Установлено, что становление молодого специалиста обычно происходит примерно за 3–4 года и, как правило, включает в себя следующие этапы:
- адаптация, (в этот период происходит освоение норм профессии, ее основных требований);
- стабилизация, (этот период продолжается дальнейшим совершенствованием профессиональной компетенции);
- творчество, (в этот период педагог уже способен к инновационной деятельности и применению творческого потенциала в педагогической практике).
Для поддержки молодых специалистов и созданию комфортных условий в образовательных организациях, существуют различные меры поддержки, среди которых особое место занимает система наставничества.
Именно система наставничества является действенным и эффективным способом профессионального становления молодого специалиста на начальном этапе их деятельности, то есть на этапе адаптации.
К основным задачам наставничества можно отнести:
- удовлетворение потребности молодого специалиста в непрерывном образовании;
- оказание помощи (методической, психологической и т. д.) в преодолении возникающих затруднений;
- способствование формированию индивидуального стиля деятельности молодого специалиста;
- помощь молодому специалисту в использовании современных методов, приемов и образовательных технологий в образовательном процессе.
Успешной признается практика, когда молодому специалисту, который приходит работать в новую образовательную организацию, назначают наставника. Чаще всего, это преподаватель той же дисциплины или профиля, которую преподает молодой специалист.В этом случае наставнику и наставляемому легче найти общий язык. Прежде, чем начать работу, наставнику необходимо составить план работы с молодым специалистом. Система работы с молодыми специалистами строится на делении всей деятельности на 3 этапа:
- совместная работа наставника и молодого специалиста;
- координирование деятельности молодого специалиста;
-самостоятельная работа молодого специалиста, а также его творческая деятельность.
Работа с молодым специалистом может проводиться от нескольких месяцев, до нескольких лет, в зависимости от поставленных целей работы.
Планирование основных направлений деятельности педагога-наставника с молодыми специалистами будет более эффективным, если на начальном этапе работы провести анкетирование и диагностику для выявления профессиональных затруднений. Для достижения данной цели обычно используются следующие формы работы: беседа, анкетирование, диагностика.
На основе результатов по выявлению профессиональных затруднений можно составить план индивидуальной работы с молодым специалистом. Необходимо отметить, что для каждого молодого специалиста составляется свой, персональный план работы.
Для того, чтобы период адаптации для молодого специалиста прошел быстрее и работа молодого педагога уже на начальном этапе отличалась эффективностью, наставник может разработать методические рекомендации для молодых специалистов. Основной целью создания таких рекомендаций является возможность пользоваться ими в любое время, когда проконсультироваться с наставником по возникающим вопросам не получается.
Система наставничества предполагает использование различных форм работы: беседа, собеседование, анкетирование, тестирование, тренинговое занятие, методическая консультация, взаимопосещение занятий, участие в различных мероприятиях.
Стили наставничества. Выбор стиля взаимодействия с молодым специалистом зависит от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи.
Инструктаж — стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.
Объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. Ограничения данного метода: увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым; возможность того, что обучаемый будет оспаривать мнение наставника.
Развитие — это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Ограничения: вероятность возникновения стресса из-за ответственности, испуга у обучаемого; возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа.
Любая деятельность должна приводить в итоге к определенным результатам. Организация системы наставничества в техникуме позволяет добиться определенных результатов. Результативность деятельности молодых специалистов также можно проследить через их участие в мероприятиях различного уровня: конкурсы, викторины, олимпиады. Более того. Разработка методических продуктов и публикации педагогических статей позволяют увидеть результаты работы с молодым специалистом.
В профессиональных образовательных организациях необходима система наставничества, для того, чтобы молодые специалисты могли преодолеть трудности, с которыми они могут столкнуться в период адаптации и успешно продолжать свою профессиональную деятельность.
Список использованной литературы:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL:http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2016/07/04/programma-raboty-nastavnika-s-molodym. - (дата обращения 22.01.2017).
Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/03/13/nastavnichestvo. - (дата обращения: 22.01.2017).
Блог тренера НадеждыБондаренко [Электронный ресурс]. - URL: http://blogtrenera.ru/blog/pyat-glavnyx-priemov-nastavnichestva-kak-obuchat-i-motivirovat-vzroslyx-lyudej.html. - (дата обращения 24.01.2017).
Качественная педагогика XXI века[Электронный ресурс]. - URL: http://pedagogika-21vek.ru/sistema-nastavnichestva/. - (дата обращения: 22.01.2017).
ИНФОУРОК[Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/nastavnichestvo-267762.html. – (дата обращения: 25.01.2017).
Гареева Л.Р. , 2017