РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ О РЕБЁНКЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У РОДИТЕЛЕЙ О РЕБЁНКЕ

Трехонина М.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Определений, что такое семья существует множество. Например, известный семейный психолог Вирджиния Сатир пишет о семье так: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения - это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей »

Классическое определение, что такое семья, звучит следующим образом: семья это ячейка общества или малая социальная группа, являющаяся важнейшей формой организации личного быта и основанная на родственных связях и супружеском союзе - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство. По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи являются следующие: завести детей и продолжить свой род; иметь рядом человека, способного понять и оказать поддержку; быть кому-то нужным; выполнить моральную обязанность по созданию семьи; избежать одиночества; иметь благополучную и устроенную жизнь; не расставаться с любимым человеком. Для каждого человека существует свое определение, что такое семья, и чем она является для него.

Любой участник семьи обладает собственными взглядами, представлениями о наиболее различных гранях существования семьи: о необыкновенных и ежедневных фактах, о её прошлом и будущей перспективе, о вожделениях и действительности, о себе и иных членах семьи, о их эмоциях и идеях, повадках и планах. В образе организующей основы представляет комплекс сценариев ежедневного существования семьи. Семейные сценарии – это данное понимание индивидуумом ежедневных моментов, о наиболее либо менее частых событиях в существовании семьи, [4, с.74]. Представление о семье –это данное в первую очередь в целом комплекс взглядов о очередности сменяющих друг друга стандартных обстановок (сценариев) ежедневного существования семьи. Данная очередность семейных сценариев сформирует базу взглядов о семье для себя и о собственном существовании. Она сопряжена с прошлым семьи, с проектами в перспективу. Она появляется перед мысленным взором членов семьи, если они мыслят о том, как сделать это в тех либо других условиях. На базе семейных сценариев выражаются обоюдные эмоции, появляются и находятся разные варианты решения трудностей. Семьи существенно различаются, согласно суждению Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса, согласно активизации семейных представлений [5, с.98]. Семьи с пониженной возможностью к активизации семейных представлений (с примитивизмом семейных представлений) различаются полным рядом отличительных черт. Возможно отметить несколько видов подобных семей: 1. «Пассивная» семья. Ее члены никак не могут представить для себя перспективу в будущем, активизировать семейные сценарии. По этой причине подобная семья не готовится к ним предварительно. Ее реакция в ответ на перемены – «быстрая», в таком случае она отвечает на перемены только лишь в то время, если они уже произошли. 2. «Подслеповатая» семья. Члены данной семьи наблюдают только лишь те стороны существования семьи, которые «лежат на поверхности». От их внимания ускользают чувства, мысли, сомнения, предпосылки совершающегося остаются для них малопонятными.3. «Примитивно мыслящая» семья. Члены семьи никак не наблюдают взаимосвязи между разными действами. Зачастую всё на что они готовы - осознать только лишь весьма элементарные, простые взаимосвязи. По этой причине их разъяснение причин того что совершается очень упрощено.В семьях с сформированным понятием о себе развиты взгляды о том, как себе ощущают, что мыслят, как ведут себя в конкретных ситуациях другие члены семьи. Члены такого рода семьи могут представлять в сознании эмоции и действия иных членов семьи. В семьях с примитивными семейными понятиями прослеживается своего рода агнозия, в таком случае имеется умение заметить какой ребёнок на самом деле, а не в единичных автономных суждениях отца с матерью.

Семья является не только фоном и контекстом индивидуального развития ребенка. По мнению Н.И. Исаевой, это специфическая микро социальная и макро психическая общность, одной из задач функционирования которой является обеспечение психологического здоровья ребенка. Задача родителей, отвечающих за состояние психологического благополучия собственных детей, – заботиться об их психологической безопасности в условиях семьи. Особое значение в данном аспекте занимает проблема межличностных отношений в семье, которая, в конечном итоге, оборачивается проблемой само отношения, личностной и ролевой идентичности как родителей, так и детей [1, с.25].

Важная роль в процессе взаимодействия родителей с детьми отводится образу ребенка у родителя, т. к. именно этот образ способствует выбору модели взаимодействия, ориентированной на дисциплину (социальные нормы) либо личностное развитие. Образ ребенка, т. е. представление о его характерных личностных особенностях, дает возможность родителю прогнозировать его чувства и поступки, обусловливая, таким образом, выбор способов взаимодействия с ребенком. Термин «родительские представления» включает целый ряд разнообразных понятий, таких как установки, ценности, восприятия ребенка и самих родителей, представления и ожидания, связанные с развитием ребенка. Родительские представления включают оценку того, что ребенок может делать, знание о процессах его когнитивного и социального развития, роли родителей в жизни детей, целях обучения ребенка, предпочитаемых способах его дисциплинирования. Родительские представления оказывают большое влияние на родителей и детей, являясь источником воспитательных стратегий. Они обеспечивают родителей средствами для защиты их собственной самооценки, создавая некие стандарты и эталоны, в соответствии с которыми оценивается выполнение родительской роли и устанавливаются ограничения для различных аспектов родительской ответственности. На основе родительских представлений строятся объяснения детского поведения [2, с.5]. Теоретический анализ различных подходов к моделированию в целом и конкретно – к моделям взаимодействия с детьми позволил выделить два типа моделей взаимодействия с детьми: личностно-ориентированный и дисциплинарный. Дисциплинарная модель взаимодействия с детьми основана на различных формах поощрения и наказания за выполнение либо нарушение норм и правил поведения, заданных социумом или родителями. Личностная модель взаимодействия с детьми предполагает уважительное, гибкое отношение к ребенку с учетом его потребностей и чувств. Немалую значимость в формировании взглядов о ребёнке у родителей играют характерные черты самой семьи:1. Развитие процессов коммуникации. Чем сильнее и эффективнее родители обговаривают жизнедеятельность собственной семьи, собственного ребёнка, чем сильнее меняются эмоциональным опытом, тем наиболее многосторонними станут их взгляды о собственном ребёнке. В случае интернального локуса контролирования родители надеются, что от их стараний находится в зависимости последующая жизнедеятельность детей, они стремятся осознавать её и направлять. Семья с экстернальным локусом контролирования наоборот «плывет согласно течению». Чем наиболее сформировано понимание о ребёнке, тем успешнее их коммуникация.2. Излишне проявленная «нормативность» существования семьи и отношений в ней. Взаимоотношения такого рода семьи созданы на словах «обязан», «должен». Маловажно что ребёнок ощущает либо думает, важно как он должен согласно суждению отца с матерью поступить в этой ситуации.3. Стабильность уклада семьи. Отец с матерью развивают ребенка в соотношение с классическими понятиями о воспитании, какие сформировались в семье их отца с матерью.4. Небольшая степень семейной и психологической культуры. Семейный круг складывался в подобных обстоятельствах так, что не понятно где можно было обучаться родительско-детским отношениям и эмоциям членов семьи, таким образом построены как взаимоотношения созданные на балансе мощи, силы среди членов семьи и постоянно «прав сильнейший». К психологическим обстоятельствам стабильности нарушенных представлений возможно причислить некоторый ряд источников:1) Один из источников считается бессознательность возлежащих в их базе наивно-психологических концепций. У отца с матерью в общении с чадом имеется конкретный набор суждений, психологических согласно собственной натуре, о ребёнке. При этом данные предложения представляются отцу с матерью явными, никак не надлежащими для каких-либо проверок .2) Ещё один ресурс родительских взглядов – это их включенность в межличностные взаимоотношения, в частности, в концепцию обоюдного воздействия в семье. Устремляясь воздействовать на действия детей, достичь от ребёнка той или иной оценки собственных действий, отец с матерью защищают точность собственных взглядов. При этом родители доказывают, что его виденье этих условия считается исключительно верным [6, с.210].

По мнению Соколовского М. Л. современная семья существенно отличается от семьи прошлых времён не только экономической функцией, но и изменением своих эмоционально– психологических функций. В течение последних десятилетий отношения родителей и детей становятся всё более эмоционально – психологическими, т.е. определяются привязанностью друг к другу, так как для всё большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Семья играет большую социализирующую роль в воспитании ребёнка, обеспечивает умственное, физическое и эмоциональное развитие, а также влияет на отношение подростков к учёбе и определяет её успешность. Важнейшей характеристикой семейного воспитания подростка является его стиль, система приёмов и характер взаимодействия старших с младшими. Отклонение или несоблюдение норм поведения в семье является социальным отклонением или девиацией и может провоцировать девиантное поведение подростка в школе. Именно поэтому учебно‐воспитательная работа в школе может быть малоэффективной без взаимодействия с семьёй учащихся. Семья играет огромную роль в жизни как отдельной личности, так и всего общества. Гармоничная (здоровая) семья по (Райгородский Д.Я., 2002) характеризуется гибкой иерархической структурой власти, ясно сформулированными семейными правилами, сильной родительской коалицией, гибкими межпоколенными границами. ( )Таким образом, воздействие семейного воспитания заметно влияет на создание личности. Особенную роль тут содержит форма родительского поведения, взглядов, целей и представлений. Представление родителей о детях - это непростое обучение,формирующееся в течении продолжительного периода под воздействием разных условий.

Литература:

  1. Исаева, Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н.И. Исаева - М.; Белгород, 2002. - 510 с.

  2. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савина, Е.О. Смирнова. - М.: Когитто - Центр, 2003. - 114 с.

  3. Соколовский, М. Л. Поведение родителей и отношение к ним в семьях с разным психологическим климатом в семье / М.Л. Соколовский // Педагогическое мастерство и педагогические науки – 2015-№2 – С. 341-344

  4. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии / Э. Г. Эйдемиллер – М.: Санкт-Петербург, 1997. – 335 с.

  5. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / – Э. Г. Эйдемиллер, Юстицкий В.В - М.: Прогресс, 1994. – 180 с.

  6. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г.Эйдемиллер, В.В. Юстицкий – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

Просмотров работы: 425