Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. Гостя обязательно встречали земным поклоном. Его старались окружить лаской и заботой, относились к нему с почетом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме. К собравшимся гостям выходила наряженная хозяйка, обязательно кланялась в пояс. Гости тоже отвечали ей земным поклоном, и начинался обряд «целования». Гости подходили и по очереди целовали хозяйку. После снова кланялись и выпивали по чарке водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, то это служило сигналом стартовать и рассаживаться по столам. Церемониальный стол обязательно стоял в «красном углу», возле неподвижно стоявших лавок. Затем начиналась сама трапеза. Начало трапезы было ознаменовано тем, что хозяин дома каждому приглашенному гостю подавал кусок хлеба с солью. Так как соль была очень дорогим продуктом в то время, то ее использовали только по особым случаям. Даже при царском дворе солонки стояли поближе к хозяину и важным гостям. Поэтому соль была одним из самых важным продуктов. Еще одной мерой гостеприимства было то, насколько крепко заваривался чай. В зависимости от крепости, можно было судить, как хозяева дома относятся к гостю, насколько они радушны. Традиции подачи блюд сильно изменились с того времени.
Для начала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы (это называлось жаркое), а затем в конце обеда - супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали различные сладкие заедки. На Руси были и традиции питья. Традиции пития спиртных напитков пришли к нам со стародавних времен. Во многих домах и сегодня считается, что если отказаться от еды и напитков, то это означало обидеть гостя. Также дошла до нас такая традиция, как пить водку не мелкими глотками, а залпом. Еще одной традицией питья было обязательное опьянение гостей. Ненапившийся гость должен был хотя бы притвориться им. Хотя не следовало пьянеть, а идти в ногу с остальными. Кроме этого, считалось, что если хозяин во время трапезы подарит кому-нибудь из гостей шубу со своего плеча, то это считалось знаком особого уважения и особой приязни. Кроме этого, хозяин мог угостить кушаньем из специальной опричной тарелки. Она специально ставилась с ним рядом.
Каждое блюдо подносили по отдельности, а драгоценные блюда из золота и серебра сдержали тут же богато наряженные слуги. Но традиции хлебосольства на Руси были не только в богатых домах, крестьяне также умели принимать гостей. Представители крестьянства считали обязательным собираться за столом по различным поводам, будь то крестины, именины, свадьба, рождение ребенка, встречи, проводы, поминки. Когда в России появились трактиры, то традиции русского хлебосольства перекочевали и туда. В трактирах старались угодить малейшей прихоти гостя, к гостю относились с почтением и уважением, обязательно встречали с поклоном и заботились о нем. Очень часто обслуживающий персонал знал не только имя гостя, но и его вкусы, прихоти и предпочтения.
Гостя провожали и желали ему хорошего пути, говоря при этом «скатертью дорога». Кроме этого, обычаем было налить на посошок и посидеть на дорожку. В те времена это означало, что хозяин дома, желает гостю, чтобы его дорога была гладкая, как скатерть.
Русское гостеприимство славится по всему миру, это считается проявлением русской широкой души. Русского хлебосольства не бывает наполовину, а только на широкую ногу.
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорого гостя приглашали к дастархану (накрытому столу), усаживали на почетное место и угощали самым лучшим, что было в доме.
В национальной культуре ритуалу угощения отводится особая роль – любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают, как с помощью конакасы (қонақ – гость, ас – угощение) можно помирить людей, оказать честь уважаемым гостям.
Большое внимание уделялось также посуде – она должна быть красивой и чистой.
Готовить еду, запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множества блюд, и передавали свои знания из поколения в поколение.
Это и медовый кумыс, и пенистый шубат, нежный курт и сушеный творог (ірімшік, ежігей), янтарное масло (сары май), тающая во рту халва (жент) и др.
Куда бы вы ни поехали, в каком бы ауле ни угощались, национальная еда, приготовленная руками простых женщин, имеет неповторимый вкус, тем более, что готовится она на костре и вкушается на свежем воздухе.
Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единства. Гостя расспрашивали о его здоровье, здоровье родных и близких.
Специально для гостей казахи хранили все самое вкусное. Не у каждого народа есть такие человечные обычаи.
Пожилым, особо уважаемым людям, казахи подавали мұше или белкотерер (специальное угощение). Для них готовится вкусное, мягкое угощение: казы, сливочное масло, жент, кумыс, творог, мед и т.д. Его готовят и приносят дети, соседи, близкие. Эта традиция служит примером заботы о родителях, пожилых людях.
Особое внимание уделялось также культуре поведения за дастарханом. По казахским обычаям за трапезой было запрещено ругаться, говорить бранные слова, сплетничать, сидеть босым или с голым торсом.
По законам степи пища у казахов была неоспоримой гарантией правдивости и честности. Клянущийся держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Коран – слово божье (кұдай сөзі), а хлеб – священная еда (қасиетті ас).
Того, кто не умел принять гостя, угостить его как следует, осуждали. Это считалось недостатком не только одной семьи, но и всего рода (ру). За это платили штраф (айып), стыдили, плевали в лицо. Скупых высмеивали. Иногда человек, совершивший нехороший поступок в отношении кого-либо, по воле случая оказывался у него в доме. Хозяин не прогонял гостя и не напоминал о прошлом, а приглашал к дастархану, подавая ему лопатку, голень, рубец и прочее мясо, которое не подают уважаемым гостям, этим хозяин напоминал о своей обиде. И гость догадывался.
В народе и поныне живы такие прекрасные традиции и обряды, как «абысын асы» (абысын – жены братьев, ас – еда), «қонақасы» (қонақ – гость), «белкөтерер» (бел – поясница, көтерер – поднять), «қалжа» (қалжа специальное угощение для роженицы), «бүйрек» – (бүйрек — почка), «құйрық бауыр» — (құйрық – курдюк, бауыр – печень), «асату» (после застолья оставшимся мясом взрослые с ладони угощают детей, подростков, молодежь), «қымызмұрындык» — (первый кумыс), «соғым басым» — (соғым — заготовка мяса на зиму, басы – начало), «наурызкөже» – (праздничное специально приготовленное угощение).
Эти традиции являются показателями национальной культуры, возвышают пищу, говорят о взаимном уважении людей.
Казахи делили еду на три вида: ак (белая) – молочные продукты, кызыл (красная) – мясные продукты и көк (зеленая) – зелень, овощи и фрукты. Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов.
Даже хлебные крошки казахи не выбрасывали, а отдавали детям, при этом приговаривая: «Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым».
У казахов есть одна притча. «В давние времена, когда люди жили в большом достатке, они потеряли уважение к хлебу и стали его топтать ногами. Разгневанный Бог послал к ним своих ангелов с приказом: «Соберите всю пшеницу на земле! Пусть, не знающие цену хлебу умрут от голода!». Ангелы собрали всю пшеницу на земле, но одна собака спрятала горсть зерен под своей лапой. Ангелы решили забрать и эту пшеницу, но собака взмолилась: «Люди виноваты во всем, а не я. Не забирайте у меня пшеницу, а не то я и мои щенки погибнем от голода. Передайте Богу мою просьбу. Пусть он оставит мне горсточку пшеницы». Бог оставил собаке пшеницу. Семена ее спасли множество людей от голода и смерти».
«Собака – одно из семи сокровищ» («Ит – жеті қазынаның бірі»), — гласит народная мудрость.
У казахов есть множество фразеологизмов, так или иначе связанных с пищей. Так, например, сытость выражали следующими словами: «изо рта течет белое масло», голод – «давят вошь, а кровь слизывают». У кого не было кумыса, говорили: «саба висит на кереге» (саба – посуда для кумыса, шубата, кереге – остов юрты) и много других.
В национальной культуре понятие «продукты питания» передаются различными словами: пища, еда, хлеб-соль и т.д. Выражениями «широкий дастархан», «казан не снимают с огня» образно подчеркивали изобилие, гостеприимство дома.
Понятие «хлеб-соль» для казахов всегда было знаком единения, дружбы, справедливости, щедрости, человечности.
Так какие же продукты присутствуют на традиционном дастархане степей?
НАН — ХЛЕБ
В народе недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Хлебу казахи отводят особое место в питании и очень высоко ценят его, это святая пища. По обычаям казахов хлеб не бросают на землю, не перешагивают через него. На дастархане он занимает особое место. Ломать хлеб одной рукой считается большим грехом. Приглашенным гостям в первую очередь подают хлеб.По народному поверью казах, отправляющийся в дальний путь, должен съесть кусок хлеба, чтобы вернуться назад. Оставшийся хлеб хранится в доме и доедается по возвращении.
МЫЖЫМА
Иногда известные люди специально навещают старших по возрасту, чтобы оказать им свое почтение. Для уважаемых гостей режут барана и подают голову.
Если гости спешат, им подают угощение, которое называется мыжыма. Это блюдо готовится очень быстро. Байбише (хозяйка), печет на огне таба нан (каравай).
Особенность этого блюда в том, что для его приготовления используется только домашнее сливочное масло. Только что испеченный хлеб перемешивают с маслом в карыне (вычищенном, выдержанном в соленом растворе и высушенном рубце барана).
Горячий хлеб, пропитанный сливочным маслом, имеет неповторимый вкус. Знающие люди ценят это блюдо выше, чем мясо, потому что на его приготовление уходит большое количество домашнего масла, и оно по стоимости приравнивается к стоимости заколотого козленка.
ҚИЫҚША
Для қиықша (лоскут) тесто раскатывают и режут на куски различной формы, крупнее, чем на бауырсаки в середине каждого куска делают небольшие надрезы ножом, жарят в масле, как и бауырсаки.
ШЕЛПЕК
Дрожжевое или пресное тесто очень тонко раскатывают жарят в раскаленном жиру. Получаются мягкие вкусные лепешки. Шелпек готовят во время айта, жертвоприношений, на поминках и в пятницу, читая молитвы по покойным. За дастарханом шелпек в первую очередь подают людям преклонного возраста.
Список используемых источников:
1.Энциклопедия обрядов и обычаев под ред. Брудная Л.И., Гуревич З.М., Дмитриева О.Л., С-Пб: "Респекс", 1997 .
2.Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
3. А. Кузембайулы, Е. Абиль «История Республики Казахстан», - Астана, Фолиант, 2002г. -368с.Литература : зарубежная(2101)
Литература и русский язык(5460)
Логика(69)
Логистика(29)
Маркетинг(4459)
Математика(2533)
Медицина, здоровье(9201)
Медицинские науки(100)
Международное публичное право(78)
Международное частное право(38)
Международные отношения(2158)
Менеджмент(8171)
Металлургия(106)
Москвоведение(621)
Музыка(1169)
Муниципальное право(46)
Налоги, налогообложение(269)
Наука и техника(1823)
Начертательная геометрия(4)
Новейшая история, политология(83)
Оккультизм и уфология(9)
Остальные рефераты(1506)
Педагогика(6624)
Политология(2380)
Право(2218)
Право, юриспруденция(773)
Предпринимательство(600)
Промышленность, производство(4354)
Психология(7469)
Психология, педагогика(1936)
Радиоэлектроника(579)
Реклама(902)
Религия и мифология(2580)
Риторика(27)
Сексология(710)
Социология(3825)
Статистика(94)
Страхование(127)
Строительные науки(11)
Строительство(1300)
Схемотехника(16)
Таможенная система(425)
Теория государства и права(260)
Теория организации(47)
Теплотехника(31)
Технология(752)
Товароведение(21)
Транспорт(2083)
Трудовое право(159)
Туризм(115)
Уголовное право и процесс(481)
Управление(111)
Управленческие науки(35)
Физика(2716)
Физкультура и спорт(3181)
Философия(5149)
Финансовые науки(5052)
Финансы(486)
Фотография(4)
Химия(1792)
Хозяйственное право(26)
Цифровые устройства(35)
Экологическое право(40)
Экология(3536)
Экономика(13917)
Экономико-математическое моделирование(780)
Экономическая география(141)
Экономическая теория(976)
Этика(612)
Юриспруденция(689)
Языковедение(171)
Языкознание, филология(672)