СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Казакова Е.В. 1, Киричатая Е.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время ученые и психологи все чаще подходят к изучению субъективного благополучия. Необходимость изучения данного явления обуславливается потребностью понять, что же лежит в основе равновесия личности, какие факторы влияют на личностный баланс и каким образом можно помочь человеку добиться субъективного благополучия.

Одним из важнейших признаков психологического здоровья и одновременно показателем адаптированности ребенка к окружающему миру является его субъективное благополучие, выявляющее переживания ребенка относительно школы и учебной деятельности, взрослых и сверстников относительно себя [1].

Компонентами субъективного благополучия могут выступать качество жизни, удовлетворенность жизнью, комплекс приятных и неприятных эмоций [3, 4, 6, 18].Однако по данным статистики качество жизни населения снижается (растет число малоимущих семей, величина прожиточного минимума во многих субъектах Российской федерации снижается, растет число преступности) [21], негативные эмоции преобладают над позитивными, не наблюдается так же роста населения, удовлетворенного своей жизнью [22]. Данная статистика говорит нам о снижении психологического и субъективного благополучия населения, а значит о необходимости в изучении данных феноменов.

Как уже было сказано выше, в настоящее время растет число ученых, которые изучают явление «субъективное благополучие». Например, Г.Л. Пучкова (2003), О.А. Елисеева (2011), А.А. Шадрин (2015) понятия «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» используют как синонимичные [7, 13, 15]. Определения данных понятий действительно схожи, так В.А. Хащенко (2005) рассматривает субъективное благополучие как «…интегральный психологический показатель жизни человека» [14],Ю.Н. Долгов (2013) как «…удовлетворенность в различных сферах жизни…» [5]. Американская исследовательница К. Рифф (1995) понятие «психологическое благополучие» определила как «…интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования как степень реализованности, субъективно выражающееся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью…» [6, 19]. Несмотря на то, что трактовки этих понятий схожи, Э. Динер (1984) все же не рассматривал их как прямые аналоги. Он пришел к выводу, что субъективное благополучие выступает как компонент психологического благополучия [17, 18, 19]. Однако К. Рифф (1989) оспорила точку зрения Э. Динера, аргументируя это тем, что «субъективное благополучие» носит в себе крайне изменчивый характер и мало отображают общую картину психологического благополучия [16]. До сих пор среди ученых нет единого мнения, следует ли различать эти понятия или можно использовать их как синонимы. В связи с этим, мы можем говорить о такой проблеме, как недостаточность изучения различия двух этих понятий.

Существует также проблема малоизученности особенностей субъективного благополучия в детском возрасте. Безусловно, психологическое здоровье личности начинает формироваться еще в раннем детстве, поэтому очень важно изучать то, каким образом оно формируется именно у детей. Существуют различные исследования, которые показывают динамику изменения субъективного благополучия младших школьников [1], субъективное благополучие детей в семьях повторного брака [10], влияние окружающей среды на субъективное благополучие ребенка [7], однако практически отсутствуют научные исследования, которые показывают, каким образом происходит становление и развитие субъективного благополучия в детском возрасте.

Поэтому, актуальность и значимость изучения понятия «субъективного благополучия» и его особенностей остаются открытыми в настоящее время.

Цель исследования: изучить особенности субъективного благополучие детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе МБОУ СШ №50 и МБОУ СШ №9 города Архангельска, в январе 2017 года: количество исследуемых составило 137 человек (56 девочек и 81 мальчик) в возрасте 7-8 лет.

Основным методом диагностики явился авторский опросник субъективного благополучия детей младшего школьного возраста Т.В. Архиреевой[1], который включает в себя 2 части: вербальную и невербальную. Вербальный тест содержит 23 высказывания, на которые мспытуемым нужно было указать, в какой мере они согласны с ними, используя шкалу: согласен, затрудняюсь ответить, не согласен. Невербальный тест содержит 11 ситуаций и изображение трех выражений лица на карточке (улыбающееся, спокойное, грустное). Экспериментатор читал ситуацию, а учащийся показывал, какое, по его мнению, у него выражение лица в этой ситуации. По полученным результатам анализируются показатели субъективного благополучия младшего школьника: по вербальному субтесту (эмоции, удовлетворенность делом, управление жизнью, удовлетворенность отношениями, оптимизм, субъективное благополучие) и невербальному тесту (субъективное благополучие).

Результаты исследования и их обсуждение. Как показали результаты диагностики субъективного благополучия первоклассников, у большинства из них (74%) наблюдается хорошее эмоциональное состояние (табл. 1).

Таблица - 1 Количество первоклассников с разным уровнем эмоционального состояния

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Эмоции

Все дети

35

25,55

39

28,47

63

46

Мальчики

21

25,9

22

27

38

47

Девочки

14

25

17

30

25

45

Было отмечено, что у 26% исследуемых данный показатель субъективного благополучия не соответствует норме. Эмоциональное состояние ребенка оказывает влияние на отношение его к учебным предметам, учителю, сверстникам, отражаясь на успешности обучения и адаптации в школе.

При определении уровня удовлетворенности жизни среди первоклассников, было выявлено, что большинство обследуемых детей (93%) удовлетворены делом (табл. 2).

Таблица - 2 Количество первоклассников с разным уровнем удовлетворенностью делом

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Удовлетворенность делом

Все дети

10

7,3

127

92,7

1

0,72

Мальчики

8

9,9

73

90

1

1,2

Девочки

2

3,6

54

96,4

0

0

В этом случае, можно говорить о преобладании позитивного настроя учащихся на обучение, о высокой удовлетворенности своими учебными результатами, о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся, что подтверждает наши данные исследования первого показателя субъективного благополучия.

И только 7% (8 мальчиков и 2 девочки) учащихся первых классов отметили, что не удовлетворены учебным делом. Прежде всего, классному руководителю следует выяснить причины некомфортности этих учащихся в школе; психологу следует помочь таким школьникам в преодолении психологических трудностей; учителям необходимо особое внимание обратить на учащихся с высокой напряженностью и тревожностью (именно они дают низкий балл удовлетворенности школой). Коррекционная деятельность должна в полной мере быть направлена на то, чтобы все учащиеся с удовольствием посещали школу и испытывали позитивное отношение к учебным занятиям.

Важным показателем субъективного благополучия является способность человека управлять своей жизнью. Большинство обследуемых учащихся (73%) отмечают, что способны это осуществлять (табл. 3).

Таблица - 3 Количество первоклассников с разной способностью управлять своей жизнью

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Управление жизнью

Все дети

37

27

49

35,8

51

37,2

Мальчики

25

30,86

26

32

30

37

Девочки

12

21,4

23

41

21

37,5

Как отмечает Л.И. Бажович (1968), существуют условия, позволяющие формировать у ребенка способ­ность самостоятельно управлять своим жизненным поведением: наличие у ребенка достаточно сильного и длительно действующего мотива поведения; введение ограничительных целей; расчленение усваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшие действия; наличие внешних средств, являющихся опорой при овладении поведением [2].

Наши исследования показали, что 27% учащихся не способны управлять совей жизнью. По мнению авторов, это связано с недостаточным интел­лектуальным и психо­моторным развитием ре­бенка, отсутствием по­мощи и внимания со стороны родителей и учителей, неправильным воспитанием в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) и т.д. [11.]; активно-действенным отношением личности к социальной действительности [8]. Такие дети нуждаются в коррекционных мероприятиях: в специальных беседах с ребенком, в ходе ко­торых надо установить причины неспособности ребенком управлять своей жизнью и дать рекомендации ро­дителям; в работе с семьей; в ана­лизе собственного по­ведения учителя с целью предотвратить возможное неправиль­ное поведение.

Анализируя данные исследования по показателю «удовлетворенность отношениями», можно сделать вывод, что у большинства исследуемых первоклассников (85%) данный параметр соответствует норме (табл. 4). Дети, у которых показатель «удовлетворенность отношениями» выше нормы, отсутствуют.

Таблица - 4 Количество первоклассников с разной удовлетворенностью отношениями

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Удовлетворенность отношениями

Все дети

20

14,6

117

85,4

0

0

Мальчики

15

18,5

67

82,7

0

0

Девочки

6

10,7

50

89,3

0

0

В данном исследовании обнаружено, что у 20% первоклассников присутствует неудовлетворенность отношениями. По мнению А.В. Иващенко, Л.В. Зубовой, О.А. Щербининой (2008), важнейшей сущностной характеристикой внутренней позиции является переживание как отношение к занимаемому месту в системе общественных отношений, переживание является фактором, мотивирующим поведение личности, определяя содержание и направление ее активности. Специфика социальной ситуации развития внутренней позиции и направленности личности младшего школьника определяется его повышенной чувствительностью к влиянию взрослых, что, с одной стороны, обеспечивает высокую восприимчивость, усвоение знаний и опыта предшествующих поколений, с другой — повышает риск отклоняющегося поведения в неблагоприятной ситуации развития [8]. Также не мало важным для первоклассника становится приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей, что является одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Положение первоклассника (благополучное или неблагополучное) накладывает отпечаток не формирование личности ребёнка, на его самочувствие, настроение. Хорошее, уважительное отношение к учащемуся со стороны сверстников вызывает у него доверие к ним, взаимную симпатию; неблагополучное положение – ведет к состоянию психологической изоляции, к переживанию негативных эмоций и осложнению в развитие личности. Дети, не получившие признания в классе, совершают аморальные действия и поступки, в общении с другими людьми грубы, озлоблены, капризны или замкнуты. К таким детям необходим особый подход, чтобы не усугубить субъективное неблагополучие.

Согласно нашему исследованию, у большинства первоклассников (66%) выявлен позитивный взгляд на жизнь (табл. 5).

Таблица - 5 Количество первоклассников с разным уровнем оптимизма

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Оптимизм

Все дети

47

34,3

90

65,7

0

0

Мальчики

32

39,5

49

60,5

0

0

Девочки

15

26,8

41

73,2

0

0

Но почти половина учащихся (47%) отмечают пессимистическое отношение к миру. Ребенок-оптимист легко идет по жизни и все трудности пытается преодолеть, а ребенок-пессимист при малейшей трудности ничего сделать не может. Первокласснику-пессимисту сложнее адаптировать в школе, он очень переживает за свои неудачи, плохие отметки, чувствует себя неудачником, менее успешен в учебной деятельности [9].

Сравнительный анализ данных (табл. 6) позволяет сделать вывод о том, что вербально большинство первоклассников (97%) говорят о своем успешном субъективном благополучии, а неверабльно – намного меньше (69%).

Таблица - 6 Количество первоклассников с разным уровнем субъективного благополучия (по вербальному и невербальному субтестам)

Показатели

Контингент

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Субъективное благополучие по вербальной части опросника

Все дети

4

3

19

13,9

114

83,2

Мальчики

2

2,5

15

18,5

64

79

Девочки

2

3,6

4

7,14

50

89

Субъективное благополучие по невербальной части опросника

Все дети

43

31,4

35

25,5

56

40,9

Мальчики

30

37

21

26

30

37

Девочки

13

23,2

14

25

29

51,8

Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна, она практически не поддается контролю. А. Пиз считает, что в процессе общения только 7% информации передается вербально, а 38% информации мы получаем с помощью интонации, остальные 55% отводятся на другие типы невербальной коммуникации [12]. Мы можем предположить, что на самом деле некоторые учащихся через невербальные проявления демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е понять что за ними кроется. Поэтому, мы можем предположить, что на самом деле у 1/3 первоклассников наблюдается субъективное неблагополучие. Учителям начальных классов, психологам необходимо обратить свое внимание на таких детей, т.к. это имеет значение для развития ребенка как субъекта, оказывая влияние на его мотивацию, социально-психологическую адаптированность и успешность обучения.

Таким образом, субъективное благополучие младшего школьника является важным признаком психологического здоровья и определяющим показателем социально-психологической адаптированности. Учитывая это необходимо отслеживать учащихся, чтобы вовремя организовывать профилактическую и при необходимости коррекционную работу.

Список литературы:

  1. Архиреева Т.В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. – 2015. – №19. – С. 342-345.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.

  3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2013. – №4. – C. 4-14.

  4. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник башкирского университета. – 2015. – №3. – C. 1114-1117.

  5. Долгов Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий // Сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». – № 9(32). – Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 143-148.

  6. Дубовик Ю.Б. Психологическое благополучие в пожилом и старческом возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 29 с.

  7. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды // Психологическая наука и образование. – 2011. – №3. – С. 1-10.

  8. Иващенко А.В., Зубова Л.В., Щербинина О.А. Особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности // Вестник Российского университета дружбы народов. – Серия психология и педагогика. – 2008. - №4. – С. 22-28.

  9. Ильин Е.П. Психология надежды: оптимизм и пессимизм. – СПб.: «Питер», 2015. – 288 с.

  10. Колотилина В.В. Субъективное благополучие ребенка, воспитывающегося в семье повторного брака // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – №3-1(55). – С. 145-151.

  11. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.

  12. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. – М.: Эксмо-пресс, 2016. – 448 с.

  13. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самореализации личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Хабаровск, 2003. – 34 с.

  14. Хащенко В.А. Экономическая психология. Модель субъективного благополучия // Психологический журнал. – 2005. – № 3. – С. 40-52.

  15. Шадрин А.А. Социально-психологические факторы субъективного благополучия курсантов: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Саратов, 2015. – 38 с.

  16. Burns R.A., Machin M.A. Identifying gender differences in the independent effects of personality and psychological well-being on two broad affect components of subjective well-being//Personality and Individual Differences. – 2010. – №48. – P. 22–27.

  17. Diener E. Cross-cultural correlates of life satisfaction and self-esteem // J. of Personality and Social Psychology. – 1995. – № 68. – P. 653–663.

  18. Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin. – 1984. – №95. – P. 542–575.

  19. Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective Well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. – 1999. – Vol.125 (2). – P. 276–302.

  20. Ryff C.D. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol.69. – P. 719-727.

  21. Портал статистических данных [Электронный ресурс] http://statistika.ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

  22. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 22.12.2016).

Просмотров работы: 746