ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Зобова Л.Л. 1, Сучкова К.И. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Последние десятилетия развития мировой экономики характеризуются усилением глобализационных процессов, основывающихся как на интеграционных процессах между странами, так и на повышающемся уровне конкуренции стран, экономик регионов и конкретными хозяйствующими субъектами. Глобализационные процессы сопровождаются как слиянием рынков, появлением новых рынков услуг (банковских, страховых и транспортных), появлением транснациональных компаний, так и созданием международных организаций (например, ВТО, Всемирного банка, ЕБРР). Международная конкуренция принимает глобальный характер. Глобальная конкуренция – конкуренция, игнорирующая государственные границы, т.е. субъекты конкуренции приходят извне, находя объекты приложения в данной стране. [3]

Государства для повышения уровня конкурентоспособности привлекают инвестиции, рынки труда путем использования налоговых преференций. Так, налоговая конкуренция становится частью международной конкуренции стран.

Глобальная конкурентоспособность стран является предметом внимания Всемирного Экономического форума (ВЭФ) с 1979 г. Ежегодно ВЭФ публикует Отчет, в котором представлен Индекс глобальной конкурентоспособности стран, агрегирующий 113 показателей. Данные показатели оценивают факторы, характеризующие эффективность производства в стране, что обеспечит устойчивое развитие экономики в долгосрочной перспективе. Считается, что уровень конкурентоспособности каждой страны зависит от уровня дохода ВВП на душу населения и высокой рентабельности поступивших инвестиций. Методология расчета данного Индекса постоянно совершенствуется, но неизменно опирается на изучение 12 основных базисных показателей. [2]

  1. Качество институтов.

  2. Инфраструктура.

  3. Макроэкономическая стабильность.

  4. Здоровье и начальное образование.

  5. Высшее образование и профессиональная подготовка.

  6. Эффективность рынка товаров и услуг.

  7. Эффективность рынка труда.

  8. Развитость финансового рынка.

  9. Уровень технологического развития.

  10. Размер внутреннего рынка.

  11. Конкурентоспособность компаний.

  12. Инновационный потенциал.

Данные базисы дополняют друг друга и позволяют оценить сложившуюся ситуацию в стране со всех возможных сторон. Кроме того, Индексы оказывают влияние друг на друга: так, изменение одного из них повлечет ответную реакцию остальных показателей.

Стоит отметить, что при рассмотрении данных базисных показателей показатели налоговой конкуренции исследуемой страны оцениваются в виде показателей: 6.04 -Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию и 6,05 - Общая ставка налога (базис «Эффективность рынка товаров и услуг»), а также 7.05 - Влияние налогообложения на стимулы для работы (базис «Эффективность рынка труда»). При этом показатели влияния налогообложения на стимулы к инвестированию и для работы получены из анализа опроса руководителей компаний, а показатель «Общая ставка налога» основывается на агрегировании более подробных индикаторов (информация о каких именно индикаторах идет речь и методология расчета показателя в Отчете не представлены). Таким образом, некоторые показатели носят экспертный характер, т.е. не являются полностью объективными.

Согласно представленному Отчету глобальной конкурентоспособности стран на 2016г. по вышеуказанным показателям рейтинг стран распределился следующим образом (табл.1) [4]

Таблица 1

Оценка налоговых показателей РФ в Индексе глобальной конкурентоспособности

 

Показатель

Индекс глобальной конкурентоспособности

6.04 Влияние налогообложения на стимулы к инвестированию

6.05 Общая ставка налога

7.05 Влияние налогообложения на стимулы для работы

1 место

Объединенные Арабские Эмираты (6,02)

Бруней (8,7)

Катар (6,3)

Швейцария

2 место

Бахрейн (6,1)

Катар (11.3)

Объединенные Арабские Эмираты (6,2)

Сингапур

3 место

Гонконг (6,0)

Македония (12,9)

Сингапур (6,1)

США

Место РФ

106 место (3,1)

97 место (47)

105 место (3,4)

43 место

Представленные данные показывают, что налоговая составляющая не является существенной для конкурентоспособности страны, либо учет этой составляющей не является достаточно полным.

При исследовании налоговой системы страны обращают внимание не только на общую ставку налога (при рассмотрении Отчета ВЭФ возникает вопрос: ставки каких налогов были исследованы, кто является их плательщиков, кем фактически уплачиваются и т.п.) и влияние на стимулы к инвестированию и работы (которые в отчете ВЭФ являются субъективными / зависят от мнения респондентов). Традиционно различают налоги прямые и косвенные, акцизы, федеральные и местные, на организации или физических лиц. Взимание каждого из этих налогов в различных странах строго индивидуально, соответственно и распределение налогового бремени между различными группами налогоплательщиков также отличается. Так, при исследовании каждого конкретного налога нужно учитывать такие показатели как доступность налогового законодательства для понимания налогоплательщиками, сложность уплаты налога, льготы при исчислении и уплаты налога (например, ускоренная амортизация основных средств, льготы для отдельных категорий плательщиков и др.), различия в понятии объектов налогообложения, резиденства и др.[1] При администрировании налогов необходимо обращать внимание на затраты на взимание налогов: каким органом регулируется взимание, какова численность работников, осуществляющих взимание налогов, каков уровень налогового бремени в стране и возможность использования схем ухода от налогообложения.

Необходимо заметить, в качестве одного из основных налоговых преимуществ налоговой системы страны может выступать организация свободной экономической зоны на территории страны с пониженными налоговыми ставками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при оценке общей глобальной конкурентоспособности стран используется множество индексов, характеризующих экономическое развитие страны с разных сторон. Однако влияние такого показателя как действующая налоговая система исследователями Всемирного Экономического Форума не оценено в полной мере и сводится к оценке всего 3 показателей, 2 из которых являются экспертными оценками. По нашему мнению, методологию расчета Индекса Глобальной Конкурентоспособности необходимо дополнить новыми показателями, характеризующими налоговые преимущества и недостатки стран более полно.

Список использованной литературы:

  1. Булычева Т.В., Бушева А.Ю. Сравнительная характеристика налоговой системы России и зарубежных стран // Экономические Науки. – 2015. - №11. – с.1149-1153

  2. Гревцев А. А. Оценка экономического развития стран на основе индекса глобальной конкурентоспособности // Проблемы прогнозирования. - 2009. - №6.

  3. Зобова Л.Л., Орлова Е.К. ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4, С.197

  4. «World Economic Forum» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL//http://reports.weforum.org/global-competitiveness-index/country-profiles/#economy=RUS – [World Economic Forum] - Дата обращения: 09.01.2017.

Просмотров работы: 361