Интерактивные методы обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности обучающихся и вовлечения всех субъектов образования в процесс совместного решения проблемы. Чаще всего интерактивное обучение позволяет создать ситуацию успеха в учении, условия для неординарного мышления, возможности по-своему увидеть проблемную ситуацию, выходы из нее.
В педагогической литературе выделяют следующие формы и методы интерактивного обучения: игровые и тренинговые. В статье рассмотрим тренинговый метод интерактивного обучения.
Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно. Согласно Кеннет Фи, тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности [http://www.treko.ru/show_article_913].
Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует уже сложившимися отношениями и взглядами, а приобретает и использует новый опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. А в стадии урока любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Основное достоинство тренинга в том, что в процессе деятельности можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в профессиональном становлении специалиста, развитии его творческих способностей.
Согласно В. А. Саруханову, тренинг – деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности [http://www.treko.ru/show_article_913].
Формально тренинг – это групповое занятие под руководством ведущего, направленное на развитие личностных качеств индивида, лучшее понимание себя и других; один из специфических способов получения личностного опыта, где основу любого тренинга составляет групповая работа, что делает ее весьма удобной технологией влияния на личность в специально организованных групповых воздействиях.
Существует четыре основных вида тренингов:
обучающие тренинги – это любая деятельность, в которой человек учится чему-то новому;
профессиональные, когда реализуется система воздействий, направленных на формирование и развитие у обучаемого необходимых профессиональных качеств;
общеличностные характеризуются тем, что применяются упражнения, которые направлены на формирование отдельных способностей и качеств личности, необходимые для его полноценного существования в обществе;
личностного роста – тренинги характеризуются созданием обучающей среды, в которой через упражнения участник может раскрыть и осознать интерпретации, непосредственно влияющие на результаты его деятельности.
На практике современные тренеры стараются совмещать различные виды тренингов, но опыт показывает, что в системе профессионального образования более применимыми оказываются образовательные тренинги, модель которых основывается на использовании различных игр и учебных упражнений в процессе личностно важных коммуникаций.
Современные тренинги требуют определенной организации пространства, то есть создания оптимальных условий для интенсивного общения и устранение внешних отвлекающих факторов. На тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы, участники чувствуют себя в психологической безопасности. Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняется роль учителя, который превращается главным образом в фасилитатора – тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Учитель, поддерживая атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступая одновременно аналитиком и комментатором. При этом тренер должен оставаться бесстрастным, он не может осуждать мнение участников тренинга, навязывать им свое мнение в явном виде. Основная цель тренера - не мешать развиваться учащимся, «не тянуть одеяло на себя», а только направлять, причем ненавязчиво.
Среди принципов тренингового обучения, выделяют принципы активности, исследовательской позиции, осознанного поведения, субъект-субъектного общения, обратной связи . Причем обратная связь, используемая в тренинговых технологиях, позволяет участникам быстро корректировать неадекватный образ действий и вырабатывать оптимальную стратегию поведения.
Важной особенностью тренинга является его структура. Как правило, в тренинговых занятиях выделяют пять стадий:
подготовка включает в себя мотивацию, настройку, планирование работы, установку правил;
осознание - это понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга;
переоценка является решением проблемных ситуаций на основе личного опыта, а также проблемное обсуждение решений и сравнение с личным опытом;
действие реализуется выполнением упражнений, творческих заданий, обсуждением результатов;
рефлексия - оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников;
Остановимся более подробно на возможностях использования тренинговых технологий на уроках информатики и ИКТ. Следует отметить, что проведение занятий в компьютерном классе, наличие локальной сети и выхода в Интернет и интерактивной доски открывает новые перспективы перед учителем – тренером. Тренер может значительно расширить аудиторию тренинга, задействовать внешних экспертов, кроме устных эмоциональных обсуждений, включить в работу тренинга обсуждение на форумах и в чатах. При такой форме организации занятий компьютер начинает выступать, как эффективное средство достижения практической цели, а не как объект изучения. Это позволяет учащимся без дополнительного стресса и страха потерпеть неудачу осваивать необходимые операции на компьютере. Кроме того, компьютер и локальная сеть позволяют более эффективно организовать пространство для группового проектирования.
Однако при систематическое использование тренинговых технологий на уроках позволило выявить и ряд сложностей:
– не все учащиеся готовы к открытому общению на уроке
– не все учащиеся способны выдерживать темп работы тренинга
– тренинг требует значительной и тщательной подготовки учителя – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку;
– тренинг имеет большую продолжительность по времени, что иногда влечет необходимость смены расписания.
В заключение отметим, что использование тренинговых технологий на уроках информатики позволяет совмещать воспитательную и обучающую функции образования. Кроме того, в тренинге значительно активизируется познавательная активность учащихся, они легко включаются в работу на уроке.