КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАЧЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Стрелкова И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Мурманский арктический государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с модернизацией образования, введением образовательных стандартов нового поколения, поиском новых эффективных средств педагогического воздействия перед дошкольным образованием стоит ряд задач, связанных с активным поиском путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с разными образовательными потребностями посредством освоения образовательных областях в различных образовательных условиях.

С каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями, среди которых многочисленную группу составляют дети с общим недоразвитием речи (далее – ОНР). Опираясь на идею о взаимосвязи моторного и речевого развития, подчеркнем важность комплексного воздействия на моторную и речевую сферы в целях преодоления проблем становления всех сторон речи. В современных исследованиях [2,4] у дошкольников с ОНР констатируется несовершенство во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в развитии тонких движений кистей и пальцев рук. Однако отсутствуют исследовательские данные, которые позволили бы составить полное представление об особенностях развития моторной сферы у данной категории детей, что и определило актуальность нашего исследования. Оно направлено на разрешение противоречия между необходимостью осуществлять комплексное воздействие на моторную и речевую сферы развития дошкольников для преодоления общего недоразвития речи, с одной стороны, и недостаточностью научных данных о качественном своеобразии моторной сферы у дошкольников с ОНР.

Целью исследования выступило выявление специфики всех компонентов моторного развития у дошкольников с ОНР.

Фундаментом в изучении формирования и развития моторной сферы, связи состояния моторных функций с другими показателями развития выступили труды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А.Бернштейна и других[6].

Исследование было проведено в 2016 году на базе МАДОУ №131 г. Мурманска, в котором приняли участие 10 детей 6-7 лет с нормативным речевым развитием и 10 детей 6-7 лет с ОНР 3-4 уровня. Испытуемым было предложено выполнение проб на определение состояния моторной сферы по методикам, представленным Афонькиной Ю.А. и Кочуговой Н.А. [3]. Исследование предполагало исследование общей моторики, артикуляционной моторики, состояния мелкой моторики. Для глубины интерпретации полученных результатам был предпринят сравнительный анализ данных, полученных в изучении детей как с общим недоразвитием речи и нормой речевого развития. Были определены уровни развития каждого компонента моторной сферы, выделенные в соответствии с успешностью выполнения проб и с опорой на уровни состояния моторного развития детей, определенные Н.В. Нищевой [7].

Распределение детей по уровням развития общей моторики представлено в гистограмме 1.

Гистограмма 1. Уровни развития общей моторики у дошкольников

Все дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень развития общей моторики, и почти все испытуемые с ОНР показали средний уровень.

Результаты исследования артикуляторных органов отражены в гистограмме 2. Исходя из результатов, следует отметить, что у части дошкольников с ОНР (36%) артикуляционная моторика находится на достаточно высоком уровне, у большинства испытуемых – на среднем (54%), и лишь у 1 ребенка – на низком уровне. Исследование детей с нормой речевого развития выявило 100 % -ую подвижность артикуляторных органов.

Рисунок 2. Уровни развития артикуляционной моторики

Обследование состояния мелкой моторики показало, что почти все дети с нормативным развитием речи имеют достаточную подвижность и сформированность тонких движений кистей и пальцев рук, что также отмечается у одного ребенка с ОНР; на среднем уровне владения мелкомоторными действиями находится 63% детей с ОНР и 27% детей с нормой. Низкого уровня в контрольной группе выявлено не было. В экспериментальной – 27% от группы находятся на низком уровне развития мелкой моторики рук ( гистограмма 3).

Рисунок 3 Уровни развития мелкой моторики

Качественный анализ данных исследования позволил выявить следующую специфику моторной сферы и наглядно продемонстрировал тот факт, что уровень развития крупной, артикуляционной и мелкой моторки находится во взаимозависимости с состоянием речевой функции. Значительные затруднения у детей с ОНР, в отличие от группы с нормативным развитием речи, вызывают сохранение статического положения, точное выполнение двигательных действий, сохранение темпа движений. Состояние артикуляционной моторики у детей с ОНР вывило следующие особенности: наблюдалась подвижность языка и нижней челюсти, но в недостаточном объеме, в тоже время отмечались трудности в удержании артикуляционных поз. Чаще затруднялись в удержании языка «лопаткой», в выполнении движения «качели». Следует отметить узкую амплитуду движений, не достаточное выведение языка из полости рта, сопутствующие движения губами. Достаточная подвижность губ и правильное выполнение заданий были обнаружены лишь у двоих детей. В остальных случаях губы недостаточно или малоподвижны. Многим не удавалась поза «трубочка». Отмечалась узость диапазона движений. Подвижность мышц щек достаточная, только один ребенок не смог выполнить изолированное надувание/втягивание одной щеки. По результатам обследования была выявлена значительная недостаточность мимической мускулатуры. За исключением двух детей, объем движений неполный, отмечается недостаточная подвижность мышц лба и щек (в большей степени). У многих при показе определенной позы (нахмурить брови, поднять брови) появлялись дополнительные движения (прищуривались, морщили нос). Страдает точность выполнения движений и отмечается преобладание замедленного темпа, нарушен мышечный тонус при том, что часть детей показали точные движения, в нормальном темпе и с достаточным напряжениям мышц. Движения мышц глаз были выполнены по инструкции, трудности заключались, как правило, в поочередном закрытии одного глаза. Некоторым это движение не удавалось, дети закрывали оба глаза или прищуривали их. Темп выполнения у детей разный (замедленный – преобладает, также есть нормальный и ускоренный).

Исследование детей с нормальным ходом речевого развития показало, что дети затрудняются в выполнении артикуляционных поз, не смотря на нормальный тонус, у шести из одиннадцати человек отмечались трудности в выполнении позы «жало», «качели», язык не достаточно выводился из полости рта, не удавалось удержание поз. Также была обнаружена у некоторых детей недостаточная подвижность губ: не удавалось вытянуть их «трубочкой», поднять изолированно верхнюю, опустить нижнюю губу. У большей части детей подвижность губ в норме. Мимика полностью сохранна, как и подвижность мышц глаз и нижней челюсти. Все задания выполнены достаточно точно, с необходимой силой и напряжением. Объем движений почти у всех детей полный, тонус сохранен, темп нормальный.

У детей с ОНР была выявлена недостаточность движений пальцев рук: большинство затруднялись в таких заданиях, как перебирание пальцами (движения были скованными, замедленными), проба «кулак-ребро-ладонь» (выполнялось в медленном темпе, упускалась позиция «ребро»).

В группе детей с нормой речевого развития с заданиями на проверку состояния мелкой моторики справились все дети. Только у одного ребенка отмечалась скованность движений пальцев рук (часто сжимал их в кулак), темп выполнения был замедлен, проба «кулак - ребро-ладонь» выполнялась как «кулак-ладонь».

Итак, следует подчеркнуть тот факт, что у детей нормой речевого развития отдельные признаки несформированности моторных функций наблюдаются у незначительного количества детей. Полученные данные о состоянии моторной сферы дошкольников с ОНР и их детальный качественный анализ позволил сделать следующие выводы:

- общее недоразвитие речи и недостаточная сформированность моторной сферы (относительно возрастной нормы) имеют взаимную обусловленность;

- наибольшие трудности у детей с ОНР наблюдаются в состоянии общей и мелкой моторики; артикуляционная моторика находится на недостаточно высоком уровне при хорошей отработке и знании определенных артикуляционных поз;

- отмечаются значительные трудности в ориентировке в пространстве, в собственной схеме тела;

- страдает запоминание инструкции, но отмечается стремление к старательному выполнению задания при оказании стимулирующей помощи педагогом;

- выполнение заданий во многом зависит от фактического эмоционального состояния ребенка, привлекательности предстоящей деятельности, наличия мотивации.

Полученные в исследовании результаты:

- позволяют определить перспективные задачи по развитию и коррекции моторной сферы у дошкольников с ОНР, решение которых оптимизирует процесс их обучения, воспитания и развития, преодоления речевых нарушений,

-показывают перспективные возможности интеграции таких образовательных областей, определенных ФГОС дошкольного образования (вставить ссылку) как «Речевое развитие» и «Физическое развитие» образовательные области;

- создают объективную основу для разработки новых педагогических технологий, методов и приемов, ориентированных на индивидуализацию дошкольного образования дошкольников с ОНР.

Используемая литература:

Нормативные документы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

Учебники и учебные пособия:

  1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] : учеб. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 112 с.

  2. Афонькина Ю.А., Кочугова Н.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ. – М.:АРКТИ, 2012. – 104 с.

  3. Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А.В. Вавилова // Молодой ученый. - 2014. - №5. - С. 195-197.

  4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи [Текст] : учеб. – метод. пособие/ / Г.А. Волкова. - М.: Детство - Пресс, 2015 – 144 с.

  5. Гуревич, М.О. Психомоторика [Текст]: учебник для вузов в 2 т. // М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий. - М.: Юрайт, 2014. - Т. 1. - 342с.

  6. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] // Н.В. Нищева. – Спб.: Детство-пресс, 2009 г.

Просмотров работы: 343