«Имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» - это определение дается в статье М.С.Пискунова. Своими словами, имидж – это: с одной стороны - способ психологического воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, с другой - некий психический образ или социально-психологический стереотип.
У любого образовательного учреждения существует имидж вне зависимости от того, кто над ним работает, и работают ли над ним вообще. Формирование благоприятного имиджа - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.
Имидж - инструмент достижения стратегических целей учреждения. Однако позитивная известность не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы. Ключевые моменты плана по созданию эффективного комплексного имиджа школы таковы:
внешний имидж образовательного учреждения,
внутренний имидж образовательного учреждения.
Однако, не менее важны другие факторы. К примеру, разработка философии учебного заведения. Философия и девиз, который рождается из него, служат основой построения плана формирования имиджа.
Под формированием имиджа образовательного учреждения большинство исследователей понимают процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Проблема формирования имиджа образовательного учреждения относится к области управления школой и, как любое управленческое нововведение, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты.
Мотивационно-целевой компонент включает исследование потребностей всех субъектов педагогической практики в формировании имиджа школы, как внутри, так и за ее пределами; психологическую готовность к участию в предстоящей работе; исследование имеющегося опыта; определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения.
Содержательный компонент раскрывает сущность понятия «имидж образовательного учреждения», его структурные состовляющие, их характеристику, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления.
Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его применению.
Формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения. Формирование имиджа – это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на базе имеющихся ресурсов. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить объем и специфику собственных ресурсов?
Так, в статье Е.И.Зуевой выделяются следующие основные этапы формирования имиджа:
I этап – определение миссии. Начинать надо с анализа внешней среды. Педагогическая специфика учреждения устанавливает свои правила, поэтому в начале надо определиться с базовой идеей образовательного учреждения. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. Результатом данного этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами – работаем.
II этап – определение целевой аудитории. Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Это могут быть: ученики, родители, социальные партнеры, СМИ.
Ученики. Именно они, обучаясь в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном обществе.
Родители учеников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.
Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сейчас все большее значение для успешного продвижения на рынке играет общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет инвестировать средства в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность – ведь польза от такого партнерства должна быть взаимной.
Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между школой и социумом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения можно существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
III этап - планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Сюда может входить создание школьной символики, разработка дресс-кода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений и т.д.
IV этап - реализация запланированных мероприятий. Самое важное в реализации любых мероприятий по формированию имиджа ОУ – это их органичная интеграция в образовательный процесс.
V этап - проверка эффективности. На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом.
В итоге выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, методической работы в школе.
Построение имиджа образовательного учреждения предполагает решение ряда задач:
Изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями;
Распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов - процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;
Обеспечение освещения мероприятий в деятельности учебного заведения - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: мнение больше определяется событиями, чем словами;
Разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать положительные изменения в школьной жизни, демонстрировать заслуги школы, полученные в процессе перемен.
Исследования, такие как анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями образовательных учебных заведений, представителями органов управления образованием, родителями, демонстрируют, что важной чертой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:
миссия образовательного учреждения, его приоритеты;
школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, традиций, обычаев, стилей поведения конкретного учебного заведения;
виды и качество образовательных услуг данной школы;
наличие и функционирование детских и юношеских организаций;
связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирования здорового образа жизни.
М.С. Пискунов в своей книге «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» выделяет 7 основных компонентов структуры имиджа ОУ:
Позитивный образ руководителя – это индивидуальные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы);
Качество образовательных услуг - вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами;
Уровень психологического комфорта подразумевает, уважение в системе взаимоотношений учитель-ученик; бесконфликтное общение, оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса;
Образ персонала – это квалификация, личные качества, внешний облик, педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;
Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности школы, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса;
Внешняя атрибутика – предполагает наличие фирменного стиля (символики); школьной формы, школьной газеты, собственного веб-сайта в Интернете;
Цена на образовательные услуги - это платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, местоположение, сроки обучения.
Арбузова Я. А., Сыскова Л. Ю. Социальная ответственность и имидж образовательной организации // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. – 2015. – С. 140-142.
Замерченко Н. И. Брэндинг в образовании // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - № 2(2). – С. 79-81.
Калиева О. М., Бебешко Л. О. Бренд школы как фактор ее конкурентоспособности в образовательном пространстве города // Наука и образование сегодня. – 2015. - № 1. – С. 21-26.
Кискаев И.А., Радзивил Е.Э. Формирование положительного имиджа школы как способ получения конкурентных преимуществ // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. – 2013. – С. 77-79.
Ковалева М.И. Имидж общеобразовательного учреждения как дополнительный ресурс управления // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. – 2014. - № 1. – С. 50-52.
Лаврова Е. Ю. Личность руководителя в формировании имиджа образовательной организации // Социальная ответственность: проблемы и пути их решения. – 2015. – С. 152-154.
Назаренко А.В., Зоткина В.С. Проблемы формирования имиджа образовательного учреждения // Человек, Общество и Государство в Современном Мире. – 2016. – С. 325-329.
Наумова Н.Б. Создание имиджа учебного заведения (школы) // Развитие личности как стратегия современной системы образования. – 2016. – С. 180-184.
Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1999. —№ 5. — С. 45-55.
Пшеничный И.К. Имидж школы как ресурс ее развития // Методист. – 2012. - № 2. – С. 57-60.
Саудабаева Г.С., Баймолдаев Т.М., Кожан А.М. Педагогическая имиджелогия // Известия Кыргызской Академии Образования. – 2014. - № 2. – С. 27-31.
Фадеева М.В. Подготовка Руководителей к Формированию Позитивного Имиджа Образовательной Организации // Интеграция профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт реализации спецкурсов. – 2016. – С. 83-100.
Яковлева Т. Н. Имидж школы глазами субъектов образовательного процесса // Universum: психология и образование. – 2015. - № 9-10(19). – С. 2.
Яковлева Т. Н., Муштакова Н. А. Особенности формирования имиджа гимназии // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. - № 3(36). – С. 165-174.