мы выбирали наиболее подходящий. Стадия "Д" - дебаты над проблемой с целью поиска ее сути. На этой стадии каждая группа обсуждала проблему. Стадия "Е" - есть ли возможные варианты решения, на данной стадии ученикам давалось задание сгенерировать как можно большее количество вариантов. Стадия "А" - анализ вариантов с целью выбора оптимального. Хотелось бы отметить, что в ходе эксперимента ученики долго не могли прийти к общему мнению, что отняло больше времени от урока, чем планировалось. Стадия "Л" - логические выводы. Ученики так же в группах подводили итоги проведенной работы, работали очень продуктивно, каждый в группе был задействован в дискуссии.

На одном из занятий была рассмотрена тема "Государственная система США". На этапе "Осмысление" был использован прием "Фишбоун", который описывает в своей статье Мамонтова Е.А. Ученики в группах искали в тексте обсуждаемую проблему, выявляли причины проблемы, находили подтверждающие факты и делали вывод [3]. Ими была построена так называемая "рыбья кость", состоящая из данных аспектов текста. Ученикам было интересно не только самостоятельно конструировать на доске "рыбью кость", но и дискутировать по теме, зачастую им было трудно выразить свои мысли, они часто допускали грамматические ошибки, но, не смотря на это, они были заинтересованы в процессе говорения.

Мы считаем, что при регулярном использовании технологии КМ на уроках иностранного языка ученики научатся правильно воспринимать новую иноязычную информацию, тщательно и критично её исследовать. Важно, что они при этом смогут уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, подвергать идею легкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования. Уверены, что технология КМ способствует успешному развитию коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке.

Библиография

  1. Галактионова Т. Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации. (http://schoolnano.ru/node/8964) (дата обращения: 13.02.2017).

  2. Гудкова Л.В. Кластер как когнитивная учебная стратегия в обучении немецкому языку в высшей школе.// «Научный поиск» № 1.1. 2016, с.16-18.

  3. Мамонтова Е.А. Технология критического мышления при обучении английскому языку.// "Научный поиск" №2.8, 2014, с. 39-40.

  4. Рогова И. В. Использование критического мышления на уроках английского языка. (http://festival.1september.ru/articles/596935/) (дата обращения: 13.02.2017).

  5. Рубан И.М. Технология критического мышления на уроках английского языка (http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/1786-2012-11-07-14-08-27.html) (дата обращения: 13.02.2017).

  6. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

Просмотров работы: 304