АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ЕЕ ВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ЕЕ ВЕДЕНИЯ

Ковалева Н.А. 1, Мельгуй А.Э. 2
1ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского"
2ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия экономикам многих стран присущ рыночный тип хозяйствования, который имеет определенные преимущества и недостатки и, что сейчас немаловажно, - последствия. Последствия, как для государства в целом, так и для специфики компаний и их деятельности. Аутсорсинг, как один из инструментов обеспечения наибольшей экономической выгоды для фирм при их взаимодействии, является относительно новым, но уже получившим широкое распространение явлением.

История данного понятия берет начало в 18 веке (период ремесленного производства). При создании своей продукции мастер зависел от многих смежных с ним объединений людей, задействованных в основных этапах производства и реализации товара, таких как: поставщики сырья, заказчики и многие другие. Все это требовало от ремесленников взаимодействия, т.е. осуществления кооперированных связей. Истоки же практического аутсорсинга берут начало в период «великого противостояния» двух эпохальных менеджеров – Г. Форда и А. Слоуна, которые возглавляли колоссы автомобильной промышленности. По словам Г. Форда философия аутсорсинга заключается в том, что если компания не может делать что-то лучше и дешевле конкурентов, то в такой работе нет смысла, и, соответственно, ее следует поручить тому, кто отлично ее выполнит.

Аутсорсинг (от англ. outside resource using – “использование ресурсов извне “) - делегирование определенных функций в компании сторонней организации по различным причинам. Смысл данного процесса заключается в сосредоточении всех усилий фирмы на той деятельности, которая является для нее основной, а остальные передать грамотному, проверенному и профессиональному партнеру. Дж. Хейвуд так понимал это явление: «Аутсорсинг – это перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех, связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [2]. Ф. Котлер, мировой гуру маркетинга, в свое время призывал владельцев компаний: «Перепоручайте другим то, что они сделают проще и дешевле» [1].

Трудно не заметить основные преимущества аутсорсинга:

  1. Существенные экономические выгоды

  2. Реструктуризация внутрикорпоративных процессов.

  3. Развитие внешних отношений компании с другими субъектами экономических отношений.

  4. Концентрация усилий компании на своих основных функциях, при сокращении внимания на второстепенных.

  5. Снижение совокупных затрат.

  6. Сокращение времени исполнения определенных функций на предприятии.

  7. Повышение эффективности управления компанией за счет снижения нагрузки, но при качественном выполнении второстепенных функций.

На современном этапе более 1000 известных в мире компаний используют услуги офшорного (т.е. с участием зарубежных аутсорсинговых компаний) и местного аутсорсинга, при этом более 80% участников бизнеса положительно оценили услуги таких систем.

Рис.1-Классификация аутсорсинга по различным признакам

Частным случаем в системе аутсорсинга является аутсорсинг бухгалтерии, как один из способов обеспечения деятельности предприятия в сфере учета. Следует отличать его от бухгалтерских услуг, реализуемых исполнителями извне. Так бухгалтерский аутсорсинг выступает формой взаимодействия, т.е. внешняя компания, предоставляющая услуги это целостное функциональное дополнительное подразделение, но самостоятельное организационно и юридически.

Проведенные исследования Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США) показывают, что в последнее время наблюдается небывалый рост в области аутсорсинга бизнес-процессов в финансовой и бухгалтерской сферах. Трудно назвать аутсорсинг бухгалтерии краткосрочным процессом, скорее это стратегия на перспективу, требующая серьезных изменений внутри фирмы, прежде всего это настройка документооборота и взаимодействия. Функции аутсорсинга бухгалтерии самые разнообразные и варьируются от специальных операционных до помощи в обеспечении информационной безопасности (Рис.2).

Рис.2-Основные функции, выполняемые аутсорсером в области бухгалтерии [3]

Как и любой вид аутсорсинга, бухгалтерский имеет свои особенности:

  1. Управление компанией-аутсорсером сразу несколькими бизнес-процессами и это вызывает ряд затруднений при недостатке управленческого опыта у руководителя

  2. Ведение бухгалтерии предполагает доступ к документам, имеющим коммерческую тайну, и не все заказчики готовы предоставить доступ к документам. Здесь особое влияние имеют психологические барьеры руководителей предприятия, которые просто не готовы доверить внешним исполнителям такие документы и выполнение определенных функций.

  3. Отсутствие конкретной нормативной документации в области аутсорсинга, а также неполнота имеющейся законодательной базы.

  4. Высокий уровень формализации отношений между заказчиком и исполнителем, ведь привлекая аутсорсера нужно все продумать и грамотно сформулировать и правильно отразить в договоре (ответственность сторон, обязанности, критерии оценки результатов работы и т.д.).

Несмотря на все риски аутсорсинг бухгалтерии имеет все же больше преимуществ для компаний-заказчиков услуг данной сферы (Рис.3).

Рис.3-Главные преимущества аутсорсинга бухгалтерии

Как видно из рисунка аутсорсинг достаточно эффективный и имеет множество преимуществ, находящих отражение в увеличении продуктивности предприятий и их большей прибыльности. Именно поэтому с каждым годом он получает все большее распространении как в России, так и за рубежом. Хочется отметить, что в последние 15 лет отечественный спрос на услуги бухгалтерского аутсорсинга существенно увеличился. Согласно информации, предоставленной компанией «Coleman Services», доля заказов от российских компаний составляет около 10% от доли всей доли предприятий, пользующихся аутсорсинговыми бухгалтерскими услугами. Здесь имеет место и нехватка опыта наших соотечественников и недостаточная информационная база. Также ограничениями выступают: общеэкономическая информация, отсутствие профессионалов в данной области, определенные модели бизнеса. Передовые позиции на рынке аутсорсинга бизнес - процессов в России занимают компании: BDO, «ФинЭкспертиза», КПМГ, PricewaterhouseCoopers, «Интерком-Аудит».

Аутсорсинг бухгалтерии является перспективным направлением в области развития сферы услуг и получил широкое распространение в зарубежных странах. В России пользование аутсорсингом бухгалтерии только набирает популярность, но в дальнейшем также прослеживается тенденция быстрого роста спроса на услуги такого типа.

Список литературы:

  1. Котлер, Ф. Основы маркетинга - М.: ИД «Вильямс», 2007. - 656 с.

  2. Дж. Брайан Хейвуд. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: Вильямс, 2003. — 176 с.

  3. Аксенов Евгений, Альтшулер Игорь. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. — М.: Питер, 2009. — С. 464.

  4. Сафарова Е. Ю. Аутсорсинг учетных процессов. — М.: Книжный мир, 2009. — С. 192.

Просмотров работы: 429